Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Честность я справедливость

Честность я справедливость

Справедливость Нового времени теряет свой запредель­ный сакральный характер и становится собственно чело­веческой, делом договоренности, консенсуса, решения голосованием в парламенте. В ее сердцевине заложена идея неприкосновенности частной собственности, кото­рая считается гарантией существования всех других видов справедливости. Право на частную собственность не дол­жно быть подорвано ничем, напротив, оно должно быть гарантировано всей мощью государства и нравственно-правовыми убеждениями и представлениями индивидов.

Справедливость, истолкованная как обеспечение вла­дения, делается рациональной, понятной и выражает в первую очередь интересы тех социальных групп, которые уже обладают собственностью на средства производства и могут оказать наибольшее влияние на установления об­щезначимых юридических и нравственных норм. Понят­но, что такой перенос справедливости с небесного на земное не отменяет разгула реальной несправедливости в конкретных жизненных ситуациях. Несправедливость, принявшая облик эксплуатации, кризисов и других несо­образностей рыночного общества, продолжает царить в людских делах, постоянно выводя нас за рамки рацио­нально-рассудочных суждений и толкая к надежде на выс­шую справедливость, на оценку по Гамбургскому счету, на Божий суд.

Буржуазная справедливость выдвигает формальный принцип равенства и создает этим условия для существо­вания демократического строя, массового общества и всех реалий современного западного мира. Однако, провоз­глашая равенство в праве, она далеко не всегда создает равенство в реальных возможностях. Каждый бьется здесь один, сам за себя, общество не гарантирует своей помо­щи тем, у кого нет материальной стартовой площадки для успеха. Сделать самого себя, реализовать свои спо­собности без социальной поддержки удается далеко не всем. Вопиющие социальные контрасты, борьба за спра-


ведливость рабочих и студентов, женщин и представите­лей национальных меньшинств — типичная картина в ны­нешних развитых странах.

Марксизм XIX в. попытался создать свое учение о со­циальной справедливости, основав его на принципе, пря­мо противоположном буржуазному, — на принципе об­щественной собственности. Последующий опыт реаль­ного социализма в СССР и странах Восточной Европы показал, что простая отмена частной собственности и замена ее государственно-бюрократическим владением не обеспечивает того равенства для развития человеческих возможностей, которое Маркс и его сподвижники пони­мали как справедливость. Социальный эксперимент ока­зался неудачным. Справедливость еще раз показала ту­манность и неуловимость своего лика.

В современном мире справедливость так или иначе всегда включает оба момента, еще в древности отмечен­ные Аристотелем: момент уравнительный и момент воз­дающий. Равенство выступает как важнейшее условие самой жизни человека и развития его индивидуальнос­ти. Так, все люди должны иметь равное право на жизнь, свободу и равенство независимо от классовой принад­лежности, вероисповедания и цвета кожи. Они имеют равное право на свободу личной жизни, передвижения, гражданства, а также на создание семьи и владение иму­ществом. Можно и дальше перечислять многообразные права, записанные во Всеобщей декларации прав чело­века. Но реальная справедливость не сводится к установ­лению равенства, она включает в себя конкретное мате­риальное и организационное воздаяние во всех сферах жизни, которое часто закреплено в законе. Это и рас­пределение благ сообразно конкретным принципам, и на­казания за преступления, и поощрение со стороны об­щества для тех, кто совершает выдающиеся деяния.

Нравственные представления о справедливости сопро­вождают социально-правовые установления, порой совпа-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Честность и справедливость | Честность и справедливость. дая с ними, а порой вступая в конфликт
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.