КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достоинство человека. Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того
Лекция 5 Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Могущество человека, его сила, свобода, способность к творчеству воспеваются в произведениях философов, поэтов, драматургов. Человек-гигант, человек-титан, человек-соработник Бога — так видят мыслители Возрождения образ человека, они связывают человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм (универсум). Люди не должны чувствовать себя униженными и грешными, они могут гордиться своими искусствами, завоеваниями и открытиями, они должны утверждать свое достоинство не только в аскетических подвигах и духовном служении, но и в плотских радостях, в полноценном переживании жизни. Правда, достоинство человека оборачивается его недостатками — неумеренными и необузданными страстями, оголтелой жестокостью, фантастической жадностью, кровожадной ненавистью. Но недостатки человека не роняют его достоинства, достоинства смелого, творческого и активного существа. Впрочем, в сознании Возрождения сословные различия все еще сохраняются, так же как они сохраняются в обществе. В быту достоинство по-прежнему оказывается прерогативой родовитых, богатых и знатных. Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как принадлежность всякого индивида, а не только представителей определенных сословий. За всеми людьми, по крайней мере формально, признается право быть людьми и уважать себя. Но это происходит очень медленно, постепенно. Кантовское положение о достоинстве каждого человека — это уже XVIII век, а это не такие уж далекие от нас времена. Можно сказать, что достоинство как достояние всех и каждого — совсем недавнее явление в истории человечества. Более того, нам всем еще очень далеко до реального утверждения достоинства любого человека. Однако каким же содержанием наполняется понятие достоинства при капитализме? Возникновение и развитие капитализма ставит знак равенства между достоинством и инициативой, достоинством и умением извлекать прибыль. Подлинным собственным достоинством обладает тот, кто не довольствуется положением наемного рабочего, очень тяжелым и унизительным в период первоначального накопления, кто не мечтает вечно выезжать на увядающем аристократическом авторитете, а проявляет смекалку, сообразительность, храбрость, чтобы утвердить себя как буржуа-предпринимателя. Достоинство приобретает и сохраняет человек, способный не просто получить по наследству богатство, которое будет таять с каждым днем, но умеющий многократно приумножить имеющееся. Стяжание богатства, делание денег, преобразование мира, дающее славу и прибыль — вот добродетели капиталистического сознания, его расшифровки слова «достоинство». Лень, вялость, самоуспокоенность, созерцательность и даже стоическое хладнокровие, столь ценимое в античности, не составляют достоинства буржуазного человека. Он должен быть стремительным, активным, страстным, и не сердце его, а голова должна быть холодной, чтобы быстро и четко скалькулировать возможные выгоды и вероятные убытки. Формальное право на чувство собственного достоинства, с точки зрения рыночного общества, имеют, конечно, все (этим капитализм в корне отличается от иерархической сословности феодализма), но реальным достоинством обладают лишь экономически преуспевшие. Предпринимательский и финансовый успех есть та волшебная сила, которая делает человека достойным в глазах других и позволяет ему с полным основанием гордиться собой и себя ценить. Буржуазная эпоха трансформирует понятие феодальной сословной чести. Честь становится не наследствен174
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |