Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство человека. Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церков­ные и сословные ограничения человека, делает тему дос­тоинства центральной в гуманистической мысли того

Лекция 5

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церков­ные и сословные ограничения человека, делает тему дос­тоинства центральной в гуманистической мысли того вре­мени. Могущество человека, его сила, свобода, способ­ность к творчеству воспеваются в произведениях филосо­фов, поэтов, драматургов. Человек-гигант, человек-ти­тан, человек-соработник Бога — так видят мыслители Воз­рождения образ человека, они связывают человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность — микрокосм, в котором нахо­дит отражение и выражение макрокосм (универсум). Люди не должны чувствовать себя униженными и греш­ными, они могут гордиться своими искусствами, завое­ваниями и открытиями, они должны утверждать свое до­стоинство не только в аскетических подвигах и духовном служении, но и в плотских радостях, в полноценном пе­реживании жизни. Правда, достоинство человека обора­чивается его недостатками — неумеренными и необуз­данными страстями, оголтелой жестокостью, фантасти­ческой жадностью, кровожадной ненавистью. Но недо­статки человека не роняют его достоинства, достоинства смелого, творческого и активного существа.

Впрочем, в сознании Возрождения сословные разли­чия все еще сохраняются, так же как они сохраняются в обществе. В быту достоинство по-прежнему оказывает­ся прерогативой родовитых, богатых и знатных. Лишь Новое время начинает рассматривать достоинство как при­надлежность всякого индивида, а не только представите­лей определенных сословий. За всеми людьми, по край­ней мере формально, признается право быть людьми и уважать себя. Но это происходит очень медленно, посте­пенно. Кантовское положение о достоинстве каждого человека — это уже XVIII век, а это не такие уж далекие от нас времена. Можно сказать, что достоинство как достояние всех и каждого — совсем недавнее явление в истории человечества. Более того, нам всем еще очень


далеко до реального утверждения достоинства любого человека. Однако каким же содержанием наполняется понятие достоинства при капитализме?

Возникновение и развитие капитализма ставит знак равенства между достоинством и инициативой, достоин­ством и умением извлекать прибыль.

Подлинным собственным достоинством обладает тот, кто не довольствуется положением наемного рабочего, очень тяжелым и унизительным в период первоначального на­копления, кто не мечтает вечно выезжать на увядающем аристократическом авторитете, а проявляет смекалку, со­образительность, храбрость, чтобы утвердить себя как бур­жуа-предпринимателя. Достоинство приобретает и со­храняет человек, способный не просто получить по наслед­ству богатство, которое будет таять с каждым днем, но уме­ющий многократно приумножить имеющееся. Стяжание богатства, делание денег, преобразование мира, дающее славу и прибыль — вот добродетели капиталистического сознания, его расшифровки слова «достоинство».

Лень, вялость, самоуспокоенность, созерцательность и даже стоическое хладнокровие, столь ценимое в антич­ности, не составляют достоинства буржуазного челове­ка. Он должен быть стремительным, активным, страст­ным, и не сердце его, а голова должна быть холодной, чтобы быстро и четко скалькулировать возможные выго­ды и вероятные убытки. Формальное право на чувство собственного достоинства, с точки зрения рыночного общества, имеют, конечно, все (этим капитализм в кор­не отличается от иерархической сословности феодализ­ма), но реальным достоинством обладают лишь эконо­мически преуспевшие. Предпринимательский и финан­совый успех есть та волшебная сила, которая делает чело­века достойным в глазах других и позволяет ему с пол­ным основанием гордиться собой и себя ценить.

Буржуазная эпоха трансформирует понятие феодаль­ной сословной чести. Честь становится не наследствен­174


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достоинство человека. Tot эмоционально-смысловой центр человеческой жиз­ни, которого не было в античности — представление о бессмертии души | Достоинство человека. ной, родовой, а индивидуальной и профессиональной: честью мастера своего дела, специалиста, преуспеваю­щего предпринимателя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.