Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счастье и смысл жизни. Трагический взгляд на действительность означает по­нимание жизни как разрыва и надрыва, неизбывного ос­трого конфликта между добром и злом




Читайте также:
  1. I. Философия в жизни человека и общества.
  2. II. Страхование жизни.
  3. II. Труд в жизни людей
  4. V. Актуальные аспекты формирования здорового образа жизни.
  5. А. Осмысление проблемной ситуации
  6. Анализ моделей краткосрочного страхования жизни.
  7. Анамнез жизни (аnamnesis vitae)
  8. Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше о воле к жизни и воле к власти
  9. АТРИБУТ ЖИЗНИ
  10. Биологические ритмы в жизни
  11. Бытие и его смысл
  12. В 55. Феномен власти в жизни общества. Гражданское общество и государство.

Трагический взгляд на действительность означает по­нимание жизни как разрыва и надрыва, неизбывного ос­трого конфликта между добром и злом, наслаждением и страданием, совершенством и убогостью. При трагичес­ком мировосприятии человек бунтует против несовершен­ства действительности, не соглашается с ним, желает от­менить и упразднить существующие зло и несправедли­вость, одновременно понимая невозможность что-либо изменить. Трагичен «абсурдный человек» Альбера Камю, продолжающий жить вопреки царящей в его сознании и судьбе бессмысленности, трагичен тот, кто взыскует Бога и не слышит его внятного ответа, трагичны порывы ро­мантизма, желающего пребывать в царстве высоких чувств и обреченного на обывательское прозябание, наконец, трагична судьба революционеров всех стран и народов, которые хотят воплотить на земле утопию, а неизбежно получают лишь пародию на нее.

Ведущими сюжетами трагического мировоприятия яв­ляются:

• тема пропасти между Абсолютным (Богом) и конк­
ретными преходящими вещами. Эта тема характерна
для философских размышлений таких авторов как Свя­
той Августин, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, К. Барт,
Л. Шестов и др. Мир видится ими как бренный и пад­
ший, а человек — как греховное существо, отягощен­
ное виной и привязанное к своему низменному телу;

в отсутствие целей и абсолютов при переживании тяги к ним. Эта позиция свойственна безрелигиозному ми­ровоззрению, страдающему от собственного атеизма, основанного на идеале разумности;

• слепая судьба (рок) и человеческая ответственность.
Эта трагическая тема прослеживается с древности,
ее ярким выражением является миф о царе Эдипе,
пожелавшем обмануть судьбу и не сумевшем сделать
это. Роковое мировосприятие означает, что человек
не верит в возможность самостоятельного влияния на


Лекция 7

события своей жизни, он чувствует себя жертвой господствующей над ним необходимости, несчастным существом, лишенным свободного выбора. Стоит заметить, что стоический мудрец или завзятый «спи-нозианец» не усмотрели бы в этой ситуации никако­го трагизма, а указали бы на необходимость спокой­но подчиниться обстоятельствам. Трагизм рождает­ся из категорического несогласия с судьбой;

• несовпадение цели и результата, катастрофическое
расхождение между желаемым, планируемым и во­
площаемым, реализуемым. В просторечье это назы­
вается «за что боролись, на то и напоролись». Тяже­
лое разочарование, ощущение напрасности усилий,
вины и переживание собственной недальновидности
оказываются уделом тех, кто делает слишком боль­
шую ставку на цель и вкладывает в ее достижение
старания, которые потом не оправдываются.



• столкновение творческой индивидуальности со стан­
дартизированным внутренним миром среднего чело­
века. Уникальное видение, неординарность делают
поэта, художника, неповторимую личность чужими
на празднике жизни обывателя, нередко ставят их в
положение изгоев. Как писала Марина Цветаева:

Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью В мире мер?!

Кроме пессимизма и трагического мировосприятия, можно вьщелить также мировосприятие, условно говоря, депрессивное. Если пессимизм — явление прежде всего концептуальное, если трагедийность предполагает оцен­ку каких-то крупных, судьбоносных событий и явлений, то депрессивность — черта повседневной жизни. Это скверное, мрачное настроение, которое больше, чем что-либо иное, сказывается на обыденном поведении чело-





Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.