Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, структура и функции политической власти

Учебные вопросы

 

1. Понятие, структура и функции политической власти.

2. Структура, функции и типы политической системы. Типология политических режимов.

3. Государство и гражданское общество.

 

 

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление новой концепции было связано с именем Ш.-Л. Монтес­кье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье за­нимал видное положение президента Бордоского парламента — судебного учреждения). В своей фундаментальной работе «О духе законов» (1748 г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений не­скольких государств, прийдя к выводу, что свобода возможна При любой форме правления, если в государстве господствует Право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и су­дебную, которые взаимно сдерживают друг друга. Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пус­том месте, она явилась логическим продолжением развития по­литико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, и в ко­нечном итоге стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституцион­но-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить необходимое для цивилизованного гражданского общества правление право­вого закона и непредвзятое правосудие».

Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государст­венными органами. Если же в руках одного органа сконцентри­руется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следователь­но, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций госу­дарства. Основное назначение законодательной власти — «вы­явить право и сформулировать его в виде положительных зако­нов, обязательных для всех граждан...». «Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых зако­нодательной властью». Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Су­дебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоя­тельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об от­носительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Во-вторых, должна действовать система сдержек и про­тивовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей га­рантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил. За нарушение законов министры могут быть при­влечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанав­ливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы ви­дим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были за­ложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше вре­мя, как правило, законодательная власть ограничивается рефе­рендумом, президентским правом вето, Конституционным Су­дом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное по­строение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответcтвенностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть под­чинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение во­площается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.

Позднее теория разделения властей получила сильное прак­тическое и теоретическое развитие. Прежде всего, следует упо­мянуть труды Ж.-Ж. Руссо. В отличие от Монтескье, Руссо счи­тал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти — особые проявления единой власти народа». Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца 18 века; если Монтескье пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борь­бы с феодализмом.

Как взгляды Монтескье, так и взгляды Руссо о разделении властей обладали значительной новизной по сравнению с пред­шествующими концепциями. Они были направлены против ко­ролевского абсолютизма и служили обоснованием компромисса буржуазии и дворянства.

 

Политическая власть: сущность и структура

Центральным пунктом теории политики является понятие власти. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть присутствует во всех видах человеческих отношений и незаменима в развитии общества. Политическая власть — важнейший регулятор чело­веческих отношений, поэтому проблемы ее происхождения и развития являются основными в политической науке.

 

Подходы к определению власти

Существуют различные подходы к определению власти, от­ражающие сложную природу этого явления:

1. Подход телеологический (с точки зрения цели). Харак­теризует власть как способность достижения определенных це­лей, получение намеченных результатов. Представители этого направления, среди которых видное место занимает Бертран Рассел, трактуют власть довольно широко, распространяя ее и на взаимодействие человека с природой.

2. Подход бихевиористский. Его представители: Лассуэлл, Мерриам и др. трактуют власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихе­виористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая осо­бое внимание на субъективную мотивацию власти.

3. Подход системный. Он возник в противовес бихевиори­стскому видению власти и исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. Неко­торые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) рассматривают власть как способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направлен-
ных на реализацию ее коллективных целей. Это во многом обусловливает относительность власти, т.е. распространенность на определенные системы.

4. Подход структурно-функционалистский. Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, ископанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

5. Подход реляционистский (от французского слова «relation» — отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает оп­ределяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Все подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где возникает подчинение. Иначе говоря, ВЛАСТЬ — это один из сложнейших видов социального взаи­модействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обя­зательный характер для другого субъекта или группы.

В структурном отношении основными компонентами вла­сти являются:

1. Субъект.

2. Объект.

3. Ресурсы.

Субъект воплощает активное, направляющее начало вла­сти: посредством определенного акта — приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предпи­сывая ему необходимое поведение.

Объект власти, в свою очередь, должен подчиняться, по­скольку без этого условия просто не возникнет властного отно­шения. Власть — это всегда двустороннее взаимодействие субъ­екта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закреп­ляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им под­чиниться, и позволяющие применять определенные санкции (на­казание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение).

Границы отношения объекта к субъекту властвования про­стираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничто­жение до добровольного, воспринимаемого с радостью повино­вения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от воспри­ятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.

Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсов власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчине­ние. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Широко распространена их классификация в соответст­вии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:

1. Экономические ресурсы — материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и по­требления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодо­родные земли, полезные ископаемые и т.п.

2. Социальные ресурсы — способность изменения соци­ального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Включают такие показатели, как должность, престиж, образова­ние, социальное обеспечение и т.п.

3. Культурно-информационные ресурсы — знания и ин­формация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ре­сурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.

4. Принудительные (силовые) ресурсы — оружие, инсти­туты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными ат­рибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ре­сурсом власти, поскольку его использование может лишить челове­ка жизни, имущества и свободы — высших ценностей.

Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению в современном обществе решающим ресурсом являютсязнания, а сила и богатство отходят на второй план и ут­рачивают свое влияние.

Специфическим ресурсом является сам человек — демографические ресурсы. Люди — универсальный, многофунк­циональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информа­ционные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение всю ос структуру, делает реальностью ее процесс, который происхо­ди! по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечаюсь, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно — это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в этой сфере Масти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые рас­полагают лишь своими частными ресурсами, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянноведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.

 

Механизм осуществления политической власти

Процессвластвования упорядочивается и регулируется при Помощи специального механизма власти — системы организа­цииинорм их устройства и деятельности.

Механизм власти имеет сложную и иерархичную структу­ру. Первичным субъектом власти, ее источником, является на­род, реализующий часть властных функций непосредственно, а часть — делигируя официальному представителю (государству).

Применительно к обществу механизмом власти выступают государственные органы и другие политические институты, а также право. Законное право государства разрабатывать и пре­творять в жизнь решения, от которых зависит создание и рас­пределение ценностей, не может осуществляться из единого центра, единым властвующим субъектом. В силу этого объек­тивно вытекает проблема разделения властей. Активными разработчиками ее были Локк и Монтескье. Впервые данный принцип официально был закреплен в конституции США, упо­минание о нем встречается в актах Великой французской рево­люции. Политический опыт этих стран свидетельствует о целе­сообразности разделения властей, т.к. оно позволяет не только конкретно определить рамки и функции деятельности каждой ветви власти, но и установить контроль, внедрить систему «сдержек и противовесов». Данная система позволяет предот­вращать злоупотребление властью, узурпацию одной ветвью власти других и т.п. Реализация разделения властей дает воз­можность гармонично соединять такие аспекты жизни общест­ва, как власть и свобода, государство и личность, под углом зре­ния самоценности последней.

Разделение властей реализуется в 2-х плоскостях. Оно воз­можно по вертикали и по горизонтали:

По вертикали — это разделение власти между различными уровнями государственного управления. Всего существует 2 уров­ня: общенациональный и местный. Между центром и местными органами власти могут быть промежуточные уровни, например региональный уровень. В этом случае регион (область, край, город) наделяется властью, которая четко определена и защи­щена от посягательств центрального правительства Конститу­цией. Такая система власти называется федеральной. Если же региональный уровень власти отсутствует или же он слаб, зави­сим от центра, то такая система власти называется унитарной. Так, в США, Германии, России сложилась федеральная система управления. Англия представляет собой унитарную систему.

По горизонтали — разделение властей имеет место, когда власть распределяется между элементами государственного управления на одном и том же уровне, например между 3-мя ветвями власти, на законодательную, исполнительную и судебную.

В различных странах функции законодательной власти неодинаковы и по объему, и по содержанию. Но по основным правилам они одинаковы. Носителем этой ветви власти выступает Парламент (2- или 1-палатный).

Исполнительная власть: в США ее главой является пpe­зидент, одновременно сочетающий с ней и должность главы государства. В Англии глава государства — монарх, а глава ис­полнительной власти — премьер министр. Особенностью этой ветви власти является то, что она может выступать с законода­тельной инициативой и издавать постановления.

Судебная власть — стоит на страже законности и порядка. Представлена судами, выступающими гарантами в разделении и плетей, опирающимися на право судопроизводства.

Разделение властей может осуществляться и на местном уровне. Органы местного самоуправления (муниципалитета) утверждают местный бюджет и управляют муниципальной собственностью.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Кредит «Рефинансирование жилищных кредитов» | Функции и легитимность власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.