Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счастье и смысл жизни




рует ни умиротворенности, ни удовлетворенности, ни любви, ни творческого расцвета. Смысл в некотором отношении гораздо фундаментальнее счастья, он суще­ствует и без него. Смысл жизни можно видеть в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выпол­нении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обес­печении другим людям благ и возможностей — т. е. в «вещах» трудных. Смысл возможен и в тяжелой болезни, и перед лицом смерти, когда о счастье говорить не при­ходится по чисто объективным причинам. Смысл обла­дает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Другой вопрос, что когда его нет, то его труд­но обрести. Зато когда он есть, его ничем не одолеешь.

Итак, каким же образом смыслы живут и функциони­руют в культуре? Всякое общество задает свои членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Эти ценности располагаются как бы на трех уровнях.

Первый уровень — ценности трансцендентного, даю­щие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и бо­гах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности транс­цендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в резуль­тате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в XX в. существовали государства (таковой была и наша страна), практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами светской религии: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как в высшую земную правду, определяю­щую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень — ценности общества и культуры: по­литические идеалы, государство, его границы, его исто-


Лекция 7

рия. Этнонациональные ценности: традиции, язык, ис­кусство и культура, сохранение самобытности и индиви­дуального лица народа. Второй уровень, как правило, тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить вы­сокий смысл в служении человечеству как таковому и посвятить такому служению жизнь.

Третий, очень богатый по содержанию уровень, пред­ставлен ценностями личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судь­бы, определенная деятельность и успехи в ней, творче­ство, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окру­жающими людьми. В восточных культурах особо цен­ным является созерцание, эстетическое отношение к миру. Все эти моменты могут быть и являются смысло-созидающими.

В реальной жизни все виды ценностей, а значит, и смыслов тесно связаны и переплетены, они не отстоят механически друг от друга, составляют единый сплав. Чем более иерархическим и деспотическим является об­щество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои высшие ценности. Ведущие смыслы ока­зываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и ста­раться, они делают это, порой превозмогая себя, во имя Господа или Родины, во имя того, что и другие считают важным и значимым.

Чем более общество демократично, тем больше сво­боды для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отно­шении объединяет людей. Собственно, распростране­ние рыночного общества практически на всю планету,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.