КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственность перед искушением иномирностью. гом просто выведением на поверхность этих обыденных прагматических взглядов, латентно содержащихся в реальном сознании и поведении тысяч людей
Лекция 8 гом просто выведением на поверхность этих обыденных прагматических взглядов, латентно содержащихся в реальном сознании и поведении тысяч людей, искренне называющих себя верующими. Бог и потустороннее занимают первое место и оказывают реальное влияние на жизнь лишь весьма узкого круга: подвижников, аскетов, отшельников, монахов, святых. Оттого они и святы, что до зыбкой паутинки истончили пласт повседневных мирских забот и интересов. Основной постулат объективно существующего наивно-материалистического сознания прост, хотя из него делались и делаются очень разные нравственные и житейские выводы. Его можно сформулировать так: этот эмпирический, данный мне в каждодневном опыте мир — единственная реальность, известная мне непосредственно и достоверно. Потому в своем практическом поведении я поступаю, исходя из единственности наличного мира, где для выживания нужны материальные блага, где практически невозможно игнорировать требования чувственности, а человек смертен и умирает навсегда. Разумеется, данная формула не претендует на полноту. Здесь лишь вкратце обозначается содержание тех важнейших установок, которыми руководствуется нормальный человек в повседневном поведении: заботится о хлебе насущном, не пытаясь быть как птица небесная; горюет об умершем, забывая о вечности души; увлеченно трудится, не считая свой пот расплатой за Адамов грех, и даже в молитвах просит о делах житейских — об урожае, о здоровье, о земной чувственной любви. Живущий неизбежно погружен в жизнь с ее грехами, огрехами, текучестью и потому по строю своего внутреннего мира тем-порален, изменчив, неабсолютен, даже если в помыслах искренне тяготеет к Божественному. В сознании человека мир дольний преобладает над миром горним, ибо властно диктует свои правила игры. Мысли и чувства, обращенные к земному, материальному, выступают не- преодолимым условием и самого выживания человека как телесного существа, и проживания им его посюсторонней судьбы. Долгие столетия постулат наивно-материалистического сознания был совершенно не очевиден для большинства людей, поступающих в соответствии с ним, хотя философы осознали его уже в древности. Однако с середины XIX в. на фоне широкого подъема образованности и развития естественных наук, заявляющих о материальности мира, он все более выносится из сферы массовой интуиции на рефлексивный уровень, обсуждается не только в философской, но и в литературной среде, гласно сравнивается с религиозными представлениями. Установка на жизнь для многих людей становится сознательной, продуманной, к тому же она активно подкрепляется авторитетом естествознания. Стихийно-материалистическое сознание смыкается с атеистическим теоретизированием, порождая две во многом противоположные морально-психологические ориентации (хотя обе они враждебны религиозной обращенности к потустороннему). Это разные трактовки положений «жизнь самоценна» и «смерть абсолютна». Тезис «жизнь самоценна» (естественное развертывание мысли «этот мир — единственный») имеет, если можно так выразиться, жесткое и мягкое прочтение. Жесткое прочтение дает нам «воля к власти» Ф. Ницше — настоящая хвалебная песнь всему сильному, агрессивному, живучему, как здоровый колючий сорняк. Так сказать, гимн чертополоху, где все культурные ростки, причастные к нравственности, однозначно записываются в заморыши. Восславление бездуховного, лишенного морали, чисто биологического, природного бытия. Но объявляя именно такое живоглотское бытие единственным и реальным, Ницше производит над человеческой действительностью весьма своеобразную операцию. То, что не нравится ему самому (идеалы, нравствен-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |