КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нравственность перед искушением иномирностью. ти своего образа жизни) погружен в эмпирический мир и его события
Лекция 8 ти своего образа жизни) погружен в эмпирический мир и его события. Даже считая себя верующим, он, как правило, занят повседневной реальностью и отвлекается от нее лишь в моменты жизненных кризисов или во время торжественных религиозных церемоний (если служба хорошо организована, а проповедник — достаточно умелый психолог и оратор). Однако издревле существовали духовные течения, искренние поборники которых не просто утверждали наличие мира иного или его исходность, первичность по отношению к обыденному бытию, но постулировали необходимость такого образа жизни, который весь был бы направлен к наилучшему достижению инобытия. Первоначально это эзотерические учения, известные уже в Древнем Египте и Древней Греции (таинства святилища Изиды, Элевсинские мистерии и т. д.), затем — мировые монотеистические религии, которые при всей своей популярности и широчайшем распространении по основному своему смыслу полностью обращены к потустороннему. Именно монотеизм и эзотеризм древности рождают представление о совсем иной реальности, ничем не схожей с обыденным человеческим существованием, с его конечностью, смертностью, вещественностью, с его заботами и страстями. Это не человеческая реальность, она предлежит человеку, создает его как свое собственное инобытие и служит источником всех благ и достоинств: самого факта существования высших нравственных и эстетических ценностей, добра, красоты. Она ничем не похожа на антропоморфных или зооморфных богов политеизма с их вполне человеческими занятиями, чувствами, интригами. Она абсолютна, тотальна, хотя обладает личностным аспектом, и будучи абсолютной, определяет и судьбу эмпирических существ, и смысл их бытия. Божественный Абсолют и близкие к нему слои бытия оказываются истинной отчизной маленького и суетливого сына Адама, из нее он выходит и в нее возвращается, не важно, один или много раз, в конечном счете — навсегда. Это навсегда абсолютно перевешивает по своему значению короткую обыденную жизнь, быстропреходящее бытие изменчивых теней. Конечно, сама идея об укорененности человека в чем-то бесконечно большем, нежели он сам, не вызывает никаких возражений. Безудержный антропоцентризм, титаническая дерзость мыслителей Возрождения и современных технократов при более пристальном рассмотрении оказываются чем-то вроде младенческого эгоцентризма, когда ребенку кажется, что он — центр мироздания и именно вокруг него вращается весь взрослый мир от бабушек, несущих манную кашу, до солнца и звезд. Эта, не скрою, приятная иллюзия довольно быстро рассеивается. Человек — часть огромной Вселенной, ее фрагмент, элемент, малая толика, и действительность, питающая его своими соками, пронизывающая невидимыми полями, во многом является для него непостижимой. Мы по сей день не знаем о себе самого главного: откуда мы пришли в нашу эмпирическую жизнь и куда уйдем после смерти. Рассыплемся в прах? Отправимся блуждать по адовым каньонам и райским кущам? Растворимся в породившем нас Сверхсознании? Несомненно одно: существуют те уровни, слои, измерения реального мира, которые обладают иными степенями свободы и власти, именно им принадлежит первое слово в нашей судьбе. Сама материальная астрономическая Вселенная — скорее всего, лишь один из пластов многослойного пирога действительности, и над ней вырастает сложная иерархия духовных сил. Однако, признав это, должны ли мы отвернуться от нашего бренного мира, от очага, который здесь и сейчас согревает наши бедные смертные тела, от нашего несовершенного человеческого общежития, которое далеко не всегда — братство? Надо ли любить эту временную квар- Лекция 8 тиру, перевалочный пункт на пути астральных странствий? Посмотрим, как отвечают на это мировые монотеистические религии и эзотерические учения. Даже при поверхностном обзоре христианства, индуизма, теософии обнаруживается, что все они выносят обвинительный приговор посюстороннему эмпирическому миру: «Виновен! Виновен! Отвернись от него, человек!» Действительно, в реальной жизни и реальной истории много зла, жестокости и коварства. И сегодня, как и тысячу лет назад, страдают невинные, отсутствует справедливость, льются потоки крови. Но этот мир не может быть иным, говорит христианство, он грешен, он забыл Бога и лежит во зле. Он неистинный, соглашается индуизм, он — майя, морок, иллюзия, средоточие бесплодных желаний, влекущих за собой лишь страдания. Именно поэтому ценности обыденной повседневной жизни оказываются для монотеистического сознания антиценностями: ложными, грязными, влекущими в объятия дьявола или в губительный самообман. Конечно, крупным религиям некуда деваться, они вынуждены как-то ладить с эмпирическим миром, идти на уступки, давать послабления греховной человеческой природе. Одним из таких компромиссов выступает протестантизм, объявляющий успех в земной деятельности богоугодным делом, символом богоизбранности. Кроме того, сами деятели церкви — тоже не бесплотные духи и не могут полностью отказаться от человеческих потребностей и влечений. Крупнейшие мировые религии выступают как нравственная сила, стремящаяся облагородить сам мир: они способствуют распространению милосердия, терпимости, любви к ближнему, т. е. пытаются совершенствовать наличную эмпирическую данность. И тем не менее, для идейного ядра религии это вторично. Все, что касается посюстороннего мира, должно быть подчинено достижению мира иного. Главное — спасти бессмертную душу или избавиться от вериг майи, застав-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |