Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Нравственность перед искушением ииомирностью

Нравственность перед искушением ииомирностью

ком случае пустой, случайной, холодной. Она может быть, а может и не быть, ибо стороны прекрасно обхо­дятся друг без друга.

И здесь мы переходим к теме независимости от жи­тейских коммуникационных установок.

Человек, полностью перешедший в модус «быть», из­бавляется от таких неприятных вещей, как ожидание от­вета со стороны другого человека и от ревности, этого обычного спутника душевной привязанности. Даже не претендующие на полную трансформацию духа психо­логи советуют: «Избавьтесь от ожиданий по отношению к другим людям! Они не обязаны вас любить! Любите сами, ничего не прося взамен, ни на что не рассчиты­вайте». Страшноватая установка! Стоит лишь вдумать­ся: надо увидеть мир как мир одиночества, где никто не должен вами интересоваться, где и ждать ни от кого не следует ни любви, ни участия! Но тогда почему я дол­жен любить? Или право не любить — это всегда право других? И могу ли я любить, как Бог: ничего не прося? Для этого я должен быть, как Бог: бесконечен, полон, всемогущ (впрочем, даже в христианстве неоднократно повторяется мысль, что и Бог нуждается в нашей люб­ви, в нашем ответе, в нашей протянутой руке!). Види­мо, все-таки модус «быть», проведенный до конца, сни­мает и эти проблемы, так как, находясь в нем, я уже не хочу ничьей любви, ничьего постоянства, никакого удер-жания. Меняется калейдоскоп впечатлений, и я лишь благоволю к ним с тем, чтобы в следующее мгновение один узор незамедлительно сменился другим. Я ничего не предпочитаю, все иерархии выбора исчезают, я плы­ву, как сорванный лист по реке, не стремясь причалить ни к какому берегу.

Как ни странно, высокий пафос Эриха Фромма, опи­сывающего модус «быть» с опорой на Мейстера Экхарта, удивительным образом пересекается с учением магистра эротики Марио из книги Эммануэль Арсан «Эммануэль».


Марио учит Эммануэль предаваться эротическим фанта­зиям с любым и каждым, с кем сведет ее судьба, без разбора качества, количества и меры, без предпочтения, переживая лишь данное мгновение, равное вечности. Бес­конечное, обезличенное разнообразие (бывают и такие парадоксы!) перетекает в однообразие, и книга поверга­ет в гнетущую тоску даже тех, кого не шокируют натура­листические описания. Но ведь духу индивидуализация нужна еще больше, нежели плоти!

Трансформация нашего внутреннего мира, таким об­разом, дает нам ту свободу, которая убивает избиратель­ность, любовь, жалость (проблема соотношения свободы и жалости, сопровождающей любовь, очень волновала Н. Бердяева, который при всем своем выдающемся сво­бодолюбии писал в «Самопознании» о том, что так и не смог найти примирения этих двух начал, двух мотивов человеческого поведения). Модус «быть» не ведает жа­лости и сожалений, это бесконечное могучее движение вперед, где сам вектор «вперед» тоже не имеет особого значения.

В соответствии с дзен-буддистскими и другими эзо­терическими представлениями, переход к истинному бы­тию, сбрасывание с мира покрывала иллюзий освобож­дает нас от страха. Страх, действительно, мучительное переживание, он имеет, как известно, множество видов и форм. Шри Ауробиндо говорит о том, что страх про­низывает все наши клетки, это косное начало, тянущее нас назад, прочь от света сознания. В философской и психологической литературе тема страха освещена с раз­ных сторон. Страх бывает конкретный и бытийный (ме­тафизический), есть страх перед будущим, страх болезни и смерти, страх несоответствия принятым социокультур­ным нормам и требованиям и т. д. Истинное бытие осво­бождает нас от всех видов страха сразу, потому что осво­бождает от всего: от культуры и общества, от нас самих, от привязанности к близким, за которых мы теперь не


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 8. Нравственность перед искушением иномириостью | Лекция 8. Нравственность перед искушением иномирностыо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.