Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мера и любовь




Нравственность перед искушением иномирностью

боты, надежды и утраты. Божественная самодостаточ­ность не нуждается в смыслах. Именно смертность чело­века и его противостояние грядущему небытию наполня­ют его жизнь особым смыслом и драматизмом, совершен­но излишними для безмятежности Абсолюта. «Смысл и трагичность, — пишет В. В. Налимов, — синонимы, т. е. слова с взаимно связанными значениями. Только от­казавшись от смыслов, мы можем обрести великий по­кой. Мы его, наверное, и обретаем, уходя из жизни, погруженной в смыслы».

Проведенный анализ показывает, что эзотерически-психоаналитическая трансформация сознания, во-первых, чрезвычайно радикальна и ведет к фактическому само­уничтожению нашей земной личности, во-вторых, ко­нечно же, неприменима к опыту большинства людей, со­гласных преобразовывать свое «я» лишь в рамках обыч­ной жизни и чисто человеческих представлений. Это путь йогинов, экспериментаторов, святых, делающих свою душу полигоном специальных испытаний. Может быть, именно поэтому город Ауровилль, созданный как про­должение дела Шри Ауробиндо, стал в большей степени экзотикой, чем школой интегральной йоги для масс. Че­ловеку — человеческое.

Распространение и популяризация перечисленных ори­ентиров для изменения мировидения и жизнечувствова-ния могут играть в реальной конкретной жизни двоякую роль — позитивную и негативную. Негативная роль мо­жет выражаться в обосновании отказа от тех чисто чело­веческих добродетелей, которые применимы лишь к ко­нечному человеческому миру: заботы, привязанности, жалости, личностной целостности и т. д. Однако инте­реснее поговорить о позитивной роли. Мне кажется, что центральной здесь выступает проблема меры.


Лекция 8

Мера — одна из важнейших категорий философии, но мы почему-то редко прибегаем к ней, когда обраща­емся к экзистенциальным, жизненным, житейским про­блемам, когда говорим о сознании, переживании, по­ведении. Стало как бы общим местом то, что мера — характеристика количественная, а количественный под­ход невозможен там, где речь идет о душе и свободе. Конечно, понятие меры объединяет в себе соотноше­ние количества и качества, но это не значит, что мера присутствует только там, где применимы метры и кило­граммы. В реальной жизни мы всегда на интуитивном уровне руководствуемся чувством меры, интуицией меры, помогающей нам сохранять разграничительную линию между полезным и вредным, добрым и злым, справедливым и несправедливым. Нарушена мера, и белое стало черным, хорошее — плохим, веселое — пе­чальным, любовь — ненавистью.

Ориентация на бытие как результат трансформации сознания тоже должна осуществляться в определенной мере, в той, которая помогает человеку жить, а не уводит его из жизни, способствует его благополучию и счастью, а не заставляет его отказаться от обычного человеческого счастья как неистинного и не соответствующего идеалу.

Это, прежде всего, касается открытости человека миру, его способности расширять свой опыт до разме­ров Вселенной и сужать его до уровня клетки или ато­ма, но при этом оставаться самим собой, индивиду­альным духом, не теряющим своего личностного само­сознания. И здесь следует упомянуть широко извест­ных в мире, а теперь и в нашей стране авторов, таких как Станислав Гроф и Кен Уилбер. Экспериментируя с сознанием посредством ЛСД и дыхательных упраж­нений, Станислав Гроф описал «холотропную модель сознания», позволяющую получать состояния открыто­сти без длительных медитативных упражнений и изме­нения стиля и образа жизни. Опыт С. Грофа показал,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.