КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-нравственные добродетели. Нравственность перед искушением иномирностыо
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ Лекция 9 Нравственность перед искушением иномирностыо Зак. 49 289 ная любовь (а может быть, только стремление к ней) гораздо выше побега от эмпирии в абстрактные безликие высоты, сколь бы духовными и космическими они ни были. Потому что она требует терпения, великодушия, благородства, потому что только она доступна всем и способна улучшить конкретную земную жизнь. Любовь и мера, мера и любовь — две сливающиеся дороги к лучшему и высшему «я». 1. Что является социально-нравственными добродетелями? Все до единой добродетели, о которых мы говорим в этике, могут существовать и проявляться исключительно в жизни общества. Человек выступает как моральное существо лишь среди себе подобных. Только общаясь с другими субъектами, он развивает собственно человеческие чувства, волю и сознание, приобретает систему ценностей, которую воплощает во взаимодействии и общении с родственниками и соседями, соплеменниками и согражданами. Поэтому можно сказать, что любые добродетели, т. е. позитивные моральные качества человека, не только нравственны, но и социальны. Однако есть такая группа морально-практических феноменов, в которых тема общества, общественности, социальности выражена особенно ярко. Это социально-нравственные добродетели в узком смысле слова. К ним мы можем отнести трудолюбие, мужество, патриотизм и гражданственность, любовь к семье, а также, условно говоря, добродетели коммуникации: гуманность, способность дружить, товарищество. Все эти качества человека: любовь к Родине и семье, способность дружить и самозабвенно трудиться, стойкая верность убеждениям, радение о делах общества и государства — проявляются в кон- 10* 291 кретной повседневности. Реальный средний человек не всегда может в рамках обыденности соприкасаться с чистой свободой или чистым милосердием, рафинированным добром, идеальным достоинством. Зато он может трудиться не за страх, а за совесть, крепко дружить, не жалеть живота своего, защищая родной край. Можно сказать, что социально-нравственные добродетели — это житейское преломление высоких этических принципов. Поэтому в наших лекциях по этике мы никак не можем обойтись без разговора о них. Следует заметить, что тема социально-нравственных добродетелей, прежде обсуждавшаяся в советских учебниках по этике, после крупных социальных перемен, постигших нашу страну, почти исчезла из этических учебных курсов и пособий. Создается впечатление, что разговоры о труде и патриотизме стали как бы неприличны в «эпоху восходящего российского капитализма». Однако как бы ни менялась политическая конъюнктура, труд остается трудом, а Родина — Родиной, и ни один человек не может гармонично и нравственно жить ни без того, ни без другого. Стало быть, сюжеты эти актуальны во все времена и при любых обстоятельствах. Обсуждая тему социально-нравственных добродетелей, мы вслед за Аристотелем будем рассматривать их как золотую середину между двумя крайностями. Одной, собственно негативной, крайностью является порок. Так, например, трудолюбию однозначно противостоит лень. Впрочем, пороков может быть целый букет, хотя все они имеют в качестве своего антипода одну, но могучую добродетель. Другой крайностью является переразвитость добродетели, которая, если и не делается от этого пороком, то перестает быть безупречно совершенной и может повлечь за собой негативные последствия. Так, трудолюбие способно перерасти в трудоманию, а мужество — в догматизм и жестокость. Рассматривая добродетели, мы по-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |