Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-нравственные добродетели. быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым, доста­точно просто родиться в России или быть американцем




быть ни умным, ни трудолюбивым, ни добрым, доста­точно просто родиться в России или быть американцем, чтобы чувствовать свое изначальное превосходство над другими. Национализм ведет в тупик, он аморален и ничего не рождает, кроме раздора.

Следует, однако, признать, что грань между патрио­тизмом и национализмом нередко бывает очень зыбкой и размытой. Политики часто спекулируют этими понятия­ми и играют словами, называя патриотизмом отчаянное ненавистничество по отношению к другим народам, а национализмом и национал-патриотизмом совершенно нормальную заботу о благе собственной страны. Беда в том, что порой в той или иной доктрине эклектически смешаны моменты истинного и квасного патриотизма, и желающему разобраться нужно проводить серьезную ра­боту, чтобы отделить зерна от плевел.

В свое время найти компромисс между крайностями национал-эгоизма и буржуазного космополитизма пыта­лись сторонники концепции пролетарского интернацио­нализма. Главная ее идея состояла в том, что у угнетен­ных пролетариев нет родины, ибо их эксплуатируют в любой стране. Родиной рабочих выступает революция, в которой они должны объединиться против буржуев всей земли, создать интернациональное коммунистическое единство, забыв о патриотизме и связанных с ним наци­ональных распрях. Но практическая попытка революци­онной интернационализации потерпела крах. Культура оказалась гораздо более сложным явлением, не поддаю­щимся кавалерийским атакам. Вместо пролетарского интернационализма мы видим в наши дни экспансию унификации жизни и быта во всех регионах мира и воз­можность свободного перемещения из страны в страну. Конечно, они не отменяют исконного патриотизма, но существенно трансформируют и отчасти ослабляют его, при этом космополитические мотивы становятся более громкими и явственными.


Лекция 9

Вернемся, однако, к чертам всякой любви, от кото­рых мы надолго отвлеклись, и завершим рассматривае­мую тему обращением к таким компонентам патриотиз­ма, как уважение и знание.

Тот, кто любит родную страну, всегда стремится ее знать, понимать внутренние пружины ее развития, чтобы способствовать ее процветанию. Изумленно-печальный возглас Тютчева «Умом Россию не понять...» вовсе не озна­чает реального отказа от постижения судеб и путей род­ной страны. Он говорит лишь о необходимости веры в лучшее будущее, т. е. того пафоса, без которого невоз­можно ничего совершенствовать и ни на что надеяться. Тот, кто принял стихи прекрасного поэта как иррациона-листический отказ от стремления в чем-либо разобраться, очень ошибается. Знание родины — это знание ее истории и культуры, ее языка, ее специфических особенностей, черт национального характера составляющих ее народов. Зна­ние родины — это в некотором роде стремление понять ее историческую миссию, хотя здесь очень легко скатиться на уровень утопических прожектов и идеологических заклина­ний из серии: «Только мы спасем человечество».

Уважение к родине — это стремление принять ее та­кой, как она есть, и постараться помочь ей. развернуть ее лучшие потенции. Горький анекдот о червячке, вылеза­ющем из навоза и говорящем: «Родину не выбирают», — имеет под собой некоторые основания. Родину действи­тельно не выбирают, мы появляемся там, где появились, и застаем себя в наличных условиях. Другой вопрос — как к этим условиям отнестись. Можно сказать: «Родина — уродина» и попытаться найти лучшее место под солн­цем. А можно, не захлебываясь ложным пафосом, не хваля того, что недостойно похвалы, определить для себя: это моя страна, моя земля, моя судьба, и я попытаюсь сделать для нее все, что смогу.

Интересно, что в книгах некоторых современных рос­сийских эзотериков содержится следующая идея: те, кто




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.