КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1О. ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пребывает как бы во сне и обречен оставаться таким
ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пребывает как бы во сне и обречен оставаться таким, если не поставит для себя задачу радикального самосовершенствования — выхода за границы возможностей своего вида. Ибо вид Homo sapiens предполагает полнейшую запрограммированность во всем. Он поставлен в ситуацию жесткого программирования не только на поверхностном социальном уровне, но и гораздо глубже. По герметист-скому преданию, сотворенный Духом вечный человек питался силами семи планет, которые стягивают орбиту Вселенной, был свободен и ни от чего не зависел. Но ему не следовало заглядывать в мир материи, сотворенный Тьмой — антагонистом Духовного света. Когда же он заглянул туда, то увидел свое отражение в воде и тень на земле. Он понравился сам себе, потянулся к отражению и тени, и тогда материя окутала его, обняла и поглотила. Он оделся в «ризы из кожи», стал плотским человеком, чей бессмертный свободный дух погребен в смертном теле. А семь планет, которые прежде питали его, стали управлять им и главенствовать над ним, они сделались Архонтами судьбы и теперь определяют, каким человеку быть и как сложится его жизнь. Кроме Архонтов судьбы — суровых и безжалостных — человек подчинен коллек Тот, кто хочет действительно усовершенствовать себя, должен обратиться к древним духовным техникам, найти Учителя и освободиться не просто от диктата конкретного общества, но от всех без исключения видов предзадан-ности. Это действительно великая цель самовоспитания — стать мутантом, обрести свободу от страстей и влече Зачем воспитывать человека? зывает Бейнс продвинутого герметика) оказывается по ту сторону добра и зла, поднимается над всеми противоречиями, над дихотомиями тьмы и света, прошлого и будущего, мужского и женского. Он больше ничего не меряет ограниченной человеческой мерой, хотя может жить среди людей, оставаясь неприметным и безучастным к чужим суетливым нуждам. Он стоит над всякой схваткой. Он — истинная индивидуальность без насильственных внешних личин, без темных импульсов изнутри. Абсолютно свободный и ни в ком не нуждающийся маг, играющий стихиями и прозревающий даль тысячелетий. Впрочем, платой за такую индивидуальность и такую свободу оказывается... сама человечность. Жаждущий воспитать из себя мага-мутанта должен заранее отказаться от обычной любви и привязанности, вообще от потребности в другом человеке, как и в любом ином ограниченном и частичном существе. Таким образом, мы видим, что стремление раствориться в обществе уничтожает индивидуальность личности, а стремление вовсе оторваться от общества и людской природы разрушает человечность и вместо человеческой индивидуальности предлагает нам непонятного мутанта. Видимо, стремясь найти себя, сформировать собственное «я», человек должен искать золотую середину между приспособленностью и оригинальностью, всеобщностью и индивидуальностью, ориентацией на коллективность и на собственные предпочтения. Каждый человек интуитивно находит (или не находит) этот динамический баланс, позволяющий ему быть одновременно счастливым и моральным, творческим и соблюдающим общепринятые традиции и нормы. Однако философы XX в. выработали целый ряд понятий, задача которых — представить образцы гармоничной личности и показать человеку путь к себе. Лекция IO Фромм предлагает для этого понятие продуктивности. Этически одобряемая Фроммом продуктивная ориентация не связывается им ни с художественным творчеством, ни с внешней активностью (активность может быть непродуктивной, если, к примеру, человек гоним иррациональными страстями). Продуктивность — реализация способностей человека, его сил. Силой разума человек проникает в глубь явлений, понимает их сущность. Силой любви преодолевает преграды, разделяющие людей. Силой воображения планирует задуманное. Продуктивное отношение не репродуцирует, а генерирует, т. е. оживляет и преобразует мир. Оно — выражение спонтанной активности умственных и эмоциональных сил человека. Только одну силу негативно оценивает Фромм. «Силу над» — власть одного человека над другими. Ее он считает непродуктивной, ибо, по его мнению, тот, кто стремится к власти над окружающими, просто не способен ни к познанию, ни к воображению, ни к любви. В продуктивности Фромма сбалансированы и гармонизированы ориентация на обладание и владение и ориентация на свободное, ничем не владеющее бытийство-вание; любовь к самому себе и любовь к другим людям; подчиненность лишь голосу собственной совести и учет общечеловеческих моральных ценностей. Простых рецептов достижения продуктивности Фромм не дает, он лишь призывает людей прислушиваться к внутреннему миру, отзываться на глубинные движения собственной души. Юнг говорит о процессе индивидуации. Как известно, он рассматривает жизнь человеческого сознания через призму влияния архетипов — бессознательных структур, закодированных в мозгу и общих для всего человечества. Важнейшим архетипом, по Юнгу, является самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспре- Зачем воспитывать человека? дельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К самости как раз и ведет процесс индиви-дуации. Это — интеграция коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основывается на объективации образов бессознательного и вступлении в диалог с ними; пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстановлению утраченных моментов личности, помочь в достижении целостности внутреннего мира. Однако путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг. Индивидуация предназначена не только для невротиков, обремененных патологическими симптомами, но и для всякого обычного человека, который выступает в современном мире как разорванный, противоречивый, расщепленный на фрагментарные личности. Индивидуация преодолевает не только внутреннюю раздробленность целостного человека, но и разрыв между атомизированным сознанием и теми психическими и бытийными началами, которые едины для всех, Наконец, А. Маслоу говорит о самоактуализации. Люди, которые смогли самоактуализироваться, — это поистине здоровые люди, зрелые, достигшие единства и целостности внутреннего мира и внешнего поведения. Они способны испытывать пиковые переживания, о которых мы уже говорили. Таким людям присущи следующие свойства: • более ясное и адекватное восприятие реальности; • большая открытость переживаниям; • большая интегрированность, целостность и единство • большая спонтанность и экспрессивность; идеальное Лекция 10 • подлинная самость; Полная самобытность, автоном • более высокая степень объективности, отстраненнос • новое обретение творческого подхода; • умение соединять конкретику с абстракциями; • демократизм в структуре характера; • способность любить. Как видим, самоактуализированный человек Маслоу, хотя и является ярко выраженной индивидуальностью, свободной и независимой, тем не менее способен на любовь и демократизм, он выходит за рамки своего «я» и имеет объективный взгляд на происходящее, а значит, способность быть справедливым. Таким образом,, он не асоциален, а гибко вписан в наш противоречивый и несовершенный мир. Он не повелитель и не враг других людей, но товарищ и образец наиболее удачного и счастливого мироотношения. Заметим, что образцы гармоничной личности, представленные в понятиях Фромма, Юнга и Маслоу, не идеологизированы. Они не замкнуты на какое-либо представление об образцовом обществе, будь то средневековая иерархия, социализм сталинского толка или либерально-демократическая модель. Речь не идет также о верующих или неверующих, христианах, буддистах или синтоистах. Видимо, поистине гармоничная личность, какой хорошо бы стать любому из нас, вписывается в любой конкретный социальный строй, уживается с ним, но не в силу своего полного подчинения и растворения в нем, а в силу своей определенной «дистантности» по отношению к нему. Разные религии ведут, в конечном счете, к одному Богу, а разные общества являются полем возможностей для того, чтобы целостный самостоятельный человек в полной мере реализовал себя, раскрыл максимум своих возможностей и нашел свою судь- Зачем воспитывать человека? бу. Не ту судьбу, которая волей злого рока толкает его в спину, а ту, которая предначертана ему высшими силами бытия для счастья и творчества. Вот почему самовоспитание так тесно связано с пониманием себя, своего высшего предназначения, своей внутренней уникальной и всегда интересной задачи. Но этот сюжет уже выходит за рамки разговора о цели воспитания. О нем я напишу другую книгу. До новой встречи, дорогой мой читатель! Содержание
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |