Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1О. ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пре­бывает как бы во сне и обречен оставаться таким




ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пре­бывает как бы во сне и обречен оставаться таким, если не поставит для себя задачу радикального самосовершен­ствования — выхода за границы возможностей своего вида. Ибо вид Homo sapiens предполагает полнейшую зап­рограммированность во всем. Он поставлен в ситуацию жесткого программирования не только на поверхностном социальном уровне, но и гораздо глубже. По герметист-скому преданию, сотворенный Духом вечный человек пи­тался силами семи планет, которые стягивают орбиту Все­ленной, был свободен и ни от чего не зависел. Но ему не следовало заглядывать в мир материи, сотворенный Тьмой — антагонистом Духовного света. Когда же он заглянул туда, то увидел свое отражение в воде и тень на земле. Он понравился сам себе, потянулся к отражению и тени, и тогда материя окутала его, обняла и поглотила. Он оделся в «ризы из кожи», стал плотским человеком, чей бессмертный свободный дух погребен в смертном теле. А семь планет, которые прежде питали его, стали управлять им и главенствовать над ним, они сделались Архонтами судьбы и теперь определяют, каким человеку быть и как сложится его жизнь. Кроме Архонтов судьбы

— суровых и безжалостных — человек подчинен коллек­
тивной бессознательной душе — источнику его влечений
и аффектов, всей существующей в нем бессознательнос­
ти. Она являет собой вместилище архетипов и может быть
названа вселенским компьютером.

Тот, кто хочет действительно усовершенствовать себя, должен обратиться к древним духовным техникам, найти Учителя и освободиться не просто от диктата конкретно­го общества, но от всех без исключения видов предзадан-ности. Это действительно великая цель самовоспитания

— стать мутантом, обрести свободу от страстей и влече­
ний, от норм и правил, от своих и чужих аффектов. Прой­
дя мистическое посвящение, «звездный человек» (так на-


Зачем воспитывать человека?

зывает Бейнс продвинутого герметика) оказывается по ту сторону добра и зла, поднимается над всеми противо­речиями, над дихотомиями тьмы и света, прошлого и бу­дущего, мужского и женского. Он больше ничего не ме­ряет ограниченной человеческой мерой, хотя может жить среди людей, оставаясь неприметным и безучастным к чужим суетливым нуждам. Он стоит над всякой схват­кой. Он — истинная индивидуальность без насильствен­ных внешних личин, без темных импульсов изнутри. Абсолютно свободный и ни в ком не нуждающийся маг, играющий стихиями и прозревающий даль тысячелетий.

Впрочем, платой за такую индивидуальность и такую свободу оказывается... сама человечность. Жаждущий воспитать из себя мага-мутанта должен заранее отказать­ся от обычной любви и привязанности, вообще от по­требности в другом человеке, как и в любом ином огра­ниченном и частичном существе.

Таким образом, мы видим, что стремление раство­риться в обществе уничтожает индивидуальность лично­сти, а стремление вовсе оторваться от общества и людс­кой природы разрушает человечность и вместо челове­ческой индивидуальности предлагает нам непонятного мутанта.

Видимо, стремясь найти себя, сформировать собствен­ное «я», человек должен искать золотую середину между приспособленностью и оригинальностью, всеобщностью и индивидуальностью, ориентацией на коллективность и на собственные предпочтения. Каждый человек интуи­тивно находит (или не находит) этот динамический ба­ланс, позволяющий ему быть одновременно счастливым и моральным, творческим и соблюдающим общеприня­тые традиции и нормы. Однако философы XX в. выра­ботали целый ряд понятий, задача которых — предста­вить образцы гармоничной личности и показать человеку путь к себе.


Лекция IO

Фромм предлагает для этого понятие продуктивнос­ти. Этически одобряемая Фроммом продуктивная ори­ентация не связывается им ни с художественным твор­чеством, ни с внешней активностью (активность может быть непродуктивной, если, к примеру, человек гоним иррациональными страстями). Продуктивность — реа­лизация способностей человека, его сил. Силой разума человек проникает в глубь явлений, понимает их сущ­ность. Силой любви преодолевает преграды, разделяю­щие людей. Силой воображения планирует задуманное. Продуктивное отношение не репродуцирует, а генери­рует, т. е. оживляет и преобразует мир. Оно — выра­жение спонтанной активности умственных и эмоциональ­ных сил человека.

Только одну силу негативно оценивает Фромм. «Силу над» — власть одного человека над другими. Ее он счита­ет непродуктивной, ибо, по его мнению, тот, кто стре­мится к власти над окружающими, просто не способен ни к познанию, ни к воображению, ни к любви.

В продуктивности Фромма сбалансированы и гармо­низированы ориентация на обладание и владение и ори­ентация на свободное, ничем не владеющее бытийство-вание; любовь к самому себе и любовь к другим людям; подчиненность лишь голосу собственной совести и учет общечеловеческих моральных ценностей. Простых ре­цептов достижения продуктивности Фромм не дает, он лишь призывает людей прислушиваться к внутреннему миру, отзываться на глубинные движения собственной души.

Юнг говорит о процессе индивидуации. Как известно, он рассматривает жизнь человеческого сознания через призму влияния архетипов — бессознательных структур, закодированных в мозгу и общих для всего человечества. Важнейшим архетипом, по Юнгу, является самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспре-


Зачем воспитывать человека?

дельной личности, это целостность человека как индиви­дуальности. К самости как раз и ведет процесс индиви-дуации. Это — интеграция коллективного бессознатель­ного в отдельной личности. В ходе индивидуации чело­век излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основы­вается на объективации образов бессознательного и вступ­лении в диалог с ними; пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстанов­лению утраченных моментов личности, помочь в дости­жении целостности внутреннего мира. Однако путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.

Индивидуация предназначена не только для невроти­ков, обремененных патологическими симптомами, но и для всякого обычного человека, который выступает в со­временном мире как разорванный, противоречивый, рас­щепленный на фрагментарные личности. Индивидуация преодолевает не только внутреннюю раздробленность це­лостного человека, но и разрыв между атомизированным сознанием и теми психическими и бытийными начала­ми, которые едины для всех,

Наконец, А. Маслоу говорит о самоактуализации. Люди, которые смогли самоактуализироваться, — это по­истине здоровые люди, зрелые, достигшие единства и це­лостности внутреннего мира и внешнего поведения. Они способны испытывать пиковые переживания, о которых мы уже говорили.

Таким людям присущи следующие свойства:

• более ясное и адекватное восприятие реальности;

• большая открытость переживаниям;

• большая интегрированность, целостность и единство
личности;

• большая спонтанность и экспрессивность; идеальное
функционирование, жизнеспособность;


Лекция 10

• подлинная самость; Полная самобытность, автоном­
ность и уникальность;

• более высокая степень объективности, отстраненнос­
ти, умения подняться над своим «я»;

• новое обретение творческого подхода;

• умение соединять конкретику с абстракциями;

• демократизм в структуре характера;

• способность любить.

Как видим, самоактуализированный человек Маслоу, хотя и является ярко выраженной индивидуальностью, свободной и независимой, тем не менее способен на лю­бовь и демократизм, он выходит за рамки своего «я» и имеет объективный взгляд на происходящее, а значит, способность быть справедливым. Таким образом,, он не асоциален, а гибко вписан в наш противоречивый и не­совершенный мир. Он не повелитель и не враг других людей, но товарищ и образец наиболее удачного и счас­тливого мироотношения.

Заметим, что образцы гармоничной личности, пред­ставленные в понятиях Фромма, Юнга и Маслоу, не иде­ологизированы. Они не замкнуты на какое-либо пред­ставление об образцовом обществе, будь то средневеко­вая иерархия, социализм сталинского толка или либе­рально-демократическая модель. Речь не идет также о верующих или неверующих, христианах, буддистах или синтоистах. Видимо, поистине гармоничная личность, какой хорошо бы стать любому из нас, вписывается в любой конкретный социальный строй, уживается с ним, но не в силу своего полного подчинения и растворения в нем, а в силу своей определенной «дистантности» по отношению к нему. Разные религии ведут, в конечном счете, к одному Богу, а разные общества являются по­лем возможностей для того, чтобы целостный самостоя­тельный человек в полной мере реализовал себя, рас­крыл максимум своих возможностей и нашел свою судь-


Зачем воспитывать человека?

бу. Не ту судьбу, которая волей злого рока толкает его в спину, а ту, которая предначертана ему высшими сила­ми бытия для счастья и творчества. Вот почему само­воспитание так тесно связано с пониманием себя, сво­его высшего предназначения, своей внутренней уникаль­ной и всегда интересной задачи. Но этот сюжет уже выходит за рамки разговора о цели воспитания. О нем я напишу другую книгу.

До новой встречи, дорогой мой читатель!


Содержание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.