КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2.3 Организация общения. Этапы организации общения
2. 1. 2. 1. Понятие общение применительно к социальной сфере – означает совокупность коммуникативных средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач социальной работы по оказанию социальной помощи клиенту. Выделяют следующие стили общения в системе «социальный работник- клиент»: § Общение на основе высоких профессиональных установок социального работника, его отношения к социальной деятельности в целом. Такой социальный работник рассматривает личность клиента, его социальные проблемы с гуманистической точки зрения. Он в полной мере ответственен и добросовестен в выполнении своих профессиональных функций. Относится к их выполнению не формально, не предпринимает усилий над собой при выполнении самых рутинных и трудных задач. Работа для него - самая значимая сфера жизнедеятельности. § Общение на основе дружеского расположения. Такой социальный работник необычайно авторитетен у клиентов. Он партнер, соратник, друг, а не официальное лицо. Клиент чувствует себя не пассивным объектом воздействий социального работника, а хозяином положения, он понимает, что успех деятельности зависит и от него. Главное для социального работника - клиент и решение его проблем. § Общение- дистанция. Относится к самым распространенным типам общения, встречающимся в социальной работе. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах: в консультировании, оказании материальной, психологической и иной социальной помощи со ссылкой на профессионализм, служебные обязанности. Такой стиль формирует ассиметричные отношения (сверху - вниз). § Общение- устрашение. Это негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая профессиональную несостоятельность прибегающего к ней социального работника. Для решения социальных проблем он применяет указания, распоряжения. Мотивируя законами и положениями, напоминает об ответственности и наказании физическим и юридическим лицам за невыполнение своих обязанностей. § Общение- игра. Характерно для молодых социальных работников, стремящихся к популярности и ищущих более простых путей к достижению авторитета. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет. Чаще всего в практике социальной работы наблюдается сочетание стилей в той или иной порции, когда доминирует одни из них. Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позици й социального педагога, разработанная М. Таленом: Модель 1. «Сократ». Это социальный работник с репутаций любителя беспочвенных разговоров, непродуктивных бесед. Ему свойственен индивидуализм, не систематичность и непоследовательность в оказании социальной поддержки. Часто вступает в споры и конфронтацию с коллегами по работе. Принимает позицию «непонятого гения». Модель 2. «Мастер». Социальный работник по образу жизни и манере поведения выступает как о бразец для подражания. Часто ссылается на свой жизненный опыт при консультировании. В отношениях к жизни требует безусловного копирования с себя. Модель 3. «Менеджер». Данный стиль сопряжен с атмосферой эффективной деятельности. Такой социальный работник стимулирует инициативу клиента в решении его собственных проблем, добивается от него самостоятельности. Социальный работник стремиться к обсуждению с клиентами и коллегами каждой проблемной ситуации и решаемой задачи. Склонен к качественной оценке своих усилий и усилий клиента. Модель 4. «Гид». Этот социальный работник является воплощением ходячей справочной книги. Знает все обо всём: где, какую справку получить, по какому положению действовать. Ответы на все вопросы ему известны заранее. Технически безупречен, но в общении назидателен и неприятен. Автор этой классификации настаивает: выбор роли социальным работником, исходит из собственных потребностей, а не потребностей клиента. Что чаще всего не верно.
Тема 2.2 Уровни организации общения в системе «социальный работник- клиент» и их последствия План: 1. Уровней общения социального работника с клиентом. 2. Стили коммуникативного взаимодействия и их последствия. Анализируя работу практических социальных работников можно выделить разные уровни общения: § высокий – характеризуется теплотой во взаимоотношениях, взаимопониманием, доверительностью; § средний; § низкий – характеризуется отчужденностью, непониманием, неприязнью, холодностью, отсутствием взаимопомощи. Уровень общения непосредственно связан с воздействиями социального работника. Ю. Г. Ананьев разделил эти воздействия на два вида: § положительные – одобрение, поощрение самостоятельности, похвала, юмор, просьба, совет и предложение; § отрицательные – замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, оскорбление, придирка. Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения социального работника в общении с клиентом. Условно их можно обозначить следующим образом. Модель диктаторская («Монблан») – социальный работник как бы отстранен от клиентов, он парит над ними, а клиенты лишь объекты воздействия, пассивны и не инициативны. Никакого личного взаимодействия, все официально, социальные функции сведены к сообщению информации. Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безинициативность и пассивность клиентов. Модель неконтактная («Китайская стена») – близка по своему психологическому содержанию к первой. Разница в том, что между социальным работником и клиентом есть обратная связь, но она затруднена барьерами. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству со стороны клиентов или их родственников, информационный, а не диалогический характер взаимодействия социального работника и клиента; непроизвольное подчеркивание социальным работником своего статуса, снисходительное отношение к клиентам. Низкий авторитет социального работника у клиентов, равнодушие к рекомендациям социального работника. Использование социальной активности клиента; справочно-документальный характер общения с клиентами; прием клиентов только в приемные часы и только в центре социальной помощи; бюрократический характер взаимодействия (только в рамках нормативно- правовой основы профессиональной деятельности); рекомендации в форме распоряжений, требующих неукоснительного выполнения; рекомендации общего характера, не имеющие практической ценности. Модель дифференцированного внимания («Локатор») – основан на избирательных отношениях с клиентом. В своей работе социальный работник переключается с одной проблемы на другую, с одного клиента на другого и гибко меняет манеру поведения, используемые методы и приемы. Следствие: высокая чувствительность к особенностям клиента хороша, но в некоторых случаях такие социальные работники чутко определяя сложные ситуации не берутся за них и не оказывают помощь. Модель гипорефлексная («Тетерев») – заключается в том, что социальный работник в общении замкнут на себя: его речь большей частью монологична. Может слушать только себя. Даже в совместной трудовой деятельности проявляет эмоциональную глухоту к проблемам коллег. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между социальным работником и клиентом, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, социальной воздействие проходит формально. Модель гиперрефлексивная («Гамлет») - противоположна по психологической канве предыдущим. Социальный работник озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения возводятся ими в абсолют, приобретая доминирующее значение для него, он постоянно сомневается в правильности своих действий, остро реагирует на нюансы психологической атмосферы, принимает их на свой счет. Такой социальный работник подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально- психологическая чувствительность социального работника, приводит к его неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. Модель негибкого реагирования («Робот»)- взаимоотношения социального работника с клиентом строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи встречи, имеет место безупречная логика изложения и аргументация фактов, отшлифованы мимика и жесты, но социальный работник может не обладать достаточной мерой понимания меняющейся ситуации общения. Он может не учитывать психическое состояние студентов, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия. Модель активного взаимодействия «Союз» – социальный работник постоянно находится в диалоге с клиентом, держит его в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате группы и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Следствие: возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
План: 1. Структура общения. 2. Содержание и процессуальные особенности этапов общения. 3. Средства коммуникации. Речь. 4. Невербальная коммуникация.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |