Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Планирование на предприятии строительства и жилищно-коммунального обслуживания

9.1.Планирование маркетинга. 9.2.Финансовое планирование.

9.1.Планирование маркетинга

Текущее планирование осуществляется с использованием показателей и требований по их реализации стратегического плана. Поэтому структура текущего плана строительной орга­низации, состав разделов должны быть увязаны с перспектив­ным планом. Текущий план должен включать также меры и приемы по контролю исполнения плановых решений. Разработка текущих планов производства подразумевает конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным планом.

В текущем плане строительной организации осуществляется детальная разработка оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Первостепенную и определяющую для всех остальных планов (или разделов общего плана) роль играет план маркетинга, или план сбыта продукции. Затем разрабатывается (производственная программа) план производства строительной продукции: строительно-монтажных работ, материалов, деталей и конструкций, предоставления ремонтно-строительных услуг, в том числе населению.

При этом разрабатываются календар­ные планы выполнения строительно-монтажных работ на осно­ве заказов, которые получены в результате выигрыша на рынке строительной про­дукции (тендеров), с учетом фактической обеспечен­ности материалами и техническими ресурсами, степени загруз­ки производственной мощности, сроков, определяемых заказчиками и проектами строительства объектов. Текущие планы по материально-техническому снабжению и производственной мощности включают также возможную реконструкцию мощности организации, замену строительной техни­ки и оборудования. С планом материально-технического снабжения непосредственно связан план инновационной деятельности - внедрению новой техники, новых материалов и перспектив­ных технологий, и план по научным исследовани­ям.

План по труду и кадрам – определение потребности в работниках, меры по комплектованию и обучению персонала.

На втором месте по важности после маркетинга стоят вопросы текущего финансового планирования, так как финансовый план дает финансовую оценку всем принятым в предыдущих разделах плана решениям оценивает стоимость материально-технического снабжения, стоимость оплаты труда и привлечения персонала, требуемые инвестиции для внедрения инноваций. Финансовый план обычно разрабатывается на год с детализацией по кварта­лам и в некоторых случаях по месяцам. В соответствии с принципом сбалансированности финансовый план определяет источники средств для финансирования указанных расходов.

Основными инструментами осуществления маркетинга являются:

– товарная и ассортиментная политика;

– политика привлечения по­требителей;

– политика цен и условий продаж;

– коммуникационная политика (взаимосвязь с другими субъектами).

Принципы маркетинга:

1) выполнение строительно-монтажных работ должно быть основано на точном знании потребностей их покупателей, ры­ночной ситуации и реальных возможностях строительной орга­низации;

2) полное удовлетворение потребностей строительной продук­ции;

3) эффективная реализация продукции и услуг на определен­ных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;

4) обеспечение долговременной результативности (прибыль­ности) производственно-коммерческой деятельности строитель­ной организации;

5) единство стратегии и тактики поведения организации в целях активной адаптации к постоянным изменениям.

Реализация указанных выше принципов обеспечивается раз­работкой и осуществлением маркетинговых программ и планов.

Для понимания существа маркетинга следует рассмотреть три варианта поведения производителя строительной продукции по отношению к потребителю в зависимости от спроса и предложе­ния: ориентированность на производство, ориентированность на сбыт и маркетинговое мышление. Первый вариант характерен для начального развития рыночных отношений и при монопольном производстве. Второй вариант характерен для организаций, продукция которых стала недефицитной. Это почти вся строи­тельная продукция и строительные материалы. По третьему варианту работают организации, на продукцию которых ограни­чен спрос, что почти не характерно для строительных организа­ций.

Разработка маркетинговой стратегии является главной задачей функционирования маркетингового механизма. Стратегия маркетинга охватывает четыре главных элемента системы маркетинга:

1) продукт;

2) цена;

3) доставка продукта потребителям (сбыт);

4) продвижение продукта.

5) определенность по срокам реализации

Рассмотрим реализацию некоторых требований маркетинга. Для увеличения продаж товара на рынке организация может:

а) увеличить количество продавцов и мест продажи строи­тельной продукции;

б) понизить цены;

в) интенсифицировать рекламу;

г) объединить все эти варианты и т.д.

Временная определенность, как одно из основных требова­ний, предъявляемых к стратегии маркетинга, выражается в определении краткосрочных и долгосрочных целей, которые стремится достигнуть строительная организация.

Разработка стратегии маркетинга предполагает также выпол­нение очевидных требований учета реальных возможностей организации в части обеспечения строительными материалами, техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами. Не сле­дует стремиться охватить все, надо выделить себе нишу работ.

Когда строительная организация ограничивается определен­ными сегментами рынка, то говорят о селективном маркетинге, который наиболее успешно может быть применен малыми и средними организациями.

Сегментирование рынка может быть проведено по:

– географии рынка;

– отраслям;

– доходам и статусу потребителей;

– характеру рынка - оптовые либо розничные (индивидуальные) продажи.

Планирование маркетинга начинается с того, что устанавли­вается основная стратегия организации (стратегия роста и кон­куренции). Затем определяются преследуемые организацией цели. Далее на базе анализа внутренней деятельности организа­ции (внутренней среды) и внешней коммерческой среды опреде­ляется информация, необходимая для подготовки предложений по решению проблемы. И, наконец, определяется сфера дея­тельности (сегмент рынка) и совокупность решений по продвижению продукции.

Для окончательного уточнения сформулированных целей осу­ществляется анализ внутренней и внешней среды, а также проводится исследование потенциального рынка.

Среди факторов, определяющих успех организации на рын­ке, могут рассматриваться:

– имидж;

– степень новизны строительной продукции;

– уровень качества;

– гибкость производства;

– производственные мощности;

– инновации в НИОКР;

– финансовый потенциал и др.

Маркетинговый анализ проводится по нескольким направлениям для получения следующей информации:

- выявление видов работ, дающих наиболь­ший оборот (выручку);

-выявление наименее и наиболее рентабельных видов продукции (работ) с учетом маркетинговых затрат;

- выявление наиболее активных и рентабельных рынков;

- выявление доли рынка, принадлежащей данному предприятию в различных отраслях;

- определение профиля потребителя - клиента данной организации;

-формирование и оценка маркетинговых решений для привлечения клиентов;

- оценка потенциальных сегментов рынка.

9.2. Финансовое планирование

Финансовый план дает финансовую оценку всем принятым в предыдущих разделах плана решениям оценивает стоимость материально-технического снабжения, стоимость оплаты труда и привлечения персонала, требуемые инвестиции для внедрения инноваций. Финансовый план обычно разрабатывается на год с детализацией по кварта­лам и в некоторых случаях по месяцам. В соответствии с принципом сбалансированности финансовый план определяет источники средств для финансирования указанных расходов.

Финансовое планирование в строительной организации зави­сит от качества прогнозов основных показателей ее производ­ственной деятельности и рыночной конъюнктуры.

В балансе доходов и расходов отражаются результаты позаказного планирования, финансовые отношения с государственным бюджетом, банковскими и страховыми организациями, результаты инвестиционной политики, эмиссия собственных ценных бумаг и сделки с ними.

Финансовый план содержит расчеты ряда показателей: прибыли от производственной деятельности, амортизационных отчислений, поступлений средств в порядке кредитования, процентов, уплачиваемых банкам и финансовых результатов от других видов деятельности.

Баланс (бюджет) доходов и расходов позво­ляет в каждый период планирования определять источники доходов, их соотношение, направ­ления использования, сбалансиро­ванность их с затратами.

Часть прибыли в виде нераспределенной прибыли направля­ется на финансирование капитальных вложений и прирост обо­ротных средств, выплаты процентов банкам за предоставляе­мые ими кредиты, дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, создание финансового резерва, расходов на содержание социально-культурных и социально-бытовых объектов и на другие цели.

Значительное финансирование затрат по капитальным вло­жениям осуществляется за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, прибыли, направляемой на реинвестирование, за счет привлечения акционерного капита­ла, средств от размещения целевых облигационных займов и из других источников.

Планиро­ванию амортизационных отчислений в организации должно быть уде­лено наибольшее внимание.

Годовой финансовый план организации одновременно явля­ется и инструментом планирования, и инструментом контроля. Обычно в организации должен составляться общий и частные бюджеты. Общий бюджет определяет объемы реализованной продукции, расходы других финансовых операций на предстоя­щий период. Он включает прогнозный отчет о прибыли, прогнозный баланс и бюджет денежных средств. В самом общем виде бюджет подразделяется на операционный бюджет и фи­нансовый бюджет. Операционный бюджет подразделяется на:

– бюджет реализации;

– бюджет производства;

– бюджет прямых затрат на материалы;

– бюджет прямых затрат на труд;

– бюджет производственных накладных расходов;

– бюджет общих и административных расходов;

– прогнозный отчет о прибыли.

Финансовый бюджет подразделяется на:

– бюджет денежных средств;

– прогнозный баланс.

Основными этапами составления бюджета являются следующие:

1) составление прогноза реализации;

2) определение расчетного уровня объема производства;

3) расчет себестоимости строительной продукции и операци­онных расходов;

4) расчет потока денежных средств и других финансовых показателей;

5) составление прогнозных форм отчетности.

Бюджет реализации строительной продукции — стартовая точка составления общего бюджета, поскольку объем реализа­ции продукции оказывает влияние практически на все другие статьи общего бюджета. Прогнозный объем реализованной строительной продукции в основном определяется сметой, при­лагаемой к подрядному договору (или планируемым заказам на выполнение работ). В бюджете реализации определяется также сумма денежных средств, которую организация может получить от своих заказчиков.

Бюджет производства составляется после составления бюд­жета реализации. Ожидаемый объем производства в строитель­ной организации определяется по двум направлениям: объем строительно-монтажных работ и объем строительных материалов, деталей и конструкций. В том и другом случае объемы рассчитываются с учетом наличия запасов, планируемых объемов реали­зации и оптимальных заделов на будущее.

Бюджет прямых затрат на строительные материалы составляется после определения объема производства и рациональных запасов на будущее.

Бюджет прямых затрат на труд также составляется на основе бюджета производства с учетом трудоемкости производства работ на основе нормативов трудоемкости, которые содержатся в соответствующих сметных нормах и расценках.

Бюджет производственных накладных расходов включает прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на оплату труда. Сюда относятся та­кие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, вклю­чаемые в себестоимость, арендная плата и др.

Бюджет административных расходов включает ста­тьи операционных расходов, такие, как расходы по реализации строительной продукции, расходы по управле­нию. При составлении этого бюджета отдельно рассчитывают­ся постоянные и переменные операционные расходы.

Бюджет денежных средств составляется в виде притока и оттока денежных средств за определенный период (таблица 17). Он состоит обычно из четырех основных разделов:

1) раздел поступлений, который включает остаток денежных средств на начало периода, поступления денежных средств от заказчиков и другие статьи поступления денежных средств;

2) раздел расходов денежных средств, отражающий все виды оттоков денежных средств на предстоящий период;

3) раздел избытка или дефицита денежных средств — разни­ца между поступлением и расходованием денежных средств;

4) финансовый раздел, в котором подробно представлены ста­тьи заемных средств и погашения задолженности на предстоя­щий период.

Таблица17.Бюджет движения денежных средств

Наименование   Периоды (месяцы)
       
1. Остаток денежных средств на начало периода        
2. Поступления денежных средств 1) от основной деятельности - выручка от реализации (без НДС и таможенных пошлин) - авансы полученные - прочие поступления от операционной деятельности 2) от инвестиционной деятельности - выручка от реализации основных средств - прочие внереализационные расходы от инвестиционной деятельности 3) от финансовой деятельности - увеличение уставного капитала (доход от эмиссии акций) - целевое финансирование - привлечение кредитов - эмиссия облигаций (долговые ценные бумаги)        
3.Отток денежных средств 1) по основной деятельности - оплата сырья/материалов - прямая заработная плата - общепроизводственные расходы - коммерческие расходы - управленческие расходы - уплата налогов - проценты за кредиты - налог на прибыль 2) по инвестиционной деятельности - приобретение основных средств - затраты на проведение НИР и ОКР - долгосрочные финансовые вложения 3) по финансовой деятельности - проценты по краткосрочным кредитам - погашение облигаций - выплата дивидендов        
4.Остаток денежных средств но конец периода (остаток на начало + поступления – расходы)        

 

Баланс движения денежных средств предназначен для проверки реальности источников поступления денежных средств, увязки балансирования притоков и оттоков денежных средств на месяц и на конкретную дату. В отличие от бюджета доходов и расходов в балансе движения денежных средств учитываются доходы (поступления) и расходы денежных средств по факту.

Не схождение поступления выручки с запланированным ее объемом связано с предоставлением отсрочек платежа за реализованную продукцию, возникновением дебиторской задолженности и несоблюдением графиков ее погашения, поэтому денежные средства, относящиеся к выручке этого месяца, могут поступать в последующих месяцах.

Прогнозный отчет о прибыли представляет собой расчетную оценку доходов и расходов строительной организации на пред­стоящий период (таблица 18).


Таблица 18. - Бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибыли)

№ п/п Наименование показателя Бюджет прошлого года        
  Выручка от продаж (без учета НДС)            
  Себестоимость реализованной продукции            
  Валовая прибыль (п.1-п.2)            
  Коммерческие расходы            
  Управленческие расходы            
  Прибыль (убыток) от продаж (п.3-п.4-п.5)            
  Операционные доходы / расходы            
  Процент к получению            
  Процент к уплате            
  Поступления от продажи основных средств            
  Прочие операционные расходы (налоги)            
  Сальдо внереализационных доходов и расходов            
  Прибыль/убыток до налогообложения            
  Налог на прибыль (24%)            
  Чистая прибыль (Налогооблагаемая прибыль - Налоги)            
  Дивиденды            
  Прочие платежи из чистой прибыли            
  Нераспределенная прибыль            
  Нераспределенная прибыль с нарастающим итогом            

Заполняется по выручке на основе продаж, производственного бюджета. Коммерческие и управленческие расходы берутся из соответствующих бюджетов.

Финансовые результаты зависят от метода учета выручки, который применяется на предприятии. Выручка по бюджету доходов и расходов может отличаться от выручки для налогообложения. В зависимости от применяемого метода начислений, когда датой получения дохода считается отгрузка продукции, либо кассового метода, когда датой получения выручки является дата поступления средств на расчетный счет.

При применении метода начисления происходит уплата налога на прибыль до фактического ее получения, в связи с этим в составе внереализационных расходов предприятие должно формировать резерв по сомнительным долгам не более 10% от выручки в размере 50% от дебиторской задолженности сроком до 90 дней.

Сумма выплачиваемых дивидендов зависит от принятой нормы распределения прибыли на дивиденды.

Нераспределенная прибыль с нарастающим итогом определяется как сумма прибыли за все предыдущие месяцы.

Прогнозный баланс позволяет оценить, как будет выглядеть финансовое положение организации по прошествии соответствующего периода, выявить возможные неблагоприятные для орга­низации финансовые последствия, проверить правильность других расчетов, рассчитать финансовые коэффициенты и оценить их уровень с позиций требований финансового рынка, выделить будущие финансовые источники и обязательства.

В целях планирования финансирования деятельности по содержанию и ремонту многоквартирного дома составляется смета доходов и расходов (таблица 19).

Смета доходов и расходов представляется общему собранию собственников помещений. На основании сметы собственники принимают решения по установлению обязательных платежей и взносов членов товарищества, о получении кредитов, образовании специальных фондов, сдаче имущества в аренду.

Таблица 19 - Смета доходов и расходов ТСЖ (финансовый план)

Наименование статей
  Расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества
  вывоз бытовых отходов
  техническое обслуживание и ремонт лифтов
  Расходы на капитальный ремонт общего имущества
  Расходы на управление многоквартирным домом
  Расходы на строительство дополнительных объектов и помещений в МКД
  Прочие расходы
  Доходы
  Платежи за содержание и ремонт жилых помещений
  -платежи за содержание и текущий ремонт общего имущества
  -платежи за капитальный ремонт общего имущества
  -платежи за управление многоквартирным домом
  Целевое финансирование
  -целевое бюджетное финансирование
  -членские взносы
  Доход от иной деятельности, в.т.ч
  - от сдачи в аренду земельного участка
  - от сдачи в аренду нежилых помещений
  - от сдачи в аренду прочих объектов
  Финансовый результат
  Оплата обязательных налогов
  Прибыль в распоряжении ТСЖ
  Резервный фонд
  Фонд на восстановление и ремонт общего имущества
  Прочие фонды

Контроль исполнения сметы доходов и расходов осуществляется ревизионной комиссией. Ревизионная комиссия осуществляет проверку плановых, отчетных, бухгалтерских и иных документов, подтверждающих выполнение запланированных работ, использование денежных средств и специальных фондов по целевому назначению, дает оценку правильности заключенных договоров и правомочности действий правления и председателя ТСЖ. По результатам проверки представляется отчет общему собранию членов товарищества.

Целевое бюджетное финансирование (субсидии) предоставляются на финансирование текущего (капитального) ремонта при условии включения в адресную программу.

Контрольные вопросы

  1. Какой раздел плана является определяющим для дальнейшего планирования на предприятии?
  2. Перечислите основные показатели (плана) бюджета доходов и расходов?
  3. Почему показатели плана доходов и расходов отличаются от плана движения денежных средств?
  4. По каким видам деятельности распределяются доходы и расходы предприятия?
  5. Перечислите основные статьи в смете доходов и расходов ТСЖ?

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предприятий | Предприятий строительства и коммунального хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.