КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работы практического психолога
Профессионально-этические основы
Тема 1. Лекция: Влияние ситуации взаимодействия психолога и клиента на возникновение трансферентных отношений.
Задачи: Изучение влияния переноса и контрпереноса на отношения психолога и клиента. Определение значения правила нейтральности. Исследование ограничений в работе психолога. Цель дисциплины – ознакомление студентов со сферой профессиональной ответственности и основными положениями документов по профессиональной этике, регламентирующих деятельность психолога.
Обычно клиенты испытывают широкий диапазон эмоций по отношению к психологу. Люди, которые получали слишком мало любви или понимания в жизни, могут ответить на профессиональное отношение аналитика (внимательность, понимание и т.п.) чувством любви. Одинаково частыми эмоциональными реакциями на психолога могут быть ненависть, насмешка, равнодушие или долгие периоды, когда вообще отсутствуют какие-либо чувства. По мнению Джойс МакДугалл, мы не можем уйти от ролей, которые наши бессознательные Я заставляют нас играть, часто используя при этом людей из нашей сегодняшней жизни как реквизит для решения проблем прошлого. Поэтому психолог часто оказывается тем «реквизитом», который нужен клиенту, чтобы «проиграть» и «переделать» старые свои чувства и отношения. Очевидно, что психолог играет различные роли в жизненном сценарии по мере его развертывания в переносе, и в определенные критические для клиента моменты он обычно представляет собой и мать, которая предает его, и отца, которому он вынужден подчиняться. Очевидно, что эти архаические фигуры являются искажениями как исходных родительских фигур, так и имеющегося в настоящем психолога, который становится важным участником патологической организации, поддерживающей эти искажения и мешающей возвращению проекций в самость. Это создает важные технические проблемы для психолога, который находится под давлением, вынуждающим его разыгрывать различные роли из внутреннего мира пациента. Одна из его задач состоит в том, чтобы осознать эти роли и отличить их от похожих, но не идентичных сценариев, берущих начало в собственном внутреннем мире психолога. В последние годы мы стали намного лучше понимать, что собственные потребности аналитика взаимодействуют с потребностями пациента очень сложным образом. И когда их защитные потребности совпадают, тупиковая ситуация особенно часто проходит незамеченной и становится хронической. Один из таких типов взаимодействий возникает, когда пациент нуждается в воссоздании архаической авторитетной фигуры, чтобы подчиняться ей, и когда аналитик имеет потребность в зависимой фигуре, чтобы осуществлять над ней свою власть. Чтобы распознать, что происходит, психолог должен быть способен идентифицироваться с фигурами из прошлого пациента, но не попадать к ним в ловушку, так чтобы он был способен вернуться назад к своей роли психолога. Иногда это требует инсайта относительно своих собственных защитных нужд и понимания собственной зависимости и уязвимости. Полное или глубокое переживание переноса вызывает у психолога беспокойство, психолог больше всего боится его и больше всего желает его избежать. Стрэйчи подчёркивал, что давать пациенту интерпретацию необходимо в спокойной, невозмутимой манере. Исследуемая область - задача совладания с сильными контрпереносными переживаниями и сохранения психологической техники интерпретации. Во время консультационной или психотерапевтической работы протекает процесс трансформации или проработки в психологе. Пациент сознательно или бессознательно озабочен тем, уходит психолог от этих проблем или пытается их разрешить. Настояние на том, что психолог не затронут подобными переживаниями, во-первых, несправедливо, а во-вторых, может сообщать пациенту, что его состояние, боль и поведение эмоционально игнорируются специалистом. Я предполагаю, что если мы изолируем эмоции, мы рискуем изолировать и любовь, смягчающую ненависть, и позволить ненависти управлять так называемым поиском истины. То, что выглядит бесстрастным, может содержать в себе убийство любви и заботы. Психолог позволяет себе иметь переживания, прорабатывать их и, сохраняя принцип нейтральности, трансформировать в полезную интерпретацию. Психолог никогда не предписывает, какие чувства клиент должен испытать. Наоборот, цель консультационной или психотерапевтической работы состоит в том, чтобы помочь клиенту научиться понимать и принимать все возникающие у него чувства независимо от того, каковы они. По большей части во время работы с психологом клиент расслабляется и успокаивается, но общение с психологом может быть также весьма жесткой работой. Часто родственникам или друзьям кажется, что психологическое консультирование, психотерапия или психоанализ - это искусственная поддержка, своего рода "психологические костыли", что он ведет к бегству от действительности, к иллюзорному уходу от проблем. На деле же клиент в ходе данного общения приобретает реальную возможность, спокойно и реалистично смотреть в лицо жизненным событиям. В ходе общения с психологом его не поощряют быть зависимым, напротив, он должен стать независимым и ответственным за свою судьбу.
Тема 2. Лекция: Основные этические принципы.
Задачи: Соотнесение правил практической работы и этических принципов. Знакомство с основными этическими принципами.
Принципы профессиональной этики
Профессиональная компетентность. Психолог должен оказывать только профессионально компетентную помощь и осознавать пределы собственной компетентности. Специалисту следует прилагать усилия, чтобы обогащать свои знания и совершенствовать практические навыки. Жизненные стрессы и болезни психолога, ослабляющие его профессиональную компетентность, должны быть им своевременно осознаны; в связи с ними должны быть предприняты соответствующие меры. Следует воздерживаться от оказания профессиональных услуг, когда актуальное состояние может оказать негативное влияние на терапевтический процесс. Уважение личности и отсутствие дискриминации. Психолог должен осознавать собственные ценности и убеждения, и не навязывать их пациентам. Психологу следует оказывать профессиональную помощь клинетам, а также способствовать профессиональному развитию студентов и коллег, с уважением и заботой. Дискриминация на основании возраста, нетрудоспособности, национальной или религиозной принадлежности, пола, сексуальной ориентации или социально-экономического положения, а также на других основаниях - противоречит профессиональной этике. Информированное согласие. Профессиональные отношения между клиентом и психологом основываются на доверии и информированном согласии. В ходе первичных интервью клиентов следует проинформировать об особенностях предлагаемых услуг и других видах помощи. Психолог должен в тактичной форме достичь согласия с пациентом по поводу времени встреч, оплаты и других правил и обязательств. Если пациентом является ребенок, то, принимая во внимание его возраст, необходимо достигнуть дополнительных соглашений с родителями или опекунами. Конфиденциальность. Конфиденциальность информации, раскрытой пациентом в общении с психотерапевтом, является основным правом пациента и неотъемлемой частью эффективной психотерапии и исследовательской деятельности. Психолог должен предпринять все необходимые меры, чтобы не нарушить права пациента (в том числе бывшего) на конфиденциальность. Психолог не имеет права обсуждать полученную от пациента информацию вне рамок терапевтического, консультативного, супервизорского и образовательного контекста. Если психотерапевт использует материал случая в обсуждениях с коллегами с консультативными, образовательными или научными целями, данные о личности и жизни пациента должны быть существенно изменены для того, чтобы пациент не мог быть узнан. При презентации случая в письменной форме следует получить разрешение пациента посредством открытого обсуждения целей такой презентации, ее пользы для пациента и вероятности быть узнанным; при этом пациента следует проинформировать о праве на отказ. Честность. Честность лежит в основе терапевтических отношений в психоаналитической психотерапии. Осознавая сложности человеческого общения и терапевтических отношений, психолог должен взаимодействовать с пациентами и их семьями (в случае, когда пациентом является ребенок или подросток), студентами и коллегами честно и достаточно открыто. Запрет на эксплуатацию пациента. В связи с тем, что клиент достаточно уязвим в неравных отношениях с психологом, психотерапевт не должен каким-либо образом эксплуатировать клиента и членов его семьи. Психолог должен избегать двойных отношений с пациентами. Сексуальные отношения между психологом и клиентом или членами семьи последнего являются грубым нарушением профессиональной этики. Научные обязательства. Психологу следует способствовать развитию научных и клинических знаний и повышению образовательного уровня студентов и коллег. Исследования следует проводить в соответствии с принципами клинического и научного исследования. При проведении исследований особую осторожность следует соблюдать при использовании клинического материала. Данные предосторожности касаются соблюдения прав клиента на конфиденциальность и сведения к минимуму возможности вреда клиенту. Охрана профессионального сообщества и общества в целом от некомпетентности. Психологу следует постоянно оценивать свою способность к осуществлению профессиональной деятельности, прибегать к консультациям коллег в ситуации серьезных сомнений и затруднений и давать обратную связь относительно состояния и способностей к профессиональной деятельности своих коллег. Информация о неэтичном поведении члена организации должна быть подана в Комитет по этике. Социальная ответственность. Психологу следует осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законами, которые действуют в интересах клинета и общественного блага в целом.
Тема 3. Лекция: Этические дилеммы в консультационной и терапевтической деятельности.
Задачи: Исследование противоречий этических проблем. Выделение объективных причин, осложняющих однозначное следование правилам этики и обстоятельств, ограничивающих действие правил конфиденциальности. Прослеживание связи изменений в этических кодексах с уточняющимися требованиями морали.
Психологу не так просто безусловно следовать правилам этики по достаточно объективным причинам: 1. Трудно соблюдать стандарты установленного поведения в огромном разнообразии ситуаций консультирования и психотерапии, ведь каждый консультационный контакт уникален. 2. Большинство консультантов практикуют в определённых учреждениях (клиниках, центрах, школах, частных службах и пр.) Ценностная ориентация этих организаций может не вполне совпадать с этическими требованиями к консультанту. В таких случаях консультант может оказаться перед сложным выбором. 3. Консультант нередко попадает в этически противоречивые ситуации, когда, придерживаясь требований одной нормы, он нарушает другую. Тема 4. Лекция: Условия выполнения принципов и стандартов профессиональной этики психолога
Задачи: Определение значения и функций этического кодекса. Знакомство с основными этапами разработки и принятия Этического кодекса. Изучение существующих способов контроля квалификации и деятельности психологов.
Профессиональная организация разрабатывает и внедряет Этический кодекс, чтобы определить этические стандарты работы своих членов в сферах психологической практики, обучения и исследовательской деятельности. Кодекс имеет своей целью информировать практикующих специалистов и студентов о необходимости следования профессиональной этике и предупредить членов организации об опасности отклонений от стандартов профессионального поведения. Разработанные принципы и стандарты профессиональной этики являются общей системой правил, определяющей обязательства психолога перед пациентами, их родителями или опекунами (когда клиентом является ребенок или подросток), студентами, коллегами и общественностью в целом. Этические нормы, которые содержит кодекс, предполагают обязательство со стороны специалиста действовать в соответствии с этикой психологической практики на протяжении всей своей профессиональной деятельности и способствовать этичному поведению своих коллег и студентов. Этический кодекс создает общую основу для решения этических проблем. Тем не менее, ни одно из правил этики не может быть общим и отвечающим на все этические вопросы, возникающие в психотерапевтической практике, образовательной и исследовательской деятельности. Знание членами организации Этического кодекса должно позволять им самостоятельно определять, какие части кодекса применимы к той или иной конкретной ситуации и учитывать любые возможные противоречия между различными аспектами профессиональной деятельности. Ответственность, взвешенность суждений и честность психолога – необходимые условия реализации профессиональной этики в сфере консультирования и психотерапии. Постоянная самопроверка и рефлексия специалиста, а также обращение за супервизией и консультациями к коллегам при возникновении трудностей и этических дилемм обеспечивают надежные условия, как для клиента, так и для самого психолога.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |