КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Степень подвижности пространственных
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ КЛАССИФИКАЦИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ КЛАССИФИКАЦИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР В КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВЕНЬЕВ В МЕХАНИЗМАХ
Твердые тела, из которых образуется механизм, называются звеньями. Звено – это деталь, либо совокупность деталей, соединенных в одну неизменную систему. Звенья механизмов на схемах изображаются упрощенно в виде линий или геометрических фигур. Условное изображение механизма называют структурной схемой (моделью) механизма. Структурная схема (модель) – безмасштабное графическое изображение механизма с применением условных обозначений звеньев и кинематических пар. Если структурную схему выполнить в масштабе, то получится кинематическая схема (модель) механизма. Звенья бывают подвижные и неподвижные. Неподвижное звено механизма называется стойкой или опорой. Неподвижное звено на кинематических схемах показывается штриховкой (рисунок 1.1).
а) б) в)
а - для вращательных кинематических пар; б, в - для поступательных кинематических пар Рисунок 1.1 - Изображение неподвижных звеньев
Подвижные звенья классифицируют по характеру движения:
1 О ω1=const 3 4 б)
3 4
в) 3 4 О3 3 О3 ω3 ω3 г) 3 A 2 C ω3 4
д) А В Рисунок 1.2, а-д - Изображение подвижных звеньев е) А 2 3
Рисунок 1.2, е - Изображение подвижных звеньев
или начальные), ведомые (выходные, рабочие) и промежуточные (соединительные). Ведущее (начальное) – звено, закон движения которого задан. Сумма элементарных работ приложенных к нему внешних сил положительна. Ведущее звено приводит в движение весь механизм. За ведущее звено принимается кривошип, реже ползун. Ведомое (рабочее) – звено, совершающее требуемое движение, для которого предназначен механизм. Сумма элементарных работ приложенных к нему внешних сил равна нулю. Промежуточные (соединительные) – звенья, соединяющие ведущее звено с рабочим.
Кинематическая пара – подвижное соединение двух соприкасающихся звеньев. По характеру соединений двух соприкасающихся звеньев кинематические пары делятся на поступательные и вращательные. Если два звена движутся относительно друг друга вращательно, то получается вращательная кинематическая пара (шарнирное соединение), если поступательно - то поступательная кинематическая пара (цилиндр движется внутри поршня). Кинематические пары изображены на рисунке 1.3.
а) А б) В 1 2 3 4
а - вращательная; б - поступательная Рисунок 1.3 - Изображение кинематической пары
Известно, что твердое тело, движущееся в пространстве, обладает шестью видами движений (тремя вращательными вокруг осей X, Y, Z и тремя поступательными относительно тех же осей), т.е. обладает шестью степенями свободы (рисунок 1.4).
y x Рисунок 1.4
Таблица 1.1 - Классификация кинематических пар
Кинематическая пара I-го класса (р1) получается, когда на нее накладывается одна связь, т.е. нет одного движения, допустим по оси Z. Если на кинематическую пару накладываются две связи, то получается кинематическая пара II-го класса (р2); если 3 связи - то III-го класса (р3) и т.д. Классификация кинематических пар в зависимости от числа степеней свободы и от количества наложенных связей представлена в таблице 1.1. По характеру соприкосновения кинематические пары делятся на высшие и низшие. Высшие кинематические пары р4 (двухподвижные или пары IV класса) - такие, при которых соприкосновение звеньев происходит в точке или по линии. Примером такой пары являются: шар-плоскость, контакт 2-х зубьев. Низшие кинематические пары р5 (одноподвижные или пары V класса) - такие, при которых соприкосновение звеньев происходит по плоскости или по поверхности. Примером такой пары является шарнирное соединение.
Кинематическая цепь - система звеньев, связанных между собой кинематическими парами.
а) В 3 С б) А 2 В А 2 В С 2 4 1 3 1 3 4 А С С 4 1 5 В 2 С A 2 B в) 1 3 г) 1 3 А F C D G 6 4 6 4 F E E D 5 5
а - простые и незамкнутые; б - сложные и незамкнутые; в - простые и замкнутые; г - сложные и замкнутые Рисунок 1.5 - Изображение кинематических цепей
Кинематические цепи делятся на: Ø простые – такие, у которых каждое звено входит не более чем в две кинематические пары (рисунок 1.5, а, в); Ø сложные – такие, у которых имеется хотя бы одно звено, входящее более чем в две кинематические пары (рисунок 1.5, б, г); Ø замкнутые цепи – такие, звенья которых образуют один или несколько замкнутых контуров (рисунок 1.5 в, г); Ø незамкнутые (открытые) цепи – такие, звенья которых не образуют замкнутых контуров (рисунок 1.5 а, б); Ø плоские цепи – такие, все точки которых движутся в одной или параллельных плоскостях (рисунок 1.5 а - г); Ø пространственные цепи – такие, все точки которых описывают пространственные кривые.
Механизм – искусственно созданная кинематическая цепь, совершающая вполне определенные движения. В простейшей интерпретации: механизм – это кинематическая цепь + двигатель. Из этого вытекает, что в любом механизме есть одно или несколько ведущих звеньев (см. § 1.1). Поэтому ясно, что сумма элементарных работ всех внешних сил, приложенных к ведущему звену, положительна, а для ведомого звена – равна нулю. Так как механизм состоит из кинематических цепей, то также как и кинематические цепи, механизмы делятся на плоские и пространственные, простые и сложные. Плоские механизмы – такие, все звенья которых движутся в одной или параллельных плоскостях. Пространственные механизмы – такие, все звенья которых описывают пространственные кривые. Простой – механизм, состоящий не более чем из четырех звеньев. Сложный – механизм, состоящий из более чем четырех звеньев. Также все механизмы классифицируют по конструктивной схожести. Ø Рычажные (в других источниках – стержневые) – это механизмы, звенья которых при соединении образуют между собой только низшие кинематические пары. Они применяются для преобразования движения или передачи силы в машинах. Простые (типовые, частные) рычажные механизмы состоят из четырех звеньев и подразделяются на коромысловые, кривошипно-ползунные, кулисные (рисунок 1.6, а-в). Рычажные механизмы получили широкое применение благодаря их долговечности, надежности и простоте. Кривошипно-ползунные механизмы (рисунок 1.6, а) применяются в двигателях внутреннего сгорания, компрессорах, насосах и т.д. В этих механизмах вращательное движение преобразуется в возвратно-поступательное и наоборот. Коромысловые механизмы (рисунок 1.6, б) применяются в зерноуборочных комбайнах, в стогометателях, в пресс-подборщиках, качающихся конвейерах и т.д. Кулисные механизмы (рисунок 1.6, в) получили широкое применение в строгальных, зубодолбежных станках. Обычно у них длительный рабочий ход и быстрый, обеспечивающий возврат резца в исходное положение, холостой ход. Большей частью кулисные механизмы применяются в практике с дополнительной структурной группой. Пространственные рычажные механизмы получили более широкое применение в робототехнике, чем плоские. На их основе создаются различные роботы и манипуляторы. Особенностью этих механизмов является то, что они имеют незамкнутую кинематическую цепь, обладают большим числом степеней свободы, а значит, имеют много приводов. Согласованная работа приводов звеньев обеспечивает перемещение руки захвата по рациональной траектории в заданное место.
а - коромысловый; б - кривошипно-ползунный; в – кулисный Рисунок 1.6 - Типовые (частные) рычажные механизмы
Разновидностью кулисного механизма является мальтийский механизм. Он относится к механизму прерывистого движения. Ø Зубчатые механизмы. Если в состав механизма входят зубчатые звенья, то такой механизм называется зубчатым. Зубчатые механизмы представляют собой трехзвенный механизмы с высшей кинематической парой и предназначен для сообщения непрерывного вращательного движения с заданным отношением угловых скоростей. Их также называют еще зубчатыми передачами. При помощи зубчатых колес можно осуществить передачу движения между валами как с неподвижными осями, так и с перемещающимися в пространстве. Разновидностью зубчатых передач являются храповые и цевочные механизмы. Храповые механизмы предназначены для осуществления движения только в одном направлении. Они применяются в станках, грузоподъемных машинах, часовых механизмах, а также в передачах периодического движения. Цевочный механизм служит для передачи вращательного или поступательного движения, в котором одно из звеньев имеет зубья, выполненные в виде круглых цилиндров (цевок), а зубья второго звена имеют сопряженный профиль. Более подробно зубчатые механизмы рассмотрены в гл. 4, § 2. Ø Кулачковые механизмы. Механизмы, в состав которых входит звено, имеющее переменный профиль (кулачок), называют кулачковыми. Они применяются для сообщения ограниченного движения ведомому звену по заданному или выбранному закону. Ведомое звено (толкатель) и ведущее звено (кулачок) могут совершать поступательное, вращательное или сложное движения. Кулачковые механизмы используются как в рабочих машинах, так и в приборных устройствах для реализации необходимых законов движения ведущих звеньев. Например, они применяются в газораспределительных механизмах для открывания и закрывания впускных клапанов и т.д. Подробно кулачковые механизмы будут рассмотрены в главе 4, § 1. Ø Фрикционные механизмы – такие механизмы, в которых передача движения между соприкасающимися телами осуществляется за счет сил трения. Фрикционные механизмы нашли широкое применение в приборах, станках, транспорте, вариаторах (механизмах с плавной регулировкой числа оборотов). Ø Механизмы с гибкими звеньями. В таких механизмах в качестве гибких звеньев, передающих движение от одного тела к другому, используются различной формы поперечного сечения ремни, канаты, цепи и др. Они применяются, если необходимо передать на относительно большое расстояние механическую энергию из одной точки пространства в другую. Передачи с гибкими звеньями широко применяются в машиностроении, приборостроении и в других отраслях промышленности. Подробно эти механизмы рассматриваются в курсе деталей машин. Ø Клиновые механизмы применяются в различного вида зажимных приспособлениях или в устройствах, в которых требуется создать большие усилия на выходной стороне при ограниченных силах, действующих на входной стороне. Клиновые механизмы состоят из поступательных кинематических пар V класса. Они могут быть плоскими и пространственными. Чаще применяются в комбинации с другими механизмами. Отличительной особенностью этих механизмов является простота и надежность конструкции. Ø Резьбовые (винтовые) механизмы. Механизмы, имеющие в своем составе кинематическую пару «винт-гайка», называют резьбовыми. Резьбовые механизмы применяются для преобразования вращательного движения в поступательное. Они используются в металлорежущих станках, прессах, различных приборах, измерительных устройств, домкратах и др. механизмах. Ø Гидравлические и пневматические механизмы подробно рассматриваются при изучении других предметов. Широкое применение нашли комбинированные механизмы, например рычажно-зубчатые, кулачково-зубчатые и др.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |