Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Асимметричная информация

 

 

Термин асимметричная информация исполь­зуется в экономике при описании ситуаций, в ко­торых часть участников делового предприятия обладает важной информацией, в то время как другая часть заинтересованных лиц ею не рас­полагает. Асимметричная информация характерна для многих ситуа­ций в экономике: как правило, продавцы товара знают гораздо больше о его качестве, чем покупатели; рабочие знают о своих способностях лучше предпринимателей, а управляющие знают о своих способнос­тях лучше, чем собственники предприятий.

Рассмотрение асимметричной информации мы начнем с ситуа­ции, в которой продавцы имеют более точную информацию о каче­стве товара, чем покупатели, на примере рынков страхования и кредита.

ПР 1: Работу страхового рынка может сделать проблематичной неблагопри­ятный отбор, возникший вследствие асимметричной информации. Люди, покупающие страховку, знают намного лучше о состоянии сво­его здоровья, чем страховые компании. Так как именно люди, страда­ющие какими-либо заболеваниями, в большей степени желают стра­ховаться, то их доля в общем количестве страхующихся возрастает. Это повышает цену страховки, что приводит к тому, что здоровые люди, взвешивая свой риск, предпочитают не страховаться. Тем самым доля страдающих каким-либо заболеванием людей еще больше увеличива­ется, что опять приводит к повышению цены страховки и т. д. до тех пор, пока на страховом рынке не останется лишь эта категория лиц. Таким образом, когда асимметричная информация приводит к небла­гоприятному отбору страхующихся, деятельность страховых компаний становится невыгодной. Поэтому во многих странах люди старше 65 лет сталкиваются с трудностями при медицинском страховании. Подоб­ные ситуации заставляют государство вмешиваться в вопросы меди­цинского страхования, особенно это касается пожилых людей, ниве­лируя последствия неблагоприятного отбора.

ПР 2: Асимметричность информации на рынке кредита состоит в том, что должники лучше, чем кредиторы знают, будут они возвращать долг или нет. Компании устанавливают одина­ковый процент для всех заемщиков, что привлекает и ту категорию, которая платить не хочет. Это приводит к повышению процента за кре­дит, что опять увеличивает долю неплательщиков (плательщики не хотят платить высокий про цент и не заключают договоры), процент за кредит снова повышается и т. д. В результате кредиты стали бы очень дорогими и честные заемщики не смогли бы ими воспользоваться. Поэтому для частичного решения проблемы асимметричной инфор­мации и неблагоприятного отбора на кредитном рынке очень боль­шую роль играет обмен информацией о недобросовестных: клиентах. Без этого существование кредитного рынка было бы невозможно.

Важным механизмом, позволяющим преодолеть асим­метричную информацию, являются рыночные сигналы.

Концепция сигналов рынка впервые была разработана Ми­хаэлем Спенсом, который показал, что на некоторых рын­ках продавцы подают покупателям своего рода сигналы, содержащие информацию о качестве товара.

Рассмотрим рынок труда, который является хорошим примером рынка с асимметричной информацией: работники знают гораздо боль­ше о качестве своего труда, чем наниматели. Для того, чтобы сигнал был значимым, нужно, чтобы он был таким, что с его помощью мож­но было бы отличить высококвалифицированного работника от низ­коквалифицированного. Значимым сигналом на рынке труда явля­ется образование. Здесь большое значение имеет и количество лет обучения, и полученная степень, и репутация учебного заведения, выдавшего диплом, и пр. Фирмы рассматривают образование как сиг­нал о производительности. Высокопроизводительные работники за­хотят получить образование, даже если это не способствует повыше­нию эффективности их работы. Они получат его для того, чтобы иметь возможность подать сигнал о качестве своего труда (но, в конечном итоге, конечно же, образование повышает производительность и дает дополнительные знания).

Сигналы могут быть и на других рынках с асимметричной инфор­мацией: рынках телевизоров, холодильников, автомобилей и т. д. Фир­мы, производящие высококачественную, надежную продукцию, пода­ют сигналы потребителям с помощью гарантий и поручительств (в слу­чае, когда потребители не могут определить, какая марка лучше). Долгосрочные обязательства обходятся дороже производителю низко­качественного товара, ведь его надо чаще ремонтировать за счет фирмы, и она может разориться на бесплатном ремонте. Следовательно, гаран­тии можно оценивать как сигналы высокого качества товара, и потреби­тели будут согласны платить за такой товар более высокую цену.

 

Вывод:

 

Таким образом, завершая изучение курса микроэкономики, мы про­анализировали те трудности, которые могут возникать на рынке из-за проблемы внешних эффектов, необходимости производство обще­ственных товаров и асимметричного распределения информации. В связи с этим в данной лекции мы остановились на понятии внешних эф­фектов рынка, объяснили их возникновение, выяснили способы реше­ния этой проблемы на примере загрязнения окружающей среды. Так­же мы рассмотрели особенности, присущие общественным товарам, узнали, какие трудности возникают на рынке в связи с необходимос­тью их производства, и как определяются в обществе виды и объемы производства общественных благ, т. е. рассмотрели теорию обществен­ного выбора. В данной лекции мы также остановились на понятии асимметричной информации и проблемах, которые в связи с этим мо­гут возникать на рынке. При этом особое внимание было обращено на неопределенность качества товаров.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Парадокс голосования | Вступление в брак и расторжение брака
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.