Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы семейного консультирования




Актуальность развития новой на­учной дисциплины — психологии семьи — связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтнос­ти в значительной части российских семей.

Предмет и задачи психологии семьи

С/р описать свою семью по критериям указанным в типологии семьи.

Лекция 1. Психология семейных отношений

  1. Предмет и задачи психологии семьи.
  2. Теоретические основы семейного консультирования
    • Подходы в работе с семьей
    • Основные принципы семейного консультирования
    • Основные этапы психологического консультирования семьи
  3. Брак и семья

· Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

· Три исторических типа семьи

· Семья как целостная система

· Функции семьи

· Типология семьи

Югославский писатель Б.Нушичем приводит суждения представителей разных профессий о браке:

Историк: «Брак-это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется подчиненному».

Литератор: «Брак – это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего с неожиданным концом».

Физик: «Брак – это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

Химик: «Брак – это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

Врач: «Брак – это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этом случае не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

Прокурор: «Брак – это временное примирение двух враждующих сторон».

Психология семьи — относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей прак­тике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейно­го консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной осо­бенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.

Неблагоприятные тенденции:

1. социально-экономическими условиями: нестабильностью соци­альной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профес­сиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией тра­диционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами.

2. возрастает число неблагополучных семей, в кото­рых девиантное поведение супругов — алкоголизм, агрессия, - нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, наруше­ний личностного роста и формирования идентичности.

3. изменение демографической ситуации — падение рождаемости и, как след­ствие, увеличение удельного веса однодетных семей — приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности де­тей, воспитывающихся в таких семьях. Следует констатировать неудовлетвори­тельный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе российских семей.

4. сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

5. одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально при­глашенный персонал (няни, гувернантки) и, тем самым, самоустранения роди­телей от процесса воспитания ребенка.

 

Теоретической основой психологии семьи стали исследования:

  1. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, пробле­мы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в се­мье и способы их разрешения.
  2. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социали­зации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.
  3. Возрастно-психологическое консультирова­ние, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, про­филактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает се­мью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка.
  4. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей отраслью педагогической науки.
  5. Психология личности рассматривает общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореа­лизации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи.
  6. В рамках клинической психологии внутри­семейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте про­блем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических на­рушений и отклонений.

Итак, система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологиче­ской помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую ос­нову современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину — психологию семьи.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи включают:

  • исследование закономерностей становления и развития функциональ­но-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
  • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного
    партнера;
  • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
  • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
    изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных
  • возрастных стадиях;
  • изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их пре­одоления.

Подходы в работе с семьей:

Психоаналитический подход. В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем. Единица анализа — личность в ее отношениях с партне­ром, основными паттернами этих отношений выступают Эдипов комплекс и комплекс Электры. Предполагается, что в брачно-супружеских отноше­ниях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей от­ ношений с собственными родителями. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и по­давленного.

Бихевиоральный подход. В центре внимания здесь не глубинные причины, а ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают помехой и препятствием на пути решения проблемных ситуаций. Широкое распространение в рамках по­веденческого подхода получили разнообразные формы тренинговой работы с родителями. Работа с супругами строится в рамках теории социального обме­на, согласно которой каждый индивид стремится к получению максимально­го вознаграждения при минимальных затратах. Особенностью поведенческой работы с семьей является предпочтение диадического взаимодействия как единицы психоло­гического анализа и воздействия. Выбор диады (для сравнения — в системной семейной психотерапии работа осуществляется с триадой, включающей су­пругов-родителей и ребенка) обоснован верховенством принципа социально­го обмена в анализе закономерностей семейного функционирования.

Системный подход. Семья выступает как система, стремящая­ся к сохранению (закон гомеостаза) и развитию отношений. В своей исто­рии семья последовательно и закономерно проходит через ряд кризисов (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, окон­чание школы и самоопределение, сепарация от родителей и уход и пр.). Каждый из кризисов требует реорганизации и перестройки семейной сис­темы. Дисфункция семьи определяется как неспособность семьи удовлетво­рить потребности всех ее членов, что находит отражение в симптоматичес­ком поведении кого-либо из них. Нарушения поведения и эмоционально-личностные нарушения одного из членов семьи, согласно структурной семейной психотерапии, есть индикатор дисфункции семьи как единого це­лостного организма. Внимание терапевта центрируется на происходящих в семье процессах в настоящее время, без далеких экскурсов в прошлое. Путь преодоления проблем семьи — в изменении неадекватных паттернов транс­акций, расшатывании старой семейной системы и установлении новых гра­ниц, обеспечивающих равновесное ее функционирование.

 

Несмотря на существенные различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления проблем, в теоретических объяс­нительных моделях, можно выделить общие цели семейной психотерапии:

•повышение пластичности ролевой структуры семьи — гибкости рас­пределения ролей, взаимозаменяемости; установление разумного баланса в решении вопросов власти и главенства;

•установление открытой и ясной коммуникации;

•разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов;

•создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи.

Основные принципы семейного консультирования:

Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Исключением являются ситуации, когда психологическое обследова­ние и воздействие осуществляются по судебному предписанию. При прове­дении первичного приема консультанту важно установить, кто был иници­атором обращения в консультацию, как отнеслись к этому остальные члены семьи и какова мера их готовности присоединиться к общей работе.

Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение тайн и сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип конфиден­циальности обеспечивается специальными процедурами хранения полу­ченной информации, анонимностью обращения клиента, профессиональ­ным этическим кодексом и может быть нарушен лишь в тех случаях, когда возникает угроза жизни и безопасности самого клиента или третьих лиц.

Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одно временно ответственности за реализацию принятого решения, его последствия и риски. Обратной стороной медали указанного принципа является готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отноше­ний, действий и их причин, «сильных» и «слабых» сторон своей личности.

Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон­сультанта. Семейное консультирование является чрезвычайно ответст­венным видом практической деятельности психолога. Соответственно, требования к профессиональной подготовке и квалификации консультанта должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи.

Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследо­вания психологических особенностей семьи с позиций всех ее членов, «гла­зами» всех участников семейного процесса. Образ семейных отношений и семейного взаимодействия у обоих супругов, родителей и детей выполняет ориентирующую функцию, определяет направленность и содержание ак­тивности каждого из участников такого взаимодействия. Стереоскопич­ность диагноза означает построение объемной картины семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого ее члена и объективная ситуация се­мейного взаимодействия.

Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструк­ция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направлен­ностью на установление причинно-следственных зависимостей. Методиче­ским приемом, позволяющим воссоздать историю семьи, является построение «линии ее жизни» — всех наиболее значимых событий в их хро­нологической связи и преемственности начиная со знакомства будущих партнеров. Важно выявить не только сами события, но и особенности их восприятия и переживания каждым из членов семьи. Реализация указан­ного принципа стимулирует развитие рефлексивности партнеров, раскры­вает возможности для совместного анализа проблемной ситуации, ее ин­терпретации и принятия решений.

Принцип совместной выработки решений является логическим продол­жением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекоменда­ции нельзя давать клиенту в готовом виде — это основной постулат психо­логического консультирования. Назовем причины необходимости отказа от готовых рекомендаций:

Выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности, где функция консультанта состоит в организации ориентировки клиента в про­блемной ситуации; выделении существенных для ее разрешения условий; выявлении их значения и личностного смысла; выборе решения из диапазо­на совместно выстраиваемых вариантов возможных действий и их послед­ствий; наконец, в разработке плана реализации принятого решения.

Принцип привлечения широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем.

Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не все­гда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических про­блем семейного контекста. В силу этого специалисты по семейной психо­логии и семейному консультированию, как правило, работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работни­ками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевта­ми, юристами, сексологами.

Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диа­гностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, представляет собой вид психологического воздействия, обладающего опре­деленным эффектом для личности и семьи. Выполнение любого из предло­женных заданий, будь то проективное задание, заполнение опросников или диагностическое интервью, приводит к возрастанию уровня осознания клиентом семейных проблем, условий, их порождающих, их следствий для семейного функционирования. Коррекционное воздействие и его эффект, в свою очередь, предоставляет важную диагностическую информацию для проверки гипотез о причинах возникновения трудностей семейной жизни

Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «кон­сультант сверху», и «клиент сверху». Вариант «на равных» предполагает равноправное сотрудничество консультанта и клиента, в котором консуль­тант обладает необходимой компетентностью и предоставляет необходи­мую и достаточную информацию клиенту для организации процесса при­нятия обоснованного решения, а клиент является носителем проблемы, отражающей дисфункцию семьи. Вариант «консультант сверху» предпола­гает неравные отношения директивности—зависимости, когда консультант директивен, является носителем уникального знания, принимает на себя полноту принятия решения и ответственности, а клиент зависим и реали­зует установку на подчинение и делегирует консультанту право принятия решения. Вариант «клиент сверху» выражает прагматическую ориентацию клиента, предполагающего, что оплата услуг консультанта открывает для него возможность диктовать свои требования и пожелания в отношении воздействия и влияния на третьих лиц. Здесь клиент уже приходит с гото­вым решением проблемы, а консультанту делегируется обязанность обос­новать это решение и обеспечить условия его реализации.

Принцип выявления подтекста обращения клиента. При определении подтекста жалобы следует обратить внимание на характер мотивационной направленности клиента и его отношения с консультантом. Выделяют три варианта ориентации клиента: деловая (адекватная или неадекватная — с преувеличением силы и возможностей консультанта), рентная (направлен­ная на получение выгоды и прибыли от консультирования), игровая (на­правленная на испытание консультанта и проверку его компетентности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.