КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проектировочный расчет цилиндрической передачи
При проектировочном расчете зубчатой передачи удобнее определять не напряжения, а основные геометрические параметры. Межосевое расстояние: aw = (u + 1)=, мм где u - передаточное число; T2 - крутящий момент на колесе; C - коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных зубчатых колес: 310 – для прямозубых цилиндрических передач; 335 – для прямозубых конических передач; 270 – для косозубых цилиндрических и конических передач; [σ]H - допускаемое контактное напряжение, зависящее от материала и термообработки зубчатых колес и от длительности работы передачи Зубчатые колеса изготовляют из проката или поковок из качественные конструкционных углеродистых или легированных сталей с содержанием углерода от 0,1 до 9,6% с различными видами термообработки; при значительных размерах колес (диаметром более 500 мм) применяют стальное литье. У прямозубых колес из улучшенных или нормализованных сталей с твердостью не более НВ 350 твердость рабочей поверхности зуба шестерни должна быть на 20 – 50 ед.больше твердости зуба колеса. У не прямозубых колес разность в твердости шестерни и колеса достигает 100 ед.и более, что повышает нагрузочную способность передачи по контактной прочности. При значительной, но спокойной нагрузке может быть произведена сплошная закалка, при большой и динамической нагрузке внутренняя часть зуба должна быть вязкой, а наружная высокопрочной, при малой динамической нагрузке весь зуб может быть вязким. Если передаваемая мощность большая, то для уменьшения массы и габаритов передачи следует применять колеса с более высокой поверхностной прочностью.т.е. зубья должны иметь сплошную или поверхностную закалку, цементацию, цианирование и … Такие зубья должны шлифоваться или притираться, следовательно степень точности должна быть высокой. Колеса с шевронными зубьями закалке не подвергаются и их шлифовка не производится. Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса: где [σ]Р0 – допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу циклов нагружения NНО (выбирается по таблице 1) ZR – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей зубьев (при 7 классе шероховатости –1; при 6 классе шероховатости – 0,95) ZV – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости и твердости (определяется по графику ZV – V при твердости НВ≤ 350 и НВ > 350) КНL – коэффициент долговечности КНL =
где NHO -базовое число циклов нагружения NHE –эквивалентное число циклов нагружения колеса NHE = где Тi mах – максимальный длительно действующий момент Тi – моменты в ступенях нагрузки, соответствующие числам циклов нагружения Ni (график изменения нагрузки) Ni = 60ni thi KK(ш) где ni - частота вращения вала при действии момента Тi, мин-1; thi - продолжительность действия нагрузки Тi, в часах; KK – количество зацеплений рассчитываемого колеса. [σ]Н = = После определения следует проверить выполнение условия: [σ]Н ≤ 1,23[σ]Нmin С увеличением в сторону увеличения надежности для косозубых передач можно принять значение [σ]Н равным меньшему из двух [σ]Н1 и [σ]Н2 КНα – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями; для прямозубых колес 1; для косозубых по графику; КНβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии – определяется по графику или по таблице; КНV – динамический коэффициент, учитывающий влияние точности передачи, твердости зуба и окружной скорости – определяется по таблице; Ψва – коэффициент ширины зубчатого венца Ψва = b/aw Ψbd = b/d Выбор значений ψba и ψbd существенно влияет на качество передачи – ее КПД, габариты, требования к технологии изготовления и сборки; с увеличением коэффициента ширины зубчатого венца повышается концентрация нагрузки При проектировочном расчете величиной ψва задаются: 0,125…0,20 – для прямозубых колес коробок передач; 0,20…0,35 – для прямозубых колес редукторов; 0,20…0,50 – для косозубых колес; 0,40…0,80 – для шевронных передач. Для каждой последующей ступени редуктора ψва увеличивается на 20 – 30% по сравнению с предыдущей. Стандартные значения:0,100; 0,125; 0,160; 0,20; 0,250; 0,315; 0.40; 0,50; 0,630; 0,80; 1.0; 1,25 После определения межосевого расстояния принимают ближайшее стандартное значение: 40; 50; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 225; 250; 280; 315; 355; 400; 450; 500; 560; 630.
После корректировки параметров и коэффициентов производится проверочный расчет на контактную выносливость: σН = МПа Здесь в случае, если контактное напряжение не более, чем на 5 …6% превышает допустимое, или недогрузка не превышает 10% то расчет считается удовлетворительным. Проверка на контактную прочность при кратковременных перегрузках: σНmax = σH, МПа где [σ]Нпр – предельное напряжение на контактную прочность: при Н ≤ НВ 350 [σ]Нпр = 3,1σТ Н > НВ 350 [σ]Нпр = 41,3НRС Проверка на выносливость при изгибе: σF = , МПа где Т – крутящий момент на проверяемом колесе, Н.м. Z – число зубьев проверяемого колеса; КFα - коэффициент нагрузки, учитывающий распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых колес К = 1; для косозубых при среднем коэффициенте торцевого перекрытия εα = 1,5 и 8 степени точности колес К =0,75 КFβ - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (таблица) KFV - коэффициент, учитывающий динамические нагрузки (таблица) YF- коэффициент прочности зубьев, определяется по эквивалентному числу зубьев ZV = Z/cos3β β – угол наклона зуба в косозубых (80 … 200) и шевронных (250 … 400) передачах; Yβ - коэффициент, учитывающий наклон зуба, при β< 400 Yβ = 1 – β/1400 m - модуль зацепления (для косозубых mn- нормальный модуль) m = mn = (0,01 … 0,02)aw Модуль зуба колеса нужно выбирать минимальным так, как с его увеличением растут наружные диаметры заготовок, но не менее 1,5 …2 для силовых передач Определяем числа зубьев колес: Z1 = Z2 = uZ1
Минимальное допустимое значение Z1, без риска подрезания ножки зуба, для некоррегированных колес: Zmin ≥ 17cos3β Допускаемое напряжение при проверочном расчете на выносливость зубьев при изгибе: [σ]F = [σ]F0KFLYRYM где [σ]F0 – допускаемое изгибное напряжение, соответствующее базовому числу циклов перемен напряжений NFO (таблица) KFL – коэффициент долговечности, зависящий от соотношения базового и эквивалентного чисел циклов нагружений KFL = NFO = 4•106 – базовое число циклов NFE = - эквивалентное число циклов при изгибе mF - степень, mF = 9 – для стальных колес с нешлифованной поверхностью при твердости НВ > 350 и для чугунных колес; mF = 6 – для колес с твердостью менее НВ350 Если NFE > NFO = 4·106 то принимаем KFL = 1 YR – коэффициент, учитывающий шероховатость рабочих поверхностей (1 – для шлифованной и фрезерованной поверхностей; 1.05 – цементация, азотирование; 1,2 – полированная с нормализацией или улучшением) YM = 1 при d ≤ 300 – коэффициент, учитывающий диаметр колес. Определение геометрических параметров цилиндрических колес 1. Диаметр делительной окружности: - для прямозубых колес d = mZ - для косозубых колес d = 2.Ширина зубчатого венца - для шестерни b1 = ψba·aw + 5 - для колеса b2 = Ψbaaw 3.Диаметр вершин зубьев da = d + 2mn 4. Диаметр впадин df = d – 2,5mn 5.Окружная скорость V =
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |