КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культовое зодчество в первой половине V в. до н. э
Расцвет рабовладельческих государств метрополии и италийских колоний сопровождался дальнейшим подъемом архитектуры. Наиболее яркое представление о зодчестве первой половины V в. до н.э. можно составить по монументальным культовым зданиям, которые в этот период отличались богатством идейно-художественого содержания. Особое развитие получает дорическая архитектура, так как в ионийских городах Малой Азии, захваченных и разрушенных персами, новое строительство в начале V в. до н.э. почти не осуществлялось.
Одним из первых известных нам памятников нового, классического этапа развития гре-ческой архитектуры явился храм Афины Афайи на острове Эгина (495-485 гг. до н. э.). Храм стоял посреди священного участка, вход на который открывался через пропилеи с двухколонными портиками на внутренней и наружной сторонах двора. План храма с числом колонн 6 × 12, с наосом, разделенным двухъярусными колоннадами на три нефа, с двухколонными пронаосом и опистодомом во многом типичен для классических периптеров V века до н. э. Облегчен и антаблемент, высота которого укладывается в высоте колонны 2,4 раза. Вынос абака уменьшен. Напряжение колонн выражено более сдержанно, чем прежде: энтазис еле заметен; профиль эхина почти прямолинеен. Вместо выкружки капителей архаических храмов, создававшей впечатление эластичного соединения капители со стволом, здесь высечены ремешки на эхине и бороздки на шейке, придающие этому соединению более жесткий характер. В эгинском храме окончательно закрепилась и классическая структура стереобата, состоящего из трех больших ступеней, превышающих нормальные для человека размеры и соответствующих крупному масштабу монументального сооружения (рис. 3.1). От храма Афины вел пологий подъем к монументальному алтарю, расположенному против его восточного фасада.
Рис. 3.1. Храм Афины Афайи на острове Эгина, 495-486 гг. до н. э. Общий вид. Фрагмент наоса (святилища) храма. Статуя богини с восточного фронтона
Строгие формы этого небольшого шестиколонного периптера и выразительность его фронтонных скульптурных групп, прославляющих победы греков над троянцами, создают образ, отражающий патриотизм греков (рис. 3.2)
Рис. 3.2. Фрагменты западного фронтона храма Афины Афайи на о-ве Эгина
В V веке до н.э. культовые функции храма отделяются от присущих ему прежде общественных функций, для которых теперь предназначаются специальные сооружения. В связи с этим относительно увеличивается площадь наоса и уменьшается глубина портиков. Они в классических храмах приобретают не столько утилитарное, сколько художественное значение. В небольшом эгинском храме, в котором ширина наоса составляла менее 7 м, художественную роль играли и внутренние двухъярусные колоннады.
Памятником политического и культурного подъема Греции после победы над персами явился храм 3евса в древнем центре эллинского мира – Олимпии, построенный в 468-460 гг. до н. э. архитектором Либоном. Не колоссальность размеров, как в храме Акраганта, а строгая монументальность, значительность и величие форм определяют характер архитектуры олимпийского храма, одного из значительнейших произведений греческого гения. Формы и пропорции дорического периптера доведены здесь до классического совершенства. Высота колонн храма Зевса (10,43 м) получила значение нормы для больших храмов и была впоследствии почти точно повторена в Парфеноне и в некоторых других зданиях. Но колонны храма Зевса более мощны. Верхний диаметр укладывается в высоте колонны 6 раз, как и в сицилийских храмах VI в. до н.э. Колонны храма сдержанно расширялись книзу (Н кол = 4 2 / 3 D) и, по-видимому, не имели энтазиса. Обработка ствола колонны 20 каннелюрами, а также форма капителей с крутым эхином, четырьмя ремешками и с тремя бороздками характерны для дорических храмов классического периода. Мощным колоннам соответствует массивный, но не чрезмерно тяжеловесный антаблемент, высота которого укладывается в высоте колонны 2,4 раза, как в эгинском и в последующих за ним храмах. Украшенные скульптурой фронтоны были увенчаны позолоченными акротериями (рис. 3.3, рис. 3.4).
Рис. 3.3. Бюст Зевса из Отриколи. Реконструкция восточного фасада храма Зевса в Олимпии
а б
Рис. 3.4. а – реконструкция западного фасада храма Зевса в Олимпии; б – статуя Зевса из Олимпии (версия).
За бронзовой решеткой пронаоса находилась бронзовая дверь, ведущая внутрь храма. Внутри наоса, над колоннами первого яруса, были галереи, на которые можно было попасть по крутым лестницам, расположенным в боковых нефах около входа. Мраморный барьер высотой более 1,5 м с проходом посредине ограждал большую часть среднего нефа перед огромной статуей Зевса из золота и слоновой кости, работы великого греческого скульптора Фидия: «Но самым большим из посвященных предметов была статуя Зевса, сделанная из слоновой кости афинянином Фидием, сыном Хармида. Статуя эта была такой величины, что при всей обширности храма художник погрешил против соразмерности, представив сидящего Зевса почти касающимся потолка своею головою, так что если вообразить Зевса стоящим, то он должен будет проломить кровлю храма. Некоторые определяли размер статуи, и Каллимах указал его в ямбических стихах. Много помог Фидию живописец Панен, двоюродный брат его и сотрудник, потому что он раскрасил статую красками, особенно одежду. В этом храме показывают много удивительных картин его же работы. Существует предание, что, спрошенный Паненом, по какому образцу он намерен создать статую Зевса, Фидий отвечал, что по тому, который дан Гомером в следующих стихах [Илиада, I, 528-530]:
«Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида Окрест бессмертной главы, и потрясся Олимп многохолмный…». Сказано, кажется, верно, ибо поэт наш главным образом в бровях желает показать, что он изображает величественную фигуру и грозное могущество, достойное Зевса…» (Страбон, VIII, 3, 30, рр. 353-354). Контраст между огромной величиной культовой статуи и архитектурными формами двухъярусных колоннад, разделявших наос храма, также весьма значительных по своему масштабу, подчеркивал величие образа Зевса (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Интерьер святилища храма Зевса в Олимпии. Общий вид, разрез. Реконструкция
Художественный образ храма дополнялся скульптурными группами на фронтонах, воспроизводившими мифы из легендарного прошлого греков. На восточном фронтоне была изо- бражена сцена приготовления к состязанию на колесницах между Пелопсом – легендарным основателем рода Атридов – и побежденным им царем Эномаем. На западном фронтоне, динамика изображений которого противопоставлена спокойствию восточного фронтона, была представлена борьба греческого племени – лапифов с мифическими существами – кентаврами. Метопы на фасадах храма остались неукрашенными, но на барельефных плитах, укрепленных над портиками пронаоса и опистодома, были изображены подвиги мифического предка дорийцев – обожествленного Геракла.
Храм Зевса дошел до нас в руинах, и представление о дорической архитектуре этого периода можно дополнить на примере храма Посейдона в Посейдонии (Пестуме). Храм Посейдона является олицетворением мощи, присущей дорическому периптеру. Здесь найдены такие формы и соотношения частей, которые с предельной остротой подчеркивают могучую силу колонн, несущих огромную, но не подавляющую их тяжесть антаблемента. Сама по себе высота колонн не так уж велика (8,7 м), и впечатление мощи создается их пропорциями и соотношениями с другими частями храма (рис. 3.6).
Рис. 3.6. Храм Посейдона в Пестуме (Посейдонии), VI в. до н. э. Общий вид храма
a б
Рис. 3.7. a – фрагмент статуи Посейдона с мыса Артемизий (460 г. до н. э.); б – интерьер святилища храма Посейдона в Пестуме, VI в. до н. э.
Наверху колонны не толще, чем в храме Зевса (H кол. = 6D), но книзу они более значительно расширяются, так что диаметр основания колонны укладывается в их высоте лишь 4 1/3 раза. Вследствие такого расширения колонны как бы с силой упираются в стилобат, активно принимая тяжесть антаблемента. Характеру колонн соответствует и мощный эхин с большим выносом. Лаконичность форм храма и отсутствие скульптурных украшений соответствуют общему впечатлению суровости и мощи. По плану пестумский храм сходен с олимпийским, но по числу колонн (6 ×14) связан с сицилийской традицией конца VI – начала V в. до н. э. (рис. 3.7). План храмов Зевса в Олимпии и Посейдона в Пестуме с числом колонн 6×13 и 6×14, малая глубина портиков, строение наоса, пропорции ордера и формы его деталей являются нормой для классических храмов первой половины V в. до н. э., а в городах Великой Греции и для последующих десятилетий. Эти храмы называют иногда «каноническими», хотя каждый из них отличается своими особенностями, однонефным или трехнефным строением наоса, наличием или отсутствием скульптур, пропорциями и деталями ордера. Греческие архитекторы варьировали пропорции и формы здания и ордера, учитывая назначение храма и связанное с ним идейное содержание, его размеры, природное или архитектурное окружение. Размеры всех частей храма приводились в соответствие между собой, подчиняясь определенной системе соразмерности. Витрувий придает системе соразмерности большое значение, говоря, что посредством ее достигается эвритмия. Соразмерность достигалась выисканными гармоническими отношениями и расчетом частей здания по модулю:
«Евритмия состоит в красивой внешности и подобающем виде сочетаемых воедино членов. Она достигается, когда высота членов сооружения находится в соответствии с их шириной, ширина с длиной, и когда, одним словом, все соответствует должной соразмерности…. Равным образом соразмерность есть стройная гармония отдельных членов самого сооружения и соответствие отдельных частей и всего целого одной определенной части, принятой за исходную. Как в человеческом теле евритмия получается благодаря соразмерности между локтем, ступней, ладонью, пальцем и прочими его частями, так это бывает и в совершенных сооружениях. Так, прежде всего, в храмах соразмерность вычисляют или по толщине колонны, или по триглифу, или еще по эмбату, в баллисте – по отверстию в ее капители, которая называется у греков περίρήτος;, в кораблях – по промежутку между уключинами, называемому δίαπήγμα, а в других сооружениях – также по их членам….» (Витрувий, I, II, 3-4).
Модуль – это исходный размер какой-нибудь части, например диаметр колонны, ширина триглифа, с которым остальные размеры здания и его элементов связаны простыми кратными или иными отношениями. Модуль использовался как одно из средств художественной композиции, но происхождение его было связано с технической необходимостью согласования размеров сооружений. Действительно, при строительстве из камня необходимо было заранее определить размеры архитравов, плит стилобата, триглифов, метоп и других элементов, с тем, чтобы заготовить их на карьерах, избежав по возможности пригонки камней на месте. Пользование модулем не означало, однако, механического расчета всех величин. При определении размеров элементов учитывались присущие им внутренние соотношения. Например, в храмах второй половины V в. до н. э. простое соотношение высоты колонн с расстоянием между осями колонн заменяется более сложными иррациональными отношениями. В установленную соразмерность дорических храмов, помимо сдвига и наклона колонн, вводились и некоторые другие поправки. Некоторые из них учитывали оптические иллюзии и иные особенности зрительного восприятия. Так, например, угловые колонны утолщались на 3-6 см против других, так как, вырисовываясь на светлом фоне неба, они казались более тонкими, чем другие. Поверхность стилобата и ступеней, а также горизонтальные линии антаблемента слегка выгибались кверху. Выгибы (курватуры) препятствовали созданию впечатления прогиба горизонтальных плоскостей и линий и усиливали ощущение мощи и упругости элементов храма (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Проявления энтазиса в античной архитектуре (по О. Шуази)
Курватуры и другие поправки к формам храма, так же как тончайшие нюансы в энтазисе колонн, в профиле дорического эхина, в профилировке баз и капителей ионического ордера являются свидетельством высокого мастерства древнегреческих зодчих (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Эффекты искривления поверхности пола и линии архитарава, «рассыпания» колонн в колоннадах (по О. Шуази)
В средине V в. до н. э. греческое рабовладельческое общество переживает период свое- го наивысшего экономического, политического и культурного расцвета. В политическом отношении история Афин этого периода характеризуется острой борьбой между демократичес- кой партией, стремящейся установить наиболее прогрессивную демократическую форму рабовладельческого государства, и аристократической партией, деятельность которой направляется на сохранение господства старой родовой аристократии. Быстрое развитие ремесел и торговли усиливает позиции афинской демократии. Переворот в экономике и политике, начавшийся еще в архаическую эпоху, сказался в V веке до н. э. на быстром подъеме греческой культуры, в частности философии и искусства. В первую половину V в. до н. э. создаются суровые величественные трагедии одного из замечательных греческих драматургов – Эсхила. Проходит ранние стадии своего творческого пути Софокл. К средине V в. до н. э. достигает расцвета творчество гениального греческого скульптора-монументалиста Фидия. Греческая живопись средины V в. до н. э. отмечена именем Полигнота. Время наибольшего могущества Афин – короткий «век Перикла». В течение этого тридцатилетия Афины были важнейшим центром не только греческого искусства и философии, но также и интенсивной строительной деятельности. Аттическое зодчество с наибольшей полнотой отразило основные тенденции и характерные черты всей греческой архитектуры второй половины V в. до н. э. Постройки этой эпохи («золотого века» Афин) считаются образцами классического зодчества Греции: «Так ты чурбан, если не видел Афин; осел, если видел их и не восхищался. А если по своей воле их покинул, то ты – верблюд!...». Даже враги стратега признавали, что большая часть государственных доходов при нем тратилась на культурные цели. Монументальные же постройки, воздвигнутые в это время в Афинах, не только являются высшими достижениями всей древнегреческой архитектуры, но и относятся к числу самых замечательных произведений мирового зодчества. Основная масса построек в течение рассматриваемого периода по-прежнему возводилась из недолговечных материалов. До нашего времени дошли главным образом остатки монументальных сооружений общественного значения, преимущественно храмов. Но многообразное содержание классической греческой архитектуры отнюдь не исчерпывалось только культовыми сооружениями: греческая архитектура V-IV вв. до н. э. отразила основные черты породивших ее общественных условий. Укрепление рабовладельческого строя и рост производительных сил вызвали усиленное развитие городов, а вместе с тем и зарождение градостроительной науки. Возрастающее могущество греческих полисов сказалось в строительстве городских укреплений и сооружений общественного пользования. В. связи с ростом городов сформировался и новый тип жилища – городской дом рабовладельцев. В рассматриваемый период получают свое наивысшее архитектурное воплощение типы многих общественных сооружений, с особой яркостью отразившие окончательную ломку пережитков родового строя и развитие новых форм общественной жизни и государственности: храмы богам, считавшимся покровителями города, получили новое значение с развитием рабовладельческого государства; строились многочисленные здания для различных общественных собраний – булевтерии, экнлесиастерии и пританеи, театры, одейоны и пинакотеки (картинные галереи), ипподромы и стадионы, палестры и гимнасии, лесхи (античный вид «клубного» помещения), разнообразные общественные портики, пропилеи и стои, гостиницы, фонтаны и т. д. Кратковременный период мирного процветания Эллады был прерван Пелопоннесской войной между Афинами, Спартой и их союзниками, продолжавшейся с небольшими перерывами до конца V в. до н. э.
2. Градостроительство классического периода. «Гипподамова система».
В V в. до н. з. зарождается греческая градостроительная теория. Потребность в специальных приемах разбивки и планомерного строительства городов, несомненно, возникла еще в VIII-VII вв. до н.э., в период интенсивной греческой колонизации, когда строительство развивалось достаточно стихийно. Большинство старых античных городов (Афины, Коринф, Дельфы, Рим и др.) сохраняло нерегулярную (радиально-лучевую) планировочную схему. Греческий город классического периода довольно красочно описан французским теоретиком архитектуры Огюстом Шуази: «При приближении к городу видны бесконечные ряды гробниц, примыкающих к зубчатой ограде, далее – запутанные улицы, застроенные лачугами, в промежутках – площадь или рынок, окруженный портиками, где кишит толпа, подобно современной азиатской толпе на восточных базарах, суды под открытым небом; крытые галереи для прогулок, где масса праздного люда собирается обсуждать общественные дела. Храмы, скрытые между портиками, театры, палестры, стадии. И, доминируя над всем этим ансамблем, возвышается старая крепость, превратившаяся в акрополь, с венком своих храмов, переливающихся красками. Такими представляются Афины эпохи Перикла…». А вот свидетельство античного историка: «Дорога [к Афинам] приятна, кругом все ласкает взор. Самый же город – весь безводный, плохо орошен, дурно распланирован по причине древности. Дешевых домов много, удобных мало. При первом взгляде на него приезжим не верится, что это и есть прославленный город афинян…» [Псевдо-Дикеарх, Описание Греции, 1 (250-200 гг. до н. э.)] (рис. 3.10).
Рис. 3.10. Центр Коринфа, план Рима – примеры нерегулярной планировки античного города
Нерегулярная планировочная схема имела теоретическое обоснование. К примеру, философ-идеалист Платон, связанный с аристократическими кругами своего времени, был приверженцем концентрической схемы городского плана и жестко регламентированного государственного устройства. Ему принадлежит рассказ об идеальном городе-государстве Атлантиде, управлявшейся царем и архонтами. В интерпретации Платона Атлантида была историческим прототипом того государства, о котором он рассуждал в своих произведениях «Государство» и «Законы». В идеальном государстве Платона общество делилось на три сословия: философов, призванных управлять государством; воинов, призванных защищать его, и демиургов, т.е. ремесленников, земледельцев и купцов, призванием которых было поставлять материальные блага. Ниже этих сословий находились рабы, которых Платон рассматривал лишь как живые орудия труда. Все население государства подразделялось на 12 имущественно равных групп, каждая из которых называлась филой и размещалась в своем районе. Платон предлагал размежевать всю территорию полиса на 12 частей, подразделявшихся, в свою очередь, на земельные наделы. Всего наделов Платон насчитывал 5040 в соответствии с числом землевладельцев, причем каждый из наделов состоял из двух участков, один из которых находился в зоне ближайших окрестностей города, тогда как другой – на периферии страны. Помимо главного города с акрополем в центре, Платон намечал еще 12 поселков, равномерно размещенных вокруг главного города и находившихся в центре своей сельской округи…» [Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды. – М.: Стройиздат, 1984. – С. 77-78] (рис. 3.11).
Рис. 3.11. Схема акрополя города Посейдониса – столицы Атлантиды. Реконструкция
Новые тенденции в античном градостроительстве связаны с появлением и широким внедрением регулярной градостроительной схемы. Отдельные элементы регулярного города появлялись задолго до рассматриваемого периода. Таким элементом была прямоугольная уличная сеть, наиболее ранним примером которой, относящимся еще к VI в. до н.э., является планировка одного из районов Ольвии, Милетской колонии на территории северного Причерноморья, изученного русским археологом Б.В. Фармаковским. Следующая по времени прямоугольная сеть улиц была разбита при восстановлении самого Милета, разрушенного персами в 493 г. до н. э. Но формирование целостной теории регулярного города, положившей начало градостроительной науке, стало возможным лишь в середине V в. до н. э., когда высокие формы государственного устройства дали полису организационные и материальные возможности для решения градостроительных проблем на практике. «Изобретение» регулярного города Аристотель приписывает милетскому архитектору Гипподаму (~485-405 гг. до н. э.), который создал модель государства с населением в 10 тысяч граждан, разделенного на три части. Первую часть города, согласно Гипподаму, образуют ремесленники, вторую – земледельцы, третью – защитники государства. Территория государства также делится на три части – священную, общественную и частную: «Священная – та, с доходов которой должен отправляться установленный государственный культ; общественная – та, с доходов которой должны получать средства к существованию защитники государства; третья находится в частном владении земледельцев…» (Аристотель). В своей книге « Политика» (10.4) он хвалит Гипподама: «Расположение частных домов считается более красивым и отвечающим жизненным нуждам, когда улицы идут прямо, по новейшему, то есть по Гипподамову способу. Однако для безопасности в военном отношении, наоборот, лучше тот способ планировки города, какой существовал в старину: эта планировка была такова, что при ней с трудом могли найти выход из города чужеземные войска и нападающим на город трудно было в ней ориентироваться…». Сущность «гипподамова» («регулярного») города не следует сводить только к прямоугольной сети одинаковых по ширине улиц. Такая уличная сеть составляет лишь одну из самых ранних, но вовсе не единственную характерную черту «гипподамова» города, в котором прямоугольная сетка улиц сочеталась с регулярно распланированными площадями. Новые градостроительные идеи с особым успехом пропагандировались в передовом афинском полисе, и хотя сами Афины остались нерегулярным городом, они осуществили систему Гипподама при планировке своего портового города Пирея (446-445 гг. до н. э.) и колонии – Фурий, основанных по инициативе Перикла в Великой Греции (444- 443 гг. до н. э.). Наиболее известными примерами практической реализации «гипподамовой сетки» являются Пирей (морской порт Афин), Фурии, Олинф, Милет, Приена и Книд. Регулярная планировка, естественно, не могла получить широкого применения в старых городах, и о ней приходится судить только по отрывочным свидетельствам античных авторов и по скудным остаткам немногочисленных регулярных городов (к тому же искаженным позднейшим строительством). В этих условиях особенный интерес представляют для нас_раскопки города Олинфа, который сложился в V-IV вв. до н. э., был разрушен македонским царем Филиппом в 348 г. до н. э. и больше никогда уже не отстраивался.
Рис. 3.12. План города Олинфа, V-IV вв. до н. э.
Жилые кварталы Олинфа имели одинаковые размеры, примерно 100×40 м, и разделялись пополам проходом шириной около 2 метров, служившим для удаления нечистот. Каждый квартал состоял из двух рядов совершенно одинаковых строительных участков, имеющих размеры 19×20 м. Дома на смежных участках (рис. 3.12) имели общие боковые стены, так что застройка каждого квартала представляла собой два жилых блока по 5 домов в каждом. Таким образом, единый градостроительный замысел охватывал не только сеть улиц и расположение площадей, но также внутриквартальную планировку и блочную застройку жилых кварталов. Замечательная планировка Олинфа отразила наиболее передовые идеи не только архитектурной, но и социальной организации города, зародившиеся в период наивысшего расцвета рабовладельческой демократии. Эти идеи, вероятно, и составляли основное, весьма прогрессивное содержание «гипподамовой системы», забытое ко времени ее широкого распространения в конце IV в. до н. э., когда экономическое расслоение полиса исключило всякую возможность демократической организации квартала.
a б
Рис. 3.13. Примеры регулярных планировок античных городов: a – Милет; б – Приена
Направление улиц при регулярной планировке греческих городов определялось, по-видимому, главным образом в связи с рельефом. Главные улицы разбивались вдоль горизонталей, причем пересекающие их улицы в некоторых случаях были настолько круты, что превращались в лестницы, а примыкающие к ним участки укреплялись подпорными стенами. Ширина улиц варьировалась от 4-5 до 7-8 м. В некоторых городах одна или две (пересекающиеся под прямым углом) улицы делались шире остальных, однако они не были архитектурно выделены. Единообразия в ориентации улиц по странам света не было (рис. 3.13). Скромные, выложенные из сырцового кирпича фасады жилых домов тесно примыкали один к другому и прорезывались только проемами входных дверей, изредка – одинокими окнами во втором этаже. Однообразие городских улиц кое-где нарушалось только общественными фонтанами, служившими для разбора воды. Архитектура фонтанов была чрезвычайно разнообразна: она варьировалась от небольшой вертикальной каменной плиты с раковиной, помещенной в нише фасада, до многоколонного портика со сложным устройством водоразборных бассейнов. Городские площади обычно занимали участки, равные или кратные жилым кварталам. Агора получила теперь значение не только главной торговой, но и общественно-политичес- кой площади города. Стороны площади обстраивались отдельными портиками, в отличие от П-образных портиков позднейшего времени. Вблизи агоры обычно возводились важнейшие общественные сооружения и святилища (также равные или кратные по величине жилым кварталам), ярко выделявшиеся среди общей застройки города с ее скромной внешней архитектурой и единообразным расположением домов. В качестве примера приведем выдержку из рассказа Диодора о строительстве афинянами города Фурии в 446 г. до н. э.: «Они поделили город по длине четырьмя улицами, из коих первая называется Гераклеей, вторая – Афродисиадой, третья – Олимпиадой и четвертая – Дионисиадой; по ширине они разделили город тремя улицами, получившими название Герои, Фурии и Фурины. Узкие промежутки между этими улицами были густо застроены домами, и так новопостроенный город приобрел красивый вид…» (XII, 10). Прямоугольная сетка улиц, ориентированная по сторонам света, была весьма целесообразной в медицинском плане. По свидетельству врача Орибасия, «если в городе параллельны все улицы, как продольные, так и поперечные, если одни улицы ориентированы точно по равноденственному востоку и западу, а другие – по северу и югу, … то воздух в городе хороший, город хорошо освещен солнцем и чист, так как главные и наиболее решулярные ветры, а именно Борей, Нот, Евр и Зефир, беспрепятственно струятся на улицах, удаляя из города дым и всяческие испарения…. При таком расположении улиц город хорошо освещен солнцем, потому что ему светит и восходящее, и заходящее, и полуденное солнце…». Регулярная планировка помогала органично вписать город в любой ландшафт, учитывая при этом особенности рельефа местности, характер береговой линии или очертания лесного массива. По мере развития монументальной архитектуры стадионов и театров эти сооружения также становятся важными элементами города (рис. 3.14).
Рис. 3.14. Регулярные планы Приены и Книда (Малая Азия, V-IV вв. до н. э.)
Ширина улиц в древнегреческих городах классического периода варьировалась от 4-5 до 7-8 метров. Кварталы имели стандартные размеры в 120×300 футов (40×100 метров), а каждый дом – 60×60 футов (20×20 метров). Внутренние дворики в таких домах также были квадратными – 24×24 фута (8×8 метров). Все размеры плана были кратны росту человека в 6 футов (172 см). Дворики располагались обычно в южной части дома, жилые помещения окружали его с запада, севера и востока. Города защищались стенами из сырцового кирпича на каменных фундаментах или же, начиная с V в. до н. э., целиком из камня. Линия стен обычно проводилась с учетом релье- фа местности – в целях обороны. При этом огражденная территория нередко значительно превышала площадь жилой застройки города (Акрагант, Сиракузы). Интересным примером укреплений являются построенные в середине V в. до н. э. «Длинные стены», соединявшие Афины с их гаванью – Пиреем. Благоустройство греческих городов рассматриваемого периода находилось на довольно высоком уровне. Города снабжались водой, разводившейся по трубам к общественным водоразборным фонтанам. В городах найдена также канализация в виде сети канализационных кюветов, обычно перекрытых каменными плитами.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |