КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мемориальные сооружения IV в. до н. э
Строительство в Галикарнасе развернулось в конце первой половины IV в. до н. э., когда правитель Карий Мавзол сделал город своей резиденцией.
Галикарнасский Мавзолей был начат самим Мавзолом и закончен его женой Артемисией уже после его смерти (около 353 г. до н. э.). Мавзолей был задуман царем как усыпальница и одновременно храм, в котором ему после смерти должны были воздавать божеские почести. Для создания этого храма-усыпальницы Мавсол пригласил лучших специалистов того времени: «(Авторами мавзолея являются) Сатир и Пифей, которым счастье даровало величайшую и высшую удачу … Ведь в этом здании благодаря своим замыслам создали превосходные творения те, искусство которых считается достойным на все времена благороднейшей славы и остается цветущим во веки веков. Ибо в украшении и усовершенствовании отдельных его фасадов принимали участие, соревнуясь друг с другом, Леохар, Бриаксий, Скопас, Пракситель, а иные думают – и Тимофей, исключительное и выдающееся искусство которых привело к тому, что это здание сделалось одним из семи чудес света…» (Витрувий, кн. 7, вст., 13). Мавзолей состоял из высокого прямоугольного в плане цокольного яруса размерами 66×77,5 м, второго яруса, окруженного ионической колоннадой (с числом колонн, возможно, 9×11), и пирамидального ступенчатого венчания, завершенного мраморными фигурами Мавзола и Артемисии, управляющих квадригой. В высоту оно достигало примерно 46 метров и по своей структуре делилось на три части. В цокольном этаже находилась усыпальница Мавзола и Артемисии. Помещение второго яруса предназначалось для заупокойного культа. Из описания Витрувия и из данных раскопок известно, что сооружения Галикарнаса отличались своим великолепием и богатством отделки (рис. 3.60).
Рис. 3.60. Галикарнасский мавзолей. Вариант реконструкции
«Скопас имел среди современников соперников в лице Бриаксида, Тимофея и Леохара, о которых следует говорить одновременно, так как они вместе работали над рельефами Мавзолея, – гробницы царька Карии – Мавзола (которая соружена его женой Артемизией), умершего во второй год 107-й Олимпиады [351 г. до н. э.]. По преимуществу эти-то художники своими произведениями и достигли того, что сооружение причислено к семи чудесам света. Южная и северная стороны его тянутся на сто шестьдесят три фута, с лицевых сторон оно короче; протяжение его кругом равно четыремстам сорока локтям, а подымается оно на высоту сорока локтей, опоясано оно тридцатью шестью колоннами; часть, окруженная колоннами, называлась птероном … Царица, приказавшая возвести это сооружение в память своего супруга, умерла раньше, чем они закончили свою работу; однако они не прекратили работу, пока не довели ее до конца, полагая, что этот памятник послужит во славу как им самим, так и искусству. И поныне спорят, какой художник работал с большим совершенством. К ним присоединился еще и пятый художник, а именно над колоннадой подымается пирамида менее значительной ной высоты, с двадцатью четырьмя ступенями, суживаясь к вершине наподобие меты, а на самом верху находится мраморная квадрига работы Питиса. Включая ее, все сооружение имеет вышину в сто сорок футов…» (Плиний, XXXVI, 5, 4, 9). «Особенно же значительно то, что в Галикарнасе... возвышается громадный памятник, какого нет ни у кого из мертвых, ни с чем по своей красоте несравнимый: кони и люди с поразительным искусством высечены из прекраснейшего камня! Такое великолепие нелегко найти даже среди храмов…» (Лукиан, Разговоры в царстве мертвых, 24 (Диоген и Мавзол, 1)). «Говорят, что Артемизия дала много других доказательств своей пламенной любви [к Мавзолу]. Для увековечения памяти мужа она предприняла с огромной затратой средств постройку того знаменитого надгробного памятника, который был справедливо признан одним из семи чудес света. В тот день, когда Артемизия посвятила памятник священным манам Мавзола, она устроила состязания, чтобы почтить его память, назначив богатейшие награды, как денежные, так и из различных драгоценных предметов…»(Авл Геллий, Аттические ночи, X, 18).
Рис. 3.61. Фасады Галикарнасского мавзолея. Реконструкция
Первый этаж представлял собой ступенчатый высокий постамент, выложенный плитами белого мрамора, и служил усыпальницей Мавсола и Артемисии. Наверху он увенчивался широким скульптурным фризом – лентой мраморных рельефов, опоясывающих здание по веем четырем сторонам. Над первым этажом возвышалась колоннада, окружавшая помещение для жертвоприношений в честь обожествленного царя и его супруги. Колонны поддерживались богато украшенным карнизом. Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида. Все это сооружение увенчивалось мраморной скульптурной квадригой-колесницей, запряженной четырьмя конями. У подножия здания были расположены мраморные статуи львов и скачущих всадников. Потолки нижнего и верхнего помещений мавзолея поддерживались изнутри пятнадцатью колоннами. В нижнем помещении колрнны были дорические – более массивные и мощные, в верхнем – коринфские. Тридцать шесть колонн наружной колоннады (их было по девяти с короткой стороны и по одиннадцати – с длинной) были ионическими (рис. 3.61). Строители мавзолея Пифей и Сатир использовали для его украшения все три греческих архитектурных ордера. На больших, специально изготовленных и побеленных досках были сделаны архитекторами чертежи здания. Мавзолей был обильно украшен скульптурой. Он имел четыре рельефных фриза с изображением битвы с амазонками (частично сохранившихся), расположение которых по высоте сооружения точно не установлено. Резцу Скопаса принадлежала восточная часть фриза. Здесь он изобразил популярный в греческом искусстве сюжет – амазономахию (битву греков с легендарными женщинами-воительницами). На остальных сторонах фриза были изображены сцены охоты (Леохар), состязаний (Бриаксид) и битвы лапифов с кентаврами (Тимофей). «Рельефы восточной стороны сделал Скопас, северной – Бриаксид, южной – Тимофей, западной – Леохар…» (Плиний, XXXVI, 5, 4, 9). Скульптура находилась также в интерколумниях второго яруса и на специальных постаментах у основания сооружения. В архитектуре Мавзолея сочетались черты эллинского зодчества (ордер, детали скульптуры) с элементами, характерными для надгробных сооружений Малой Азии (цокольный этаж с чертами, свойственными архитектуре Востока, ступенчатая пирамида, грандиозный масштаб сооружения).
Возникновение подобного сооружения, предназначенного для культа героизированных правителей, было невозможно в условиях греческой рабовладельческой демократии. Появление его отразило политические изменения, происшедшие в этот период в жизни греческого общества, и знаменовало зарождение эллинистических рабовладельческих монархий восточного типа.
Филиппейон, построенный на священном участке Олимпии, был начат македонским царем Филиппом II в качестве памятника победы, одержанной в 338 г. до н. э. македонской армией над греческими полисами. Филиппейон представлял собой круглое здание диаметром около 14 м по стилобату, выполненное из известняка и окруженное 18 ионическими колоннами. Стены целы внутри были обработаны полуколоннами коринфского ордера, расположенными в два яруса. Потолок наружной колоннады, украшенный ромбовидными кессонами, имел необычную конструкцию: разрезанный швом посредине, он был образован консольными плитами, половина которых была зажата в кладке стены святилища, а половина – в антаблементе наружного ордера. Колоннады и некоторые детали были выполнены из мрамора. Стены покрывала раскрашенная штукатурка. «Есть там храм в дорическом стиле, выделяющийся своею величиною, поныне сохраняющий свое название Метроона, хотя там уже нет изображения Матери богов, а стоят статуи римских императоров. Метроон находится внутри Алтиса; там же и круглое здание, называемое Филиппейоном. Наверху Филиппейона – медная маковка, скрепляющая бревна … Это здание стоит налево от выхода около Пританея; построено оно из обожженного кирпича … его окружают колонны. Воздвиг его Филипп [Второй, 359-336 гг. до н. э.] после падения Эллады при Херонее [338 г. до н. э.] …» (Павсаний, V, 20, 9-10) (рис. 3.62).
Рис. 3.62. Фолос Филиппа II в Олимпии. Фасад, план. Реконструкция
К концу V в. до н. э. древнегреческая архитектура все более утрачивает внутреннюю значительность, строгость, величие и силу своих образов и обнаруживает тенденцию к роскоши и изысканности. Возрастает значение декора и усложняются архитектурные детали. Греческая архитектура вступает в последний – эллинистический период своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев, Сергей Сергеевич. Образ античности. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 477 с. 2. Аландский П.И. История Греции. – Изд. 2-е – Киев – СПб, 1899 – 449 с. 3. Античный город: Сборник статей / Отв. ред. А.И. Болтунова. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 192 с. 4. Античный и средневековый город. Античная древность и средние века: С. статей. – Свердловск: Изд-во УрГУ, 1981. – 160 с. 5. Арский Ф.Н. Перикл. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 220 с. 6. Асмус В.Ф. Античные мыслители об искусстве. – Изд. 2-е – М.: Искусство, 1938 – 242 с. 7. Баумгартен Ф. Эллинская культура. – СПб.: 1906 – 580 с. 8. Белох Ю. История Греции: Пер. с нем. М. Гершензона. – Изд. 2-е – М.: 1905 – Т. 1. – 392 с.; Т. 2. – 391 с. 9. Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с франц. – Т. 1. От «Илиады» до Парфенона. – М.: Изд. иностр. лит., 1958 – 256 с. 10. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры, в 3 т., Т. 2. Греция – Рим – Византия. – М.-Л.: Академия, 1935 – 621 с. 11. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. – В 2-х т. – М.: Центрполиграф, 2003. – Том 1 – 2003. – 400 с., ил. Том 2 – 2003. – 540 с., ил. 12. Брунов Н.И. Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон. – М.: Искусство, 1973. – 174 с. 13. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства, в 2-х т., Т. 1. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма. – Изд. 2-е – М.: Стройиздат, 1979 – 495 с. 14. Вазер О. Греческая скульптура в ее главных произведениях. / Предисло- вие Б.Р. Виппера. – М.: «Форос», 1914. – 98 с., ил. 15. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: Наука, 1972. – 270 с. 16. Виппер Р.Ю. История Греции в классическую эпоху. – М.: 1916. – 575 с. 17. Вощинина А.И. Античное искусство: Исторический очерк. – М.: Изд. Акад. художеств СССР, 1962 – 394 с. 18. Всемирная история, в 10 т., Т. 2. / Под ред. Ю.П. Францова и др. – М.: Госполитиздат, 1956. – 899 с. 19. Всеобщая история архитектуры (ВИА): Учебное пособие в 2-х т., Т. 1 / Под ред. Б.П. Михайлова – М.: Госстройиздат, 1958 – С. 120-153. 20. Всеобщая история архитектуры (ВИА), в 12 т., Т. 2. Архитектура античного мира (Греция, Рим). – Изд. 2-е – М.: Изд. литературы по строительству, 1973 – С. 131-296. 21. Геродот. История в девяти книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1972 – 600 с. 22. Губарева М.В., Низовский А.Ю. Сто великих храма мира. – М.: Вече, 2000. – 512 с., ил. 23. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. – М.: Молодая гвардия, 1990 – 350 с. 24. Древние цивилизации. / Под ред. Г.М. Бонгардт-Левина. – М.: Мысль, 1989 – 479 с. 25. Древний мир. Изборник источников по культурной истории Востока, Греции и Рима. / Под ред. Б.А. Тураева и И.Н. Бороздина. – Часть 1. – М.: 1915. – 812 с., ил. 26. Древняя Греция. / Под ред. В.В. Струве – М.: Изд. АН СССР, 1956 – 613 с. 27. Древняя Греция: Книга для чтения. / Под ред. С.А. Утченко – Изд. 4-е – М.: Просвещение, 1974 – 271 с., ил. 28. Дынник М.А. Очерк истории философии классической Греции. – М.: 1936. – 271 с. 29. Зубов В.П., Петровский Ф.А. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры. – М.: Изд. Академии архитектуры СССР, 1940. – 519 с. 30. Иванов С.А. Архитектурные исследования. С пояснительным словом Рихарда Бона. Издано Императорским германским археологическим институтом, Вып. 1-2. – Берлин: Reimer, 1892. – Вып. 1. Храм Тезея в Афинах. Эрехтейон. Храм Нике. Пропилеи Акрополиса. Парфенон. – 1892. – 22 табл. (1-22). Вып. 2. Пропилеи Акрополиса. Парфенон. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Афины в Эгине и др. – 1892. – 22 табл. (23-44). 31. Исследования по истории архитектуры и градостроительства: Сборник. / Под ред. А.В. Бунина, Н.И. Брунова. – Вып. 1. – М.: Высшая школа, 1964. – 282 с., ил. 32. История искусства зарубежных стран (первобытное общество, Древний Восток, античность). / Под ред. М.В. Доброклонского – М.: Изобразительное искусство, 1979. – 407 с. 33. Кобылина М.М. Аттическая скульптура VII-V века до н.э. – М.: Изд. МГУ, 1953 – 143 с. 34. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники.– Л.: Изд. ЛГУ, 1961 – 373 с. 35. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – Изд. 2-е – М.: Изобразительное искусство, 1988 – 168 с. 36. Колобова К.М. Древний город Афины и его памятники. – Л.: Изд. ЛГУ, 1961. – 373 с. 37. Ксенофонт. Греческая история. – СПб.: Изд. «Алетейя», 1993 – 446 с. 38. Кузнецов, Владимир Дмитриевич. Организация общественного строительства в Древней Греции. / В.Д. Кузнецов. – М.: Язык русской культуры, 2000. – 536 с., ил. 39. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск.- М.: Высшая школа, 1990. – 351 с. 40. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: Высшая школа, 1963 – 583 с. 41. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. – М.: Искусство, 1974. – 598 с., библиогр.: С. 565-580. 42. Майер Г.Р. Государственные музеи Берлина. ГДР. – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 246 с. 43. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада: Основы античной теории архитектуры. – М.: Стройиздат, 1967 – 280 с. 44. Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима: Учебное пособие. – М.: «Архитектура-С», 2006. – 144 с., ил. 45. Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: Правда, 1987 – 574 с. 46. Нейхардт А.А., Шишова И.А. Семь чудес света: Книга для чтения. – Л.: Просвещение, 1960 – 143 с. 47. Николаев И.С. Профессия архитектора. – М.: Стройиздат, 1984 – 384 с. 48. Новосадский Н.И. Художественное воспитание в древней Греции. // ВДИ, 1940, № 2 – с. 52-64 49. Новосадский Н.И. Елевсинские мистерии. – СПб.: 1887. – 181 с. 50. Нюберг С. Фидий. Культурно-исторический очерк. – М.: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 1941. – 47 с., ил. 51. Павсаний. Описание Эллады: Пер. с греч. С.П. Кондратьева, Т. 1 – М.-Л.: Искусство, 1940. – 592 с. 52. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. – М.: Искусство, 1970. – 352 с. 53. Полибий. Всеобщая история в сорока книгах: Пер. с греч. Ф.Г. Мищенко, Т. 1-3. – М.: 1890-1899. – 680 с., 805 с., 785 с. 54. Поляков Е.Н. Телестерион – архитектурный символ Элевсинских мистерий // Известия вузов. Строительство, 1996 – № 1 – С. 115-121. 55. Поляков Е.Н., Зыбайло Н.М. Развитие идеи «вселенского креста» в античном и средневековом градостроительстве. // Известия вузов. Строительство, 1998, № 2 – С. 110-115 56. Поляков Е.Н., Зыбайло Н.М. «Гипподамова сетка» в градостроительстве Древней Греции // Известия вузов. Строительство, 1999, № 10 – С. 99-104. 57. Поляков Е.Н. Особенности изображения богов в античном искусстве и архитектуре // Известия вузов. Строительство, 2001, № 9-10. – С. 119-126. 58. Поляков Е.Н., Майорова Е.В., Шаболина М.А. Творческое наследие Гипподама Милетского // Вестник ТГАСУ, 2008, № 3 – С. 5-19 (ил. 6, библ. 8). 59. Пропилеи Акрополя в Афинах. Подбор таблиц и текст Н.Е. Роговина. – М.: Академия архитектуры, 1940. – 7 с., ил., 18 л. табл. 60. Пучков А.А. Парадокс античности: Принципы художественно-пласти- ческой телесности античной архитектуры. – Киев: НИИТАГ, 1998. – 406 с., ил. 61. Радзюкевич А.В. Метрология и пропорции Парфенона. // Известия вузов. Строительство, 2000, № 5 – С. 130-136. 62. Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве древних греков. – М.: 1960. 63. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. – М.: Стройиздат, 1984 – 376 с. 64. Сергеев В.С. История древней Греции. – М.: ОГИЗ, 1948 – 552 с. 65. Сидорова Н.А. Афины. – М.: Искусство, 1967. – 174 с. 66. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. – М.: Просвещение, 1968 – 108 с. 67. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – Л.: Наука, 1980 – 271 с. 68. Страбон. География в 17 книгах. / Пер. Г.А. Стратановского. – М.: Наука, 1964. – 941 с. 69. Фармаковский Б.В. Художественный идеал демократических Афин. – Петроград: 1918 – 103 с. 70. Флетчер Б.Ф. История архитектуры. – М.: Наука, 1913. – 463 с. 71. Фукидид. История: Пер. с греч. – Л.: Наука, 1981. – 543 с. 72. Шуази О. История архитектуры, в 2-х тт., Т. 2: Пер. с франц. – М.: Изд. Всесоюзной академии архитектуры, 1937. – 694 с. М.: Искусство, 1970. – 352 с. 73. Шуази, Огюст. История архитектуры, в 2-х томах: Пер. с франц. – 4-е изд. – М.: Издательство В. Шевчук, 2005. – Том 2 – 708 с. 74. Эллинская культура в изложении Ф. Баумгартена, Ф. Воланда, Р. Вагнера.: Пер. с нем. М.И. Берг. – Вып. 1. – СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1906. – 580 с., ил. 75. Яковлев, Александр Александрович. Искусство и эстетика античности (доклассический период и ранняя классика): Конспект лекций. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 55 с. 76. Brenton, Ernest. Athenes, suivie d` un vouage dans le Peloponese. – Paris: La Guerin et Cie, 1868. – 378 p., 8 planches, ill. 77. Burcharrdt J. Griechische Kulturgeschichte, B. I-IV. – Berlin-Stuttgart: 1898-1902 – 370 s., 443 s., 468 s., 660 s. 78. Burkert, Walter. Ancient mystery cults. – Cambridge (Mass.); London: Harward univ. press, 1987. – 181 c., ил. 79. Farrington B. Science in antiquity. – London: 1936 – 255 p. 80. Foucart P. Les mysteres d`Eleuses. – London: 1914. – 508 p. 81. Fougeres, Gustave. Athenes. Par Gustave Fougeres. – 5-th ed., Revue et corrigee. – Paris: Laurens, 1931. – 212 p. avec. ill. 82. Francotte H. Histoire politique de la Grece ancienne. – Bruxelles: 1922. – 391 p. 83. Glotz G. La cite grecque. – Paris: 1928. – 476 p. 84. Lavedan P. Histoire de l`urbanisme. Antiquete. Moyen age. – Paris: 1926. – 520 p. 85. Lloyd S., Muller H.W., Martin R. Ancient architecture: Mesopotamia, Egypt, Crete, Greece. – New York, Abrams, 1974 – 415 p., 525 il. (History of World Architecture). 86. Richter G.M.A. The sculpture and sculptors of the Greeks. – New Hawen: 1930 – 613 p. 87. Ridder A., Deonna W. Le`art en Grece. – Paris: 1924. – 430 p., 23 pl. 88. Schrader H. Phidias. – Frankfurt a/ M.: 1924. – 386 s., 1 Taf. 89. Stierlin, Henri. Greece: From Mycenae to the Parthenon. / Taschen`s World architecture. – Köln, 1997. – 235 p., ill.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |