Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы личности




Тема Личность и ее характеристики

Цель: формирование у студентов представлений о личности, типах личности, темпераменте, характере и взаимосвязи психологических характеристик с моделями поведения личности в рамках конкретной организации.

Задачи:

- изучение теоретических основ личности, типов личности, темперамента характера;

- определение взаимосвязи между психологическими свойствами личности и моделями организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисами;

- выявление типов личности по отношению к организационным изменениям.

План:

1. Понятие личности. Типы личности

2. Темперамент

3. Характер и его типы

4. Модели организационного поведения сотрудников и их профессиональные кризисы

Сотрудники современных организаций вынуждены постоянно мораль­но и физически подстраиваться под новые условия работы. Роль менеджера при этом заключается в разработке направляющих воздействий, ориентиро­ванных на конкретного человека и определяющих процесс изменения. При этом направляющие воздействия часто должны быть индивидуализирова­ны, то есть ориентированы на конкретного человека, на личность.

Личность – конкретный человек, представитель определенной соци­альной группы, наделенный индивидуальными особенностями, развиваю­щимися в процессах воспитания и социализации на базе задатков, получен­ных при рождении. Чтобы понять человека как личность, необходимо дос­таточно полно знать его социальную среду, картину и характер взаимосвя­зей с реальным миром.

С психологической точки зрения личность рассматривается с позиции «Я-концепции».«Я - концепция»состоит из нескольких различающихся образов:

1) «Я - образ» – какими мы видим себя;

2) «идеальное Я» – какими нам хотелось бы быть;

3) «зеркальное Я» – какими, по нашему мнению, нас видят другие;

4) «реальное Я» – каковы мы в действительности.

Хотя обычно между этими разносторонними «Я» существуют разли­чия, у эффективных сотрудников сходство достаточно велико, развитие и формирование личности зависят от выработки удовлетворяющей «Я - кон­цепции». По настоящему эффективные сотрудники знают свои слабые и сильные стороны, не боятся пробовать новое, не беспокоятся о позоре не­удачи, могут учиться у кого угодно и атакуют проблемы, а не их создателя. Люди с позитивной «Я - концепцией» ориентированы на достижения, по­этому они энергичные борцы.

Есть также свидетельства, что отношения людей к самим себе связано с продуктивностью их мышления. Тем, кто себе не нравится, обычно труд­но дается эффективное разрешение проблем. Люди, сомневающиеся в своей ценности, как правило, мыслят жесткими схемами, видят все в черно - бе­лых тонах.

Продуктивность людей соответствует тому их образу, который созда­ется у других людей («эффект Пигмалиона»). Это необходимо учитывать в работе менеджера.

Очень важно осознать, что заниженная самооценка также опасна как и за­вышенная (например, отказ от работы, которую вы могли бы выполнить). Можно выделить черты людей, обладающих эффективной «Я – концепцией»:

1) они могут принимать вещи такими, какие они есть на самом деле;

2) они не боятся сближаться с другими людьми;

3) они точно оценивают ситуацию;

4) они созидатели и ценители способностей других людей;

5) они готовы учиться у каждого.

Структура личности – это система представлений о личности, обоб­щающая процессуально иерархические подструктуры личности с подчине­нием низших подструктур высшим, включая наложенные на них подструк­туры способностей и характера.

Карл Юнг предложил психологические особенности индивида, лично­сти характеризовать через понятия экстраверт (логическое мышление – Ч.Дарвин) и интроверт (творческое мышление – И.Кант).

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные эго-направленности: экстраверсия и интроверсия. Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт свою собственную компанию, свой “тесный мирок” и немедленно замыкается в больших группах.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности типа, но каждый невольно стремится недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать, “зацикленным на себе”. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей – т.е. чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Чувство – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения “истина – ложь”, а чувство – “приемлемо – неприемлемо”. Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать другого и затормозить.

Ощущение – функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Интуиция определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, независимым от каких либо оценок.

Известный психолог Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей собственной индивидуальности. Остановимся на типологии Бриггс-Маерс, которая опирается на концепцию Юнга2. Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Маерс составили индикатор типов личности (МВTI) в основу которого положены четыре принципа:

1.Откуда человек черпает свою энергию - из внешнего мира

(экстравертный тип) или изнутри себя (интровертный тип).

2.Как он собирает информацию о мире – последовательно, опираясь на факты (сенсорный тип) или произвольно, случайно, с включением своего воображения и фантазии (интуитивный тип);

3.Как он принимает решения - объективно и беспристрастно (мыслительный тип) или субъективно, под воздействием своих эмоций (эмоциональный тип).

4.Как человек строит свое поведение - принимает решения и планы, которые затем выполняет (рассудочный тип) или действует импульсивно, изменяя свой образ действий в зависимости от обстоятельств (воспринимающий тип).

Указанные 8 типов в Индикаторе Бриггс – Маерс обозначаются латинскими буквами:

 

Экстравертный (Extravert) - E Интровертный (Inrovert) - I
Сенсорный (Sensing)- S Интуитивный (Intuitive) - N
Мыслительный (Thinking) - T Эмоциональный (Feeling) - F
Решающий (Judging) - J Воспринимающий (Perceiveng) - P

 

Если вы заряжаетесь энергией от людей и действий и чувствуете себя опустошенным, оставаясь слишком долго в одиночестве если вам свойственно сначала говорить, а потом думать, если вы общительны и активны, то вы вероятнее всего экстраверт-Е3.

Если вы держите свои наблюдения и мысли при себе, оживленные обсуждения вас утомляют, если вы предпочитаете больше слушать чем говорить, если вы малообщительны и вам хочется почаще быть наедине с самим собой, то вы вероятнее всего относитесь к интровертам - I. Обычно экстравертов больше чем интровертов.

Мы собираем информацию об окружающем нас мире двумя основными путями; если вы предпочитаете конкретную информацию и опираетесь при сборе информации только на то, что можно увидеть услышать, потрогать, понюхать, фокусируете внимание на фактах и деталях, то вы представляете собой сенсорный тип – S.

Если вы собираете информацию произвольным путем, иногда «скачками», ищете в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищете опосредственное значение и взаимосвязи между различными явлениями, то, вероятно, вы – интуитивный тип – N.

Если, принимая решение, вы предпочитаете быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению,то вероятно,вы относитесь, к мыслительному, логическому типу-Т.

Если вы опираетесь на субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то вы тяготеете к эмоциональному типу-F. Таким людям присущи субъективизм, гуманность, они руководствуются эстетическими категориями в большей мерей, чем логическими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.