Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Камеральная и выездная налоговые проверки

 

Согласно действующему законодательству налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

• налоговых проверок;

• получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

• проверки данных учета и отчетности;

• осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (ст. 82 Кодекса).

Субъекты налоговых проверок — министерства, ведомства, госу­дарственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и неком­мерческие учреждения и организации; граждане Российской Федера­ции, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых проверок — регистры бухгалтерского и нало­гового учета, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Правила истребования документов при проведении налоговой про­верки (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Налоговым органом могут быть запрошены у проверяемого лица не­обходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. (Если указанными спосо­бами требование передать невозможно, оно направляется по почте за­казным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.)

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. По закону не допускает­ся требование нотариального удостоверения копий документов, пред­ставляемых в налоговый орган. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Если запра­шиваемые документы составлены в электронном виде по установлен­ным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Виды налоговых проверок. В первую очередь в зависимости от фор­мы проведения различают камеральные и выездные налоговые про­верки. Проверки могут носить плановый или внеплановый характер, предусматривать встречный контроль или проводиться без такового.

Камеральная налоговая проверка — форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом ор­гане на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у нало­говой службы. Она проводится уполномоченными должностными ли­цами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тре­мя месяцами со дня представления налоговой декларации и докумен­тов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При про­ведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогопла­тельщика дополнительные сведения, получить документы, подтверж­дающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Круг документов, которые может потребовать налоговая служба у организации в рамках проверки ее отчетности, ограничен. Дополни­тельные сведения и документы должны быть представлены лишь в установленных Кодексом случаях. В частности, это документы, под­тверждающие право налогоплательщика на налоговые льготы, а также обосновывающие правомерность налоговых вычетов по НДС.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках в запол­нении документов или противоречивых сведениях, содержащихся в представленных документах, сообщают налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответству­ющие исправления в установленный срок. Если проверкой выявлены суммы доплат по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. По результатам ка­меральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому может быть выявлена не­обходимость проведения последующей документальной проверки.

Выездная налоговая проверка — форма налоговой проверки, осуществляемой уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основа­нием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предмет проверки — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Ниже в соответствии со ст. 89 Кодекса приведены основные законодательные установления о выездной проверке.

Общие положения. Выездная налоговая проверка в отношении од­ного налогоплательщика может проводиться по одному или несколь­ким налогам. Нельзя проводить две и более проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в от­ношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышаю­щий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесе­но решение о ее проведении.

Сроки проведения. Установлена продолжительность проверки — не более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о про­веденной проверке. По некоторым основаниям (истребование доку­ментов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно приостановление проверки, но на срок не более шести ме­сяцев.

Проверка структурных подразделений. В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки — не более одного месяца.

Повторная проверка. Законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она мо­жет проводиться: 1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа; 2) тем же нало­говым органом на основании решения его руководителя — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой деклара­ции, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее за­явленного.

Справка о проведенной проверке. В последний день проведения вы­ездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Методика выездной налоговой проверки. Заранее, до начала про­верки, вырабатывается конкретная концепции (цель) предстоящей проверки.

С учетом ряда факторов (вид предприятия, характер его деятель­ности, данные материалов предыдущей проверки, наличие сигналов о нарушении налогового законодательства и др.), а также на основе вы­работанной концепции создается и утверждается программа проведе­ния документальной проверки.

Обычно при документальной проверке проверяют правильность: а) отражения в учете различного вида доходов и расходов; б) исчис­ления налоговых платежей (НДС, акцизы, налог на имущество орга­низаций и т. д.); в) пользования льготами по всем проверяемым нало­гам; г) определения налогооблагаемой прибыли и составления расчета по налогу на прибыль. Кроме того, выявляется верность исчисления и полнота перечисления в бюджеты различных уровней доходов от приватизации, дивидендов по принадлежащим государству акциям, арендной платы от сдачи в аренду государственной собственности.

В ходе проверки уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить не только инвентаризацию имущества, ос­мотр (обследование) помещений и территорий, но и проводить изъ­ятие документов у налогоплательщика, экспертизу. Для изъятия до­кументов необходимо наличие у проверяющих лиц достаточных на то оснований.

Экспертиза проводится в случае, если для решения вопросов тре­буются специальные познания в науке, технике, искусстве. Она назна­чается постановлением должностного лица налогового органа. Экс­перт дает заключение от своего имени в письменной форме.

Привлечение свидетелей, которым могут быть известны те или иные обстоятельства, важные для осуществления налогового кон­троля, также возможно. Кроме того, в ходе проверки могут быть ис­пользованы специалисты, переводчики, понятые для совершения ими процессуальных действий (осмотр помещений, выемка документов и т. д.).

Достоверность фактов хозяйственной жизни предприятия устанавливается двояко: 1) путем формальной и арифметической провер­ки, когда проверяющие не только удостоверяются в правильности за­полнения всех реквизитов документов, но и определяют правильность подсчетов в них; 2) путем сверки учетных данных предприятия с соот­ветствующими учетными данными предприятия-контрагента.

Так, относительно второй из этих возможностей установления до­стоверных сведений в ст. 93.1 Кодекса сказано: «Должностное лицо на­логового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (инфор­мацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщи­ка (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информа­цию)».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и виды налогового контроля. Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения нало­гового законодательства и налогового | Порядок оформления результатов проверок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.