КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА № 5.3. Этика решений спорных ситуаций
Этика конфликтных ситуаций Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным. Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей. Этика - учение о морали, нравственности. Спор - это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из противоборствующих сторон остается при своем мнении. Свойства конфликта: противоречие между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов; противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту; негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу. Структура конфликта - это стороны или участники конфликта (количество участников и масштаб распространения); предмет конфликта (из-за чего возник); представления участников конфликта о самих себе, о противостоящих сторонах. Стадии конфликта: предконфликтная ситуация; конфликтное взаимодействие; разрешение конфликта. Другой вариант: 1) стадия ожидания (нет определенности, психологический дискомфорт, неуверенность в будущем); 2) стадия сознательного, но не выраженного разногласия (каждый боится, что отсутствие информации - признак неприятностей именно для него, возникает потребность определить для себя перспективы); 3) стадия обсуждения (возникает необходимость поделиться мыслями с сослуживцами, складывается мнение, определяются виновники ситуации); 4) стадия открытого обсуждения (обсуждение сложившейся ситуации, «враги» вызывают неприязнь, их невинные действия порождают возмущение, накапливается напряжение во взаимоотношениях, взаимное раздражение); 5) стадия открытого конфликта (помере развития конфликта возрастает степень непримиримости враждующих сторон, их взглядов на возможное его развитие). Совместное решение проблем, совместная работа - наилучший вариант. Факторы, которые препятствуют возникновению конфликтов: 1) правильный подбор и расстановка кадров, учитывая профессиональные и психологические качества; 2) авторитет руководителя, позитивное признание его заслуг; 3) позитивные традиции в коллективе, носителями которых является большая часть сотрудников. Любой конфликт разрешается с наименьшими потерями и проще, если заранее проанализированы предпосылки конфликта и если он конструктивно устраняется на ранних стадиях. Меры и средства предотвращения и ликвидации конфликта: 1. Строгое соблюдение основных правил ведения дискуссии: - Ваш оппонент - это ваш партнер, ищущий вместе с вами разумный выход из ситуации. - Постарайтесь понять цели и интересы оппонента. - Каждый может иметь собственное мнение. Вы не обязательно абсолютно правы. - Делайте выводы, подтверждая их фактами. - Выслушивайте и имейте силы сообщить неприятные аргументы. - Меньше обсуждайте личные особенности оппонента. - Соблюдайте дисциплину в дискуссии и давайте возможность высказать собственное мнение оппоненту. 2. Следует уделять внимание анализу возможных противоречий, предпосылок конфликта, определению возможных оппонентов и их вероятных позиций: - особое внимание тому, что объединяет оппонентов; - обе стороны зависят друг от друга и нужны друг другу; - разобраться в существе основного конфликта, снять наносные, эмоциональные компоненты, усложняющие конфликт; - создание условий для совместной работы, где оппоненты лучше узнают и помогают друг другу; - избегание мелочного анализа столкновений и ссор, чтобы не отвлекаться от основной задачи.
? Что поможет Вам понять цели и интересы оппонента? Каким образом Вы сможете сдерживать свои эмоции? Составьте правила (для себя) предотвращения, поведения или выхода конфликта.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |