Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина




При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина прокурор наделен в целом таким же объемом полномочий, которые он имеет в сфере надзора за исполнением за­конов.

Для выявления нарушений прав человека и гражданина проку­роры используют следующие предоставленные им законом полно­мочия:

1)по предъявлении служебного удостоверения беспрепятствен­
но проходить в помещения и посещать органы, указанные в пункте 1 ст. 26 Закона о прокуратуре;

2) иметь доступ к интересующим прокурора документам и мате­
риалам;

3) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения прав граждан;

4) требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и
иных сведений;

5) требовать от руководителей и других должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

6) требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных организаций;

7) получать объяснения от должностных лиц и граждан по поводу нарушения прав граждан;

8) принимать меры по предупреждению и пресечению наруше­ний прав и свобод человека и гражданина.

Для устранения нарушений прав граждан, причин и условий та­ких нарушений, восстановления нарушенных прав прокурор опро­тестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит пред­ставления, возбуждает производство по делам об административных правонарушениях, принимает меры к привлечению лиц, нарушив­ших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим по­становлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В целях предупреждения нарушения прав граждан прокурор объявляет должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. Совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов, указанные полномочия различа­ются по содержанию решаемых задач.

Законодателем особо оговорено, что, помимо общих полномо­чий, присущих прокурору при осуществлении надзора за исполне­нием законов, прокурор при осуществлении надзора за соблюде­нием прав и свобод человека и гражданина наделен специальными полномочиями, являющимися важными гарантиями защиты прав и свобод личности.

Специфическим для данной отрасли надзора является, прежде всего, право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан.Заявления и жа­лобы служат основным поводом, определяющим необходимость прокурорского вмешательства. Сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут поступать как от лиц, чьи права нарушены, так и от иных лиц, а также из государственных органов и различных организаций.

Рассмотрение поступающих в прокуратуру сообщений (жалоб, заявлений), как правило, позволяет прокурору установить состав правонарушения, определить меры, необходимые для пресечения фактов нарушения прав, устранения причин и условий, способству­ющих выявленным правонарушениям. В случае неполноты содержа­щихся материалов прокурором производится проверка сообщений в целях получения необходимой информации о факте нарушения прав, обстоятельствах их совершения, а также о лицах, допустивших нарушения прав и свобод граждан. Результаты проверки обусловли­вают выбор правовых средств прокурорского реагирования.

Информация в прокуратуру может поступать в разнообразных формах (сообщения в средствах массовой информации, материа­лы органов контроля и т.д.), но наиболее часто прокурор получает сведения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина в ходе личного приема граждан. Потребность в реализации данного полно­мочия возникает в тех случаях, когда восстановление нарушенных прав требует обращения в органы, обладающие соответствующей компетенцией, а заявитель необходимой для этого информацией не обладает и не может обладать в силу своего образовательного уров­ня, недоступности платной консультативно-юридической помощи либо иных причин.

Согласно статье 46 Конституции России каждому гарантиро­вано право судебной защиты прав и свобод. Вместе с тем судебная форма защиты прав, свобод и законных интересов граждан ни в коей мере не умаляет существующие альтернативные способы защиты нарушенных прав. Ситуация, при которой прокуроры ограничива­ются только лишь разъяснением права обращения в суд, не всегда находит понимание у заявителя. Кроме того, отсутствие прокурор­ского реагирования в таких случаях приводит к затягиванию сроков разрешения спора по поводу нарушенного права.

Нельзя не считаться с тем, что обстоятельства большинства на­рушений прав и свобод человека и гражданина таковы, что не тре­буют применения сложной процедуры судебного разбирательства. Поэтому прокурор может предложить более оперативный путь разрешения правового конфликта, указав тот конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы. В его силах также разъяснить содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права. Причем такое разъяснение он может адресовать не только пострадавшему, но и, хотя закон его к этому не обязывает, тому органу, должностному лицу, по вине которых последовало нарушение прав и свобод конкретного гражданина.

Определенную специфику имеет реагирование прокурора на нарушения прав человека и гражданина, имеющие характер адми­нистративного правонарушения. Прокурор вправе не только лично возбудить дело об административном правонарушении, но и пере пере­дать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Закон обязывает прокурора принимать меры по предупрежде­нию и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражда­нина.Это требование отражает особый характер данных нарушений, посягающих на самые важные социальные ценности — интересы человека. Обязанность принятия мер по пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина указывает на необходимость оперативного реагирования прокурора на ставшие ему известными факты незаконных действий должностных и иных лиц, органов го­сударственной власти, местного самоуправления, руководителей и органов управления коммерческих и некоммерческих организаций. Меры профилактического характера направлены на устранение причин и условий, способствующих нарушениям прав граждан. По смыслу закона они должны применяться по каждому факту установ­ленного прокурором нарушения. Наряду с этим меры по предупре­ждению нарушений также должны применяться на основании обоб­щенных данных о состоянии законности в сфере соблюдения прав и свобод граждан в целом, по отдельным их видам и группам. При про­ведении предупредительной работы прокурорами особое внимание обращается на практику исполнения законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобре­тения и использования оружия.

Учитывая особый характер нарушений прав и свобод граждан, закон возлагает на прокурора обязанность принимать меры по возмещению ущерба, причиненного пострадавшим от незакон­ных действий.Эти меры достаточно разнообразны. Одним из ти­пичных и наиболее эффективных средств, направленных на возме­щение ущерба, является предъявление прокурором иска в интересах пострадавших в суд или заявления в арбитражный суд. Прокурор вправе предъявить иск, если речь идет о защите интересов лиц, огра­ниченных в возможности самостоятельно отстаивать свои права в силу своего возраста, состояния здоровья, а также когда нарушение драв и свобод касается неопределенного круга лиц.

Вместе с тем заслуживает поддержки позиция, согласно кото­рой укрепление механизма защиты прав, свобод и интересов лич­ности объективно делает необходимым расширение компетенции прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве. Так, в случае выявления незаконного правового акта индивидуального применения прокурор обязан принести на него протест. Однако в случае отклонения протеста прокурор не вправе оспорить такой акт в судебном порядке. Исключение составляют случаи, предусмотрен­ные статьей 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор имеет возможность обращения в суд в защиту лишь определенного круга граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособно­сти и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд за защитой свои прав и интересов. Как представляется, подобное ограничение противоречит статье 2 Конституции России, в соответ­ствии с которой, признание, соблюдение и защита прав и свобод че­ловека является обязанностью государства.

Таким образом, возникает ситуация, при которой органы про­куратуры обязаны рассматривать любые обращения о нарушениях закона, по предоставленные прокурорам полномочия по их устра­нению оказываются ограниченными. Поэтому в целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина было бы целесообразно внести в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации изменения, предоставляющие прокурорам полномочия по обращению в суд после отклонения протестов, принесенных на правовые акты, которые были приняты указанными в статье 26 За­кона о прокуратуре органами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.