Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, структура и основания административной ответственности




План лекции

Лекция.

Административное право

Тема: Административная ответственность

1. Понятие, структура и основания административной ответственности

2. Административное правонарушение

3. Субъекты административной ответственности

4. Административные наказания

 

 

Понятие. Административная ответственность (АО) – это вид юридической ответственности, заключающийся в исполнении лицом (физическим или юридическим) обязанности претерпеть административное наказание, являющееся реакцией государства (в лице его уполномоченных органов или их должностных лиц) на совершение указанным лицом административного правонарушения.

Признаки АО. Административная ответственность характеризуется следующими основными признаками:

ü это вид юридической ответственности;

ü наступает в ответ на совершение административного правонарушения (то есть особого рода деликтов);

ü административная ответственность это разновидность административных правоотношений;

ü порядок привлечения к административной ответственности устанавливается нормами административного права (это отраслевой вид юридической ответственности);

ü административная ответственность устанавливается только законодательно (федеральными законами (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ или законами субъектов РФ);

ü административная ответственность охраняет нормы не только административного, но и большинства других отраслей права;

ü административную ответственность могут нести не только физические лица, но и организации;

ü особый состав субъектов административной юрисдикции (к административной ответственности правонарушителей привлекают не только судьи, но и многие другие органы (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы с особым конституционным статусом, органы, создаваемые при местных администрациях));

ü особый порядок привлечения к административной ответственности (нормы КоАП РФ).

Структура АО. Элементами структуры АО являются:

Ø основания АО (нормативное, фактическое, процессуальное);

Ø правовые условия АО (совокупность закрепленных КоАП РФ обстоятельств, которые учитываются в процессе привлечения к АО);

Ø субъекты АО (лица, которые могут нести АО);

Ø административные наказания (санкции, назначаемые за совершение административных правонарушений).

Основания АО. Как и любой вид юридической ответственности АО наступает при наличии трех взаимосвязанных оснований (без какого-либо из них АО невозможна):

1) нормативное основание. Это закрепление законом составов административных правонарушений и порядка привлечения к ответственности за их совершение (производства по делу, исполнения наказания и т.п.), т.е. наличие правовых норм, в соответствии с которыми какое-либо деяние конституируется как противоправное. Особенностью АО является то, что ее нормативным основанием может быть только закон (ст. 1.6. КоАП РФ). В силу федеративного устройства РФ законодательство об АО имеет двухуровневое строение. Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Предметам ведения РФ и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях посвящены соответственно ст. 1.3 и 1.3.1 КоАП РФ.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Действие законодательства об АО во времени (ст. 1.7):

лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения;

закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет;

производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве (ст. 1.8):

лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами Российской Федерации, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации;

2) фактическое основание. Это само административное правонарушение (деяние лица, нарушающее правовые нормы, за которое предусмотрена АО). Этом основанию посвящены нормы главы 2 КоАП РФ;

3) процессуальное основание. Это правоприменительный акт, которым лицо привлекается к ответственности (постановление (квитанция-постановление) о назначении административного наказания). Этом основанию посвящены нормы ст. 29.10 КоАП РФ.

Принципы АО. Одни из принципов закреплены непосредственно КоАП, другие – вытекают из положений Конституции РФ и других актов российского законодательства.

Принцип равенства (ст. 1.4 КоАП РФ). По своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. КоАП РФ установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Последнее положение означает, что действующим законодательством установлены специальные процедуры привлечения к различным видам ответственности отдельных субъектов права, что связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающей равновесие ветвей государственной власти.

Так, ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Презумпция невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ). Этот принцип лежит в основе справедливого судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.