КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели обучения математике. Принципы обучения математики
В любом процессе обучения педагоги выделяют 5 основных компонентов: - Цели (зачем учить); - Содержание (чему учить); - Методы, формы, средства обучения (как учить). Они образуют систему, в которой системно-образующим компонентом являются цели обучения, они влияют на все остальные компоненты. В концепции математического образования выделены цели математического образования школьников: 1) интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; 2) овладение конкретными математическими ЗУНами, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; 3) воспитание личности в процессе усвоения математики; 4) формирование представлений об идеях и методах математики, о математике, как форме описания и методе познания действительности. В концепции рассматриваются общие принципы обучения математике в школе: 1) Изучение математики в школе в современных условиях становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения. Анализ мирового опыта позволяет выделить 3 основных тенденции: а) понимание необходимости математического образования для всех школьников; б) стремление к включению общеобразовательных курсов математики в учебные планы на всех ступенях обучения; в) глубокая дифференциация математической подготовки на старших ступенях школы.
2) Главный принцип концепции состоит в осуществлении в методической системе обучения математике двух генеральных функций школьного математического образования: а) образование с помощью математики; б) собственно-математическое образование.
3) В сложившийся методической системе школьного математического образования функция «собственно-математического образования» - является доминирующей, в то же время идеи личностно-ориентированного обучения требуют пересмотра значимости этих функций с учетом современной социальной ситуации. Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе. В этом контексте математика выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего поколения. Соответствующую функцию математики можно назвать общеобразовательной. Социальная значимость собственно математического образования (овладение математическими ЗУНами) заключается в том, что обучение математике рассматривается как элемент профессиональной подготовки учащихся к соответствующей деятельности после школы, соответствующую функцию можно назвать специализирующей.
4) Обучение математике – это, в первую очередь, решение задач, они выступают как главное средство индивидуализации обучения математике. Умение решать задачи (в широком смысле) – критерий успешности обучения математике. Самостоятельная деятельность учащихся по решению задач занимает главное место в обучении математике, что существенно ограничивает сферу информационно-разъяснительных, пассивных форм и методов.
5) Чтобы процесс обучения математике на всех этапах проходил осознанно, необходимо всегда, когда это возможно - переходить к абстрактному от конкретного, используя различные модели, мотивируя развитие теории примерами из реальности или смежных учебных предметов; - отдавать предпочтение размышлению и рассуждению; - проявлять постоянное внимание к течению математической мысли учащихся, поощрять индивидуальные способы выражения мысли. Побуждать учащихся к собственным формулировкам, открытию отношений и свойств раньше, чем они узнают конечный результат; - признавая важность письменной фиксации результатов математической деятельности, не придавать ей большой самостоятельной ценности, отдавая предпочтение существу, точности, результативности; - избегать неподготовленных переходов к изучению новых тем при наличии пробелов в ранее изученном; - ставить и решать задачи выработки навыков в применении к вполне осознаваемым приемам и правилам. Но все эти положения концепции относятся не только к начальному, но и в основном, к старшему звену школы. В настоящее время в основном определились цели начального образования: 1. Развитие личности школьника (развитие познавательных процессов, эмоционально-ценностных отношений, развитие способностей и эрудиции). 2. Овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, выполнять учебные действия, планировать их, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку, формирование учебно-познавательных мотивов. 3. Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Охрана и укрепление его физического и психологического здоровья. 4. Организация усвоения ЗУНов в различных видах деятельности, необходимых для дальнейшего образования, для практической деятельности, для изучения смежных дисциплин. Цели обучения математики в начальной школе обусловлены: 1) общими целями обучения в начальной школе; 2) концепцией математического образования.
Рассмотрев все это в единстве, можно выделить следующие цели обучения математике в начальных классах:
Минимальный перечень ЗУНов определен в стандарте начального математического образования (см. учебник Белошистой «Методика обучения математике»).
Все эти цели реализуются в той или иной степени во всех программах обучения математике, однако в разных программах выделяются различные приоритетные цели, они оказывают влияние на все остальные компоненты системы обучения.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |