Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поверхностные воды России

Круговорот воды в природе.

Хотя общие запасы воды в мире неизменны, постоянно происходит ее перераспределение, и, таким образом, она является возобновимым ресурсом. Круговорот воды происходит под влиянием солнечной радиации, которая стимулирует испарение воды. При этом осаждаются растворенные в ней минеральные вещества. Водяной пар поднимается в атмосферу, где конденсируется, и благодаря силе тяжести вода возвращается на землю в виде осадков – дождя или снега (см. также ДОЖДЬ). Бóльшая часть осадков выпадает над океаном и лишь менее 25% – над сушей. Около 2/3 этих осадков в результате испарения и транспирации поступает в атмосферу и лишь 1/3 стекает в реки и просачивается в грунт.

Сила тяжести способствует перераспределению жидкой влаги с более высоких участков на более низкие как на земной поверхности, так и под ней. Вода, первоначально приведенная в движение солнечной энергией, в морях и океанах перемещается в виде океанических течений, а в воздухе – в облаках.

По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды России» среднее многолетнее значение речного стока на территории страны составляет 4271 куб. км. в год (10% мирового речного стока, второе место в мире после Бразилии). В расчете на душу населения это составляет 30 тыс. куб. м. речного стока в год.

В озерах России сосредоточено более 26,5 тыс. куб. км. пресных вод, причем многолетний (возобновляющийся) сток из них превышает 500 куб. км. в год. Около 3000 куб. км. сосредоточено в болотах, которые обеспечивают ежегодной сток около 1000 куб. км. в год.

По данным госучета (2006 г.) из всех природных объектов суммарный забор воды составил 79,3 куб. км.

Всего в РФ за этот год использовано 62,1 куб. км. свежей воды в т.ч.:

- из поверхностных источников – 49,4

- подземных вод - 7,7

- морских вод 5,0

Потери в сетях при транспортировке – 8,0 куб. км. (более 10% забора).

Структура водопотребления имела следующие показатели:

- производственные нужды – 60,1%

- хозяйственно-питьевые нужды – 19,3%

- орошение – 13,1%

- прочие нужды – 7,5%

Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты составил 51,4 куб. км., в том числе 17,5 куб. км. загрязненных сточных вод (34% сброса). Мощность очистных сооружений составила 29,6 куб. км.

По НСО за 2006 г.:

- общий забор воды – 0,81 куб. км. (1% от Российского)
- мощность очистных сооружений – 0,26 куб. км. (0,9% от Российского)

Большую роль в регулировании водных ресурсов играют водохранилища и ГЭС. Имеются такие объекты и в НСО – ОбьГЭС и Новосибирское водохранилище. По экологическим, экономическим и социальным вопросам пользы и вреда ГЭС и водохранилищ идут многолетние споры. Совершенно очевиден экологический вред этих объектов: затопление плодородных земель, накопление загрязнений, ущерб рыбным запасам и др. С другой стороны очевидно, что устойчивое обеспечение водой мегаполисов не возможно без аккумуляции воды. Это же относится к обеспечению достаточно чистой электроэнергией.

Водные объекты России подвергаются сильному загрязнению сбросом загрязненных сточных вод, а так же в результате аварий с экологическими последствиями. Так, в 2006 г. только со сточными водами (без учета аварий) в водоемы страны сброшено (тыс. т):

-нефтепродуктов – 4,6

- взвешенных веществ – 328

- фосфора – 23

- фенола – 0,04

- СПАВ - 2,3

- меди 0,1

- железа – 8,2

- цинка – 0,7

Это создает превышение ПДК в большинстве водоемов страны, особенно по нефтепродуктам, взвешенным веществам, соединениям фосфора и азота, СПАВ. Т.о. необходимо постоянное ведение природоохранной работы по обеспечению охраны водных объектов от загрязнений, на законодательном уровне, так и на уровне всех водопользователей.

Основным законом России, регулирующим водные отношения является Водный Кодекс РФ.

Ст. 8 устанавливает, что право собственности на водные объекты принадлежит РФ, за исключением непроточных водоемов (пруд, карьер) которые, в зависимости от собственности на земельный участок, могут относится к собственности субъекта РФ, муниципального образования, юридического или частного лица.

Ст.11 определяет виды водопользования для которых водные объекты предоставляются водопользователям:

- забор вод из водных

- получение электроэнергии

- сброс сточных вод

- - размещение причалов и других судовых сооружений

- размещение гидротехнических сооружений (мосты, дамбы и др.)

- разведка и добыча полезных ископаемых (песок)

- дноуглубительные работы

Не требуется заключения договора:

- судоходство

- забор воды для ликвидации бедствий (тушение пожаров)

-проведение государственного мониторинга водных объектов

-рыболовства, рыбоводства, охоты

- полива садово-огородных и дачных участков.

Право пользования водным объектом приобретается на основе договора, сторонами в котором являются собственник водного объекта – исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с одной стороны, и водопользователь, с другой стороны.

В Кодексе охране водных объектов, как не возобновляемого природного ресурса, посвящена отдельная глава №6 (ст.55-67).

Ст. 55 – обязывает водопользователей осуществлять мероприятия по охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.

Ст. 56(6) -запрещает сброс в водные объекты сточных вод содержание в которых вредных веществ превышает нормативы допустимого сброса.

Ст. 65 Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в зависимости от протяженности водного объекта:

До 10 км – в размере 50 м;

От 10 до 50 км – 100 м;

Более 50 км – 200 м.

В водооохранных зонах запрещена распашка земель, размещение кладбищ, скотомогильников мест захоронения отходов и токсичных веществ.

Проектирование, размещение, эксплуатация объектов допустима только при наличии сооружений, которые обеспечивают охрану водных объектов от загрязнения.

Ст. 67 – устанавливает статус зон экологического бедствия и чрезвычайной ситуации на водных объектах, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения,

Правовые основы платности водопользования установлены ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Отмечу, что Закон регулирует водные отношения непосредственно не связанные с загрязнением вод, предметом которого является природоохранное законодательство, рассмотренное ранее. Рассмотрим основные принципы платности за пользование водами:

Статья3.Платежная база

Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

объем воды,забранной из водного объекта;

объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при использовании водным объектом без забора воды;

площадь акватории используемых водных объектов;

объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Статья4.Ставки платы

1. Минимальные и максимальные ставки платы устанавливаются в следующих размерах:

1) 60,0 -370,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из поверхностных водных объектов в пределах установленных лимитов, - для плательщиков,осуществляющих забор воды;

2) 2,0 - 7,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из территориального моря и внутренних морских вод, - для плательщиков, осуществляющих забор воды;

3) 4,0 - 20,0рубля за одну тысячу киловатт-часов вырабатываемой электроэнергии - для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций;

4) 680,0 -1400,0 рубля за одну тысячу кубических метров древесины, сплавляемой в плотах и кошелях, на каждые 100 километров сплава - для плательщиков, осуществляющих сплав леса;

5) 5,2 - 21,9тысячи рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов - для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых,размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств,коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ;

6) 7,0 - 55,0рубля за одну тысячу кубических метров сточных вод - для плательщиков,осуществляющих сброс сточных вод в водные объекты в пределах установленных лимитов.

2. Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными(представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды,забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003года.

До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы,установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.

4. Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам,осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов,устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных пунктом 1настоящей статьи. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

5. При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, установленными пунктом 1 настоящей статьи.

6. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии(разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика,осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии(разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Статья5.Льготы по плате

Законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы,поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья6.Определение суммы платы. Порядок и сроки уплаты

1. Плательщик определяет сумму платы самостоятельно.

2. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется исходя из соответствующих ставки платы и платежной базы, определяемых в соответствии со статьями 3 и 4настоящего Федерального закона, с учетом льгот, предусмотренных статьей 5настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в пункт 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки плательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой утверждается Министерством финансов Российской Федерации, а по месту пользования водным объектом - копию налоговой декларации.

4. Отчетный период устанавливается:

для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;

для остальных плательщиков - каждый календарный месяц.

Статья7.Отнесение суммы платы

Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Статья8.Порядок зачисления платы

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ действие абзаца первого пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ действие абзаца первого пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

1. При пользовании водными объектами, расположенными на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, указанные суммы платы вносятся в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты. При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации.

Поступления сумм платы направляются на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов в объеме не менее 50 процентов.

2. Законодательные(представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части,поступающей в их бюджеты.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья9.Инструкции о порядке взимания и внесения платы

Инструкции о порядке взимания и внесения платы издаются Министерством финансов Российской Федерации.

Статья10.Специальное положение

Установить,что с вступлением в силу настоящего Федерального закона размер тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для населения не может быть увеличен более чем на 4 процента.

Статья11.Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин

Москва, Кремль

6 мая 1998 года

N 71-ФЗ

……

В настоящее время плата взимается за: забор воды из водных объектов; удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики; использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых,строительных и иных работ; осуществление сброса сточных вод в водные объекты.

При этом минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озер, морям, экономическим районам России устанавливаются централизованно Правительством РФ, Так, в настоящее время за забор из поверхностных водных источников 1 тыс. м3 воды минимальная и максимальная ставки соответственно равны 30,0 - 176,0 руб. На этой основе законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и т.п. Сумма платы включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» (ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.

Платежи за пользование водными объектами зачисляются в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ в пропорции 40 и 60 % соответственно. Централизуемые в результате этого средства не менее чем на половину должны направляться на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов. При этом средства, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, могут быть по решению представительных органов этих субъектов полностью или частично перечислены в местные бюджеты с целью расходования на соответствующие водоохранные мероприятия.

СТАВКИ

ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ

В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

I. Ставки платы за забор (изъятие) водных ресурсов

из поверхностных водных объектов или их отдельных

частей (за исключением морей) в пределах объема

допустимого забора (изъятия) водных ресурсов,

установленного договором водопользования

 

----------------€-------------------------------?-----------------

 

Речные ¦ Субъекты Российской Федерации ¦ Ставка платы

 

бассейны ¦ ¦ (рублей за 1 тыс. куб. м ¦водных ресурсов)

----------------+-------------------------------+-----------------

Приморский край 264

Хабаровский край 264

Амурская область 264

Амур Читинская область 276

Еврейская автономная область 264

Агинский Бурятский автономный 276

округ

Республика Башкортостан 294

Республика Калмыкия 294

Республика Коми 300

Республика Марий Эл 282

Республика Мордовия 282

Республика Татарстан 294

Удмуртская Республика 294

Чувашская Республика 282

Пермский край 294

Астраханская область 294

Брянская область 288

Владимирская область 288

Вологодская область 300

Волгоградская область 294

 

Ивановская область 288

Калужская область 288

Кировская область 282

Костромская область 288

Волга Ленинградская область 294

Липецкая область 282

Московская область 288

Нижегородская область 282

Новгородская область 294

Оренбургская область 294

Орловская область 288

Пензенская область 294

Рязанская область 288

Самарская область 294

Саратовская область 294

Свердловская область 294

Смоленская область 288

Тамбовская область 282

Тверская область 288

Тульская область 288

Ульяновская область 294

Челябинская область 294

Ярославская область 288

г. Москва 288

Белгородская область 258

Брянская область 276

Днепр Калужская область 276

Курская область 258

Орловская область 276

Смоленская область 276

Республика Калмыкия 360

Краснодарский край 390

Ставропольский край 390

Белгородская область 336

Волгоградская область 360

Воронежская область 336

Дон Курская область 336

Липецкая область 336

Орловская область 294

Пензенская область 360

Ростовская область 390

Рязанская область 294

Саратовская область 360

Тамбовская область 336

Тульская область 294

Республика Бурятия 246

Республика Тыва 246

Республика Хакасия 246

Красноярский край 246

Енисей Иркутская область 246

Тюменская область 246

 

Усть-Ордынский Бурятский 246

автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ 246

Псковская область 288

Западная Смоленская область 306

Двина Тверская область 306

Республика Адыгея 480

Кубань Карачаево-Черкесская Республика 480

Краснодарский край 480

Ставропольский край 480

Республика Бурятия 252

Республика Саха (Якутия) 288

Красноярский край 252

Хабаровский край 288

Лена Амурская область 288

Иркутская область 252

Читинская область 252

Усть-Ордынский Бурятский 252

автономный округ

Республика Карелия 264

Архангельская область 264

Вологодская область 264

Нева Ленинградская область 258

Новгородская область 258

Псковская область 258

Тверская область 252

г. Санкт-Петербург 258

Неман Калининградская область 276

Республика Алтай 270

Алтайский край 270

Красноярский край 264

Кемеровская область 270

Курганская область 282

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рациональное водопользование | Новосибирская область 270
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.