Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции цен. Сущность цен проявляется в их функциях, через которые выполняются задачи ценообразования




Сущность цен проявляется в их функциях, через которые выполняются задачи ценообразования. Ценам присущи четыре основные функции: учетная (измерительная), распределительная, стимулирующая и функция балансирования спроса и предложения.

Учетная функция цен следует из того, что цены представляют собой определенные суммы денег, уплачиваемые и получаемые за единицы товаров и услуг. Таким образом, с помощью цен многообразный мир товаров и услуг переводится из натурально-вещественной формы в денежную. Цены позволяют соизмерить различные товары и услуги, несопоставимые по потребительским свойствам (например, продукты питания и зрелищные мероприятия). В этой функции цены служат средством исчисления всех стоимостных показателей как на микроуровне (на уровне фирм), так и на макроуровне (на уровне страны, региона, отрасли). Следовательно, цена – это уникальный, незаменимый инструмент управления экономикой. Для лучшего выполнения ценами учетной функции они должны быть как можно более стабильными (неизменными).

Суть распределительной функции цен состоит в том, что с их помощью осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта страны между хозяйственными единицами (предприятиями и организациями), отраслями экономики, регионами страны, различными группами населения и индивидами. Распределительная функция цен связана с возможностью отклонения их от стоимости под воздействием различных факторов. При установлении цены на товар выше его стоимости, как бывает в условиях товарного дефицита, покупатель несет повышенные расходы, а продавец получает повышенные доходы. При установлении цены ниже стоимости товара (при товарном избытке) покупатель «недоплачивает» продавцу, и тот недополучает причитающийся ему доход.

Особенно наглядно распределительная функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Государство может регулировать цены прямо, устанавливая фиксированные цены на некоторые товары и услуги. Оно может влиять на них и косвенными методами, повышая или понижая налоговую нагрузку на производителей и продавцов. Так, с помощью акцизов государство поддерживает повышенный уровень цен на товары престижного спроса и вредные для здоровья товары (легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию). Налоговые доходы бюджета, дополнительно изъятые из кармана налогоплательщиков через акцизы, используются на поддержание относительно низких цен на товары первой необходимости, на финансирование социальных программ поддержки малообеспеченных категорий населения.

С помощью цен распределяется не только валовой внутренний продукт, но также товары и услуги, Поскольку их количество ограничено и на всех желающих может не хватить, то высокие цены на некоторые товары и услуги служат барьером, ограничивающим их потребление.

Стимулирующая функция цен заключается в поощрительном или сдерживающем их воздействии на производство и потребление различных товаров и услуг. Завышенные цены на определенные товары стимулируют их производство и продажу, но сдерживают их приобретение и, следовательно, потребление. Заниженные цены, наоборот, стимулируют приобретение товаров, но сдерживают их производство и продажу. Стимулирующая функция цен может проявляться стихийно, как результат игры рыночных сил, но она может осуществляться и целенаправленно посредством прямого или косвенного воздействия государства на цены.

С помощью цен можно стимулировать или сдерживать научно-технический прогресс, повышение качества продукции, экономию материальных, трудовых и других ресурсов, вредное воздействие на окружающую среду и другие процессы.

Функция балансирования спроса и предложения состоит в том, что через цены осуществляется связь между предложением и спросом, производством и потреблением товаров и услуг. При появлении диспропорций в экономике, несоответствии между спросом и предложением равновесие между ними достигается либо увеличением (сокращением) предложения, либо путем повышения (снижения) цены, либо тем и другим способами одновременно (рис. 1). С данной функцией связан перелив капиталов из одних отраслей экономики в другие и внутри отдельных отраслей туда, где норма прибыли более высокая.

Для выполнения ценами распределительной и стимулирующей функций, а также функции балансирования спроса и предложения они должны быть гибкими, подвижными

Функции цен взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в ряде случаев вступают в противоречия. Так, стимулирующая функция цен усиливает функцию балансирования спроса и предложения, способствуя увеличению производства или импорта товаров, пользующихся повышенным спросом.

Qр Q

Рис. 1. Взаимосвязь спроса и предложения

 

Распределительная функция также взаимодействует с функцией балансирования спроса и предложения, способствуя переливу капиталов в те отрасли и секторы экономики, где существует повышенный спрос на определенные товары и услуги.

Учетная функция цен нередко вступает в противоречия со всеми остальными функциями, так как в условиях рынка под воздействием множества коньюнктурных факторов цена часто отклоняется от стоимости товаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.