Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью




Тема 1: Общая характеристика аудиторского контроля

Валитов С.С.

Св. о госрегистрации ДК № 839

Издательство

Валитов Салават Сагадатгареевич

КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

83112, Украина, пр. Жуковского, 2

Тел.: 8(062)305-34-92

Подп. К печати 2005. Формат бумага офсетная.

Отпечатано в типографии

 

 

В 155 Конкурентное право Украины: Учебник. Киев:

 

ISBN 966-8085-59-0

В учебном пособии рассмотрена система правовой защиты экономической конкуренции в Украине. Освещаются состав конкурентного законодательства, правовое положение Антимонопольных органов, структура рынка и состояние конкуренции на нём, запрещённые виды монополистической деятельности, концентрация субъектов хозяйствования, а также организация контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.

Для студентов и преподавателей высших экономических и юридических учебных заведений, предпринимателей, служащих органов власти и управления.

ББК Х 9 (4 УКР) 303

УДК 346.5. (477)

План: 1) Становление и развитие профессии аудитора

2) Сущность и особенности аудита и аудиторской деятельности

3) Виды аудита

4) Типы (варианты) аудита

5) Сопутствующие виды аудиторских услуг

«1»

Понятие «аудита» происходит от латинского audio (слушатель, слушать) и используется с давних пор. Так называли в духовных учебных заведениях успешных учеников, которым доверяли проверку других учащихся. Термин «аудит» так же применяли в периодическом заслушивании владельцами отчета своих управляющих. В понятии «аудит» подчеркнуты доверительные отношения между участвующими сторонами.

В середине XIX в. в Европе с возникновением множества акционерных обществ, которые стремились продать свои акции по курсу разорительных или доверительных покупателей появилась необходимость рассчитывать прибыль, дивиденды, показатели отчетности для воздействия на курс акций. По мнению немецкого юриста Р. Иеринга (1818-1892) АО принесли Европе большее разорение, чем все войны вместе взятые. Одновременно среди бухгалтеров появились те, которых за вознаграждение приглашали акционеры, собственники к проведению специальных расчетов анализа, оценки фин. положения.

Родиной аудита в современном понимании считают Англию, где в 1862 г. был принят закон, по которому ряд компаний обязывали проводить обязательный аудит своей отчетности. Аналогичный закон во Франции был принят в 1867 г., в США в 1937 г. В Германии в 1870 г. было принято дополнение к закону об АО, по которому на общем Собрании акционеров наблюдательные советы должны были докладывать о результатах проверки баланса и отчета о распределении прибыли.

Попытки развития аудита в России неоднократно предпринимались с конца XIX в. Однако, первые аудиторские фирмы появились в 1984-1988 гг. Это было вызвано развитием рыночных отношений и возникновением новых форм организаций (АО, совместные предприятия).

Т.О. основными причинами развития аудита являются:

1) разделение интересов акционеров, собственников, инвесторов и тех, кто занимается управлением компании;

2) многообразие и сложность совершаемых фин.-хоз. операций требует при проверке спец. знаний, навыков, которыми обладают аудиторы;

3) появились понятия «конфиденциальность», «коммерческая тайна». Пользователи фин. отчетности, информации не имеют свободного доступа к данным бух. учета с целью их проверки;

4) для эффективного управления организацией, принятия грамотного управленческого решения необходима качественная, достоверная информация.

Развитие аудита принято разделить на 3 этапа:

1. до конца 60-х гг. XX в. - когда аудит носил подтверждающий характер;

2. с конца 60-х гг. до 70-х гг. ХХ в. – аудит стал системно-ориентированным, при этом к его объектам стали относить процессы управления, процессы и операции контроля, а к инструментам – экспертизу на основе системы внутреннего контроля (СВК);

3. с конца 70-х гг. до наших дней – аудит, базирующийся на различных видах риска, научно-методической базе и системе законодательных норм и правил.

 

«2»

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также аналогичная по составу отчетность, предусмотренная иными федеральными законами.

1. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги ) - предпринимательская деятельность по проведению аудита, оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторской деятельностью в Российской Федерации имеют право заниматься физические лица—аудиторы и юридические лица — аудиторские фирмы, независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

Аудит не заменяет функций органов государственного контроля за работой предприятий, учреждений и организаций.

Главная цель аудита заключается в определении достоверности и правдивости фин. отчетности аудиторский организаций, а также контроле за соблюдением норм и законов хоз. права и налогового законодательства.

Результатом аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Другими словами, аудитор должен дать объективную оценку достоверности, полноты и точности отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и фин. результатов деятельности за определенный период, проверки соответствия принятой на предприятии учетной политики законодательству и нормативным актам и ее соблюдение.

Под достоверностью в аудите понимают степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудитор должен обеспечить разумную уверенность, что проверенная им финансовая (бухгалтерская) отчетность в целом не содержит существенных искажений.

Ограничения, характерные для аудита и влияющие на возможность обнаружения аудитором существенных искажений связаны с тем, что: 1) в процессе аудита применяются выборочные методы проверки и тестирования; 2) работа аудитора основана на его профессиональном суждении; 3) аудиторские доказательства, собираемые аудитором в большей степени являются доводами в подтверждение или опровержение выводов или предположений аудитора и не носят исчерпывающего характера; 4) любые системы бух. учета и внутреннего контроля не являются совершенными.

Кроме подтверждения достоверности отчетности аудиторы в процессе своей деятельности согласно заключенного договора могут решать и другие задачи:

· выявление резервов использования фин. ресурсов;

· разработка предложений по улучшению фин. положения на основе анализа фин.-хоз. деятельности;

· оптимизация затрат;

· постановка, ведение, восстановление бух. учета;

· планирование и оптимизация налогооблагаемых баз и анализ правильности исчисления и уплаты налогов;

· решение бухгалтерских, правовых, управленческих и других вопросов путем консультирования;

· и т.д.

Т.О., понятие «аудиторская деятельность» более широкое и включает проведение аудита, оказание сопутствующих аудиторских услуг и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, а результаты оказания сопутствующих аудиторских услуг зависят от условий договора и могут быть представлены в виде отчетов, рекомендаций, графиков, таблиц, схем и т.д.

Реформирование систем бух. учета и отчетности требует дальнейшего развития аудиторской деятельности и системы ее регулирования. Важнейшим элементом обеспечения качества бух. отчетности является действующий контроль качества. Основой этой системы контроля является аудит как вид независимой проверки бух. отчетности.

Основными предпосылками действенности аудита бух. отчетности являются: 1) качественные стандарты аудиторской деятельности соответствующие международным; 2) четкие правила независимости аудиторов и аудиторских организаций; 3) соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями Кодекса профессиональной этики; 4) единые квалификационные требования к аудиторам; 5) контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций, в том числе и со стороны профессиональных аудиторских объединений; 6) эффективная система гос. надзора за аудиторскими организациями.

Нередко аудит отождествляют с ревизией. Сравнивая аудит и ревизию можно выделить как общие, так и отличительные признаки.

При проведении аудиторских проверок и ревизий применяют 1) одни и те же приемы и методы проверки; 2) единую информационную базу; 3) аудит и ревизия – есть проверка.

Отличие между аудитом и ревизией заключается в целях, практических задачах, характере деятельности, взаимоотношениях с клиентами, условиях оплаты и результатах.

Таблица – Отличительные признаки аудита от ревизии

Признак аудит ревизия
1. Цель Выражение мнения по поводу достоверности фин. отчетности Выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных лиц
2. Характер Предпринимательская деятельность Исполнительская деятельность (выполнение распоряжений)
3.Основа взаимоотношений Добровольное осуществление на основе договоров Принудительное осуществление по распоряжению вышестоящих или гос. органов
4. Управленческие связи Горизонтальные связи (равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним) Вертикальные связи (назначение ревизии и отчет перед вышестоящим органом об исполнении)
5. Принцип оплаты услуг Платит клиент Платит вышестоящий орган или орган, назначивший ревизию
6. Практические задачи Улучшение фин. положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента Сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений
7. Результаты Аудиторское заключение – документ, имеющий юридическое значение для органов гос. власти и судебных органов Акт ревизии – внутренний документ для контролирующего органа, который должен быть передан вышестоящему органу; документ, в котором отмечается все выявленные недостатки

 

В процессе своей деятельности аудиторы вправе осуществлять судебно-бухгалтерские экспертизы. Судебно-бухгалтерская экспертиза в отличие от аудита не может существовать отдельно от уголовного или арбитражного дела. Она проводится по решению судебных органов и направлена на получение источника доказательств. Эксперт-бухгалтер, исследуя совершенные хоз. операции на основе своих знаний, самостоятельно определяет методы исследования и несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Аудитор на условиях заключения договора может быть привлечен к проведению судебно-бухгалтерских экспертиз, т.к. обладает достаточными знаниями в области бухгалтерского учета, финансов и аудита. При этом аудитору должны быть созданы необходимые условия и обеспечена личная безопасность. Участие в проведении судебно-бухгалтерских экспертиз не является основным направлением в деятельности аудитора.

 

«3»

Аудит можно классифицировать по различным признакам:

I. В зависимости от пользователей информации аудит разделяют на 2 вида:

а) внешний

б) внутренний

Внешний аудит проводится внешними независимыми аудиторами и аудиторскими организациями на основе заключенных с клиентом договоров.

Особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку не должны иметь на проверяемом объекте никаких интересов, т.е. не являться учредителями, акционерами, собственниками, руководителями или другими должностными лицами объекта контроля, которые несут ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности, не состоят в родстве и свойстве с руководителями организации и не связаны с ними служебными отношениями.

С другой стороны аудируемая организация также не должна быть связана с аудиторской, т.е. не может являться акционером, учредителем, собственником.

Цель внешнего аудита – подтверждение достоверности финансовой отчетности и установление состояния финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица. На основе договора основная цель может быть дополнена задачами по организации, ведению, восстановлению бух. учета, по планированию и оптимизации налогооблагаемых баз и расчету налогов, по анализу фин.-хоз. деятельности, по решению других вопросов.

Т.О., внешний аудит направлен в первую очередь на защиту интересов собственников организации, акционеров и других пользователей фин. отчетности и фин. информации.

Внешняя аудиторская проверка проводится за определенный проверяемый период и ограничена временными рамками. Она не позволяет оперативно устранить выявленные нарушения.

Результаты внешней аудиторской проверки оформляют в виде аудиторских заключений, отчетов, справок, рекомендаций, проектов.

Внутренний аудит осуществляется специалистами или службой экономического субъекта. Основная задача внутреннего аудита – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит направлен на обеспечение эффективной деятельности экономического субъекта и его структурных звеньев.

В правиле (стандарте) аудиторской деятельности РФ «Изучение и использование работы внутреннего аудита» сказано, что «внутренний аудит – это организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бух. учета и надежности функционирования СВК.

Институтом внутренних аудиторов в США установлено следующее определение: внутренний аудит – это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах.

Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции.

Потребность во внутреннем аудите в первую очередь возникает в крупных компаниях, где руководство не в силах осуществлять постоянный контроль деятельности организации и ее структурных подразделений.

Основные функции внутреннего аудита:

1. Проверка действующей системы бухгалтерского учета, внутреннего контроля и разработка рекомендаций по их улучшению;

2. Проверка оперативной и бухгалтерской информации;

3. Проверка наличия имущества, его состояния и обеспечения условий сохранности;

4. Проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, решений руководства, инструкций;

5. Разработка мер и предложений по устранению выявленных недостатков;

6. Проверка деятельности различных звеньев управления;

7. Расследование случаев злоупотреблений;

8. Оценка используемого программного средства;

9. Работа над специальными проектами;

10. и др.

Функции внутреннего аудита могут выполнять спец. службы или отдельны аудиторы, состоящие в штате экон. субъекта, ревизионные комиссии или ревизоры, привлекаемые для целей внутреннего аудита, сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экон. субъекта, т.к. внутренний аудит подчиняется и представляет отчеты, назначившему его руководству и (или) собственнику.

Наличие службы внутреннего аудита в организации повышает степень доверия к отчетности клиента со стороны внешних аудиторов. Они при планировании проверки изучают работу внутренних аудиторов, оценивают её и принимают решение об использовании её результатов и порядке взаимодействия со службами внутреннего аудита.

II. По отношению к требованиям законодательства различают:

а) обязательный аудит

б) инициативный аудит

 

 

Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бух. учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основная цель: проверка и подтверждение законности хоз. операций, правильности их отражения в учете и достоверности фин. отчетности субъектов, попадающих под обязательный аудит.

Согласно ст.5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат следующие группы экон. субъектов:

Таблица 1 - Экономические субъекты, подлежащие обязательной ежегодной аудиторской проверке

Критерий Субъекты
1.Организационно- правовая форма Открытое акционерное общество
2.Вид деятельности · Кредитные организации; · бюро кредитных историй; · страховые организации и общества взаимного страхования; · товарные,валютные и фондовые биржи; · Акционерные инвестиционные фонды; · Негосударственным пенсионным или иным фондом · Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг · Управляющие компании акционерного инвестиционного фонда,паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда(за исключением гос.внебюджетных фондов
3.Финансовые показатели деятельности · Объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления,государсвенных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей; · Или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 миллионов рублей;.

 

· 4. Если организация(за исключением органа государственной власти, органов местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную)бухгалтерскую(финансовую)отчетнось.

Обязательные аудиторские проверки стали проводить начиная с годового отчета за 1995 г. Обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации.

Заключение договоров для проведения обязательного аудита в организациях, в уставных и складочных капиталах которых доля гос. собственности или собственности субъекта РФ не менее 25 %, проводится по результатам открытого конкурса, порядок проведения которого утверждается Правительством РФ.

Если финансовая отчетность аудируемых лиц содержит сведения, являющиеся государственной тайной, то аудиторскую проверку отчетности таких организаций вправе осуществлять аудиторские фирмы, в уставном капитале которых нет доли иностранных инвесторов и имеющие соответствующее разрешение.

Расходы по проведению обязательного аудита включаются в затраты организации.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению клиентов. Основная цель – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, в проведении анализа фин. состояния, а так же оказание помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, подготовка к обязательному аудиту.

Инициативный аудит можно проводить в качестве подготовки и проведения обязательного аудита.

 

«4»

В теории аудита различают варианты аудита в зависимости от признака лежащего в основе его проведения:

1) по виду объектов аудита (аудируемых лиц):

А) банковский

Б) аудит страховых организаций (страховой)

В) аудит бирж

Г) аудит инвестиционных фондов

Д)общий аудит

2) по периодичности осуществления:

А) первоначальный

Б) периодический (повторяющийся)

Первоначальный аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данной организации впервые. Такой аудит связан с большим риском и трудоемкостью, так как у аудиторов отсутствуют сведения о клиенте и его особенностях.

Периодический аудит - проведение проверки аудитором или аудиторской фирмой в данном экономическом субъекте повторно или периодически на основе заключаемых договоров. Такой аудит основан на знаниях специфики клиента и принадлежащем осуществлении предпочтителен не только для аудиторов, но и для самого клиента. Клиент в результате такой проверки может получить более точную всестороннюю и квалифицированную информацию. Существует так же и недостатки такого аудита, так как внимание аудитора может быть несколько притупившимся, поэтому необходимо периодически менять группы аудиторов.

3) по назначению:

А) аудит бух. отчетности - проверка отчетности экономического субъекта с целью вынесения заключения о её соответствии установленным критериям и общепринятым правилам ведения бухгалтерского учета

Б) аудит на соответствие - проверка соблюдения в процессе финансово-хозяйственной деятельности установленных норм, законодательных актов, инструкций и т. п. Кроме того, аудит на соответствие может быть проведен в отношении персонала организации со стороны администрации или по заказу собственников, акционеров на предмет их соответствия занимаемой должности, а также для проверки соблюдения администрацией норм управления согласно Уставу.

 

В) операционно - управленческий - проверка функционирования отдельных подразделений организации для оценки их эффективности, надежности, значимости в целях управления

Г) налоговый аудит - проверка правильности взаимоотношений организации с налоговыми органами по уплате налогов и др. обязательных платежей

Д) специальный (технический, экологический и др.)

4) по характеру проверки:

А) подтверждающий аудит - основан на проверки и подтверждении каждой хозяйственной операции бух. документов и отчетности

Б) аудит базирующийся на риске - выборочная проверка, которая в основном сконцентрирована на тех областях деятельности организации, где вероятность наличия ошибок, пропусков, недостатков более высокая. При такой проверке задача аудитора заключается в правильном определении рисков для предприятия (аудируемого лица). Такие проверки позволяют сократить время, материальные затраты и получить приемлемый результат.

В) системно-ориентированный аудит – выборочная проверка, которая основана на глубоком предварительном анализе системы внутреннего контроля (СВК). По мнению аудитора, если СВК эффективна, то вероятность ошибок в данных бух. учета и отчетности не значительна и нет необходимости проводить более детальную проверку.

 

«5»

Аудиторы в рамках своей предпринимательской деятельности кроме осуществления аудиторских проверок вправе оказывать сопутствующие аудиту услуги (САУ), перечень которых устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности (ст.1 п.4).

Прежним Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" был предусмотрен запрет для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг [2, ст. 1]. При этом под сопутствующими аудиту услугами понимались:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- управленческое консультирование;

- правовое консультирование;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение маркетинговых исследований и др.(по старому)

В новом Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно:

- аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;

- сопутствующие аудиту услуги. Под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в Федеральных правилах (стандартах):

N 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;

N 31 «Компиляция финансовой информации»";

N 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

- прочие услуги,связанные с аудиторской деятельностью

Характеристика САУ:

- согласованные процедуры - это действия, совершаемые аудитором, которые были предварительно согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом;

- компиляция (от лат. compilatio, буквально - кража, грабеж)финансовой ин формации - в определенном смысле означает литературную работу, сочинение (научное или учебное), составленные по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований. В данном случае аудитор использует сведения финансового характера (чаще всего - данные бухгалтерского учета) для сбора, классификации и обобщения с целью составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, при этом собственного мнения не выражает;

- обзорная проверка - в общем смысле означает поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. По существу, это экспресс-аудит, связанный с наименьшими трудозатратами на проведение проверки, целью которого является выявление потенциально рисковых и опасных областей, которые могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности. Применение простейших аудиторских процедур (запросы, разъяснения аудируемого лица) позволяет существенно сократить продолжительность проверки, в то же время уверенность (надежность) полученных результатов закономерно снижается.

Аудиторская организация не имеет право проводить обязательные аудиторские проверки в экономическом субъекте в течении 3-х лет с момента оказания ему услуг,не совместиммых с обязательным аудитом.

 

«6 «

 

Прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами:

- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

- оценочная деятельность;

- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

 

Тема 2: Организация аудиторской деятельности в Российской Федерации

План: 1) Нормативное регулирование аудиторской деятельности РФ

2) Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в РФ

3) Образование и аттестация аудиторов

4) Саморегулируемая организация аудиторов

5) Профессиональная этика аудиторов

6) Права и обязанности аудиторов и аудиторских организаций

7) Права и обязанности аудируемых лиц

8) Ответственность аудиторов, аудиторских организаций

9) Внешний контроль качества аудита

10) Внутрифирменный контроль качества аудита

«1»

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России находится на этапе становления, что обусловлено проведением организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в соответствии с ФЗ.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 5 уровней:

Таблица 1 - Система нормативного регулирования аудита в Российской Федерации

Уровни Документы Органы, принимающие документы
I уровень Федеральные законы, кодексы, указы Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Государственная Дума РФ, президент РФ
II уровень Постановления, приказы Президент РФ, Правительство РФ, Минфин РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности
III уровень Федеральные стандарты аудиторской деятельности Правительство РФ, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
IV уровень Внутренние стандарты Профессиональные аудиторские объединения
V уровень Внутрифирменные стандарты Аудиторские организации

 

1 уровень Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30,122008г. № 307 ФЗ. ФЗ является основным законодательным актом, регулирующим аудиторскую деятельность. Он определил место аудита как равноправного и необходимого элемента фин.-хоз. деятельности. В законе установлено понятие аудита, аудиторской деятельности, определена цель, задачи, сформулированы требования, предъявляемые к аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц. В законе дано определение обязательного аудита и установлены критерии его проведения. Закон определил понятие конфиденциальности, аудиторской тайны и установил ответственность за ее несоблюдение. Законом установлен порядок регулирования аудита в РФ.

2 уровень Документы, которые разрабатываются на основе Федерального Закона: постановления, приказы Президента, Правительства, Министерства финансов, которые дополняют и разъясняют отдельные вопросы аудиторской деятельности.

3 уровень Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности, основное назначение которых заключается в установлении единых норм аудиторской деятельности, которые должны быть однозначно приняты всеми сторонами финансово-хозяйственной отношений, включая Арбитражный суд.

В стандартах содержатся основные правила проведения проверки и составления аудиторского заключения.

С их помощью аудитор может определить порядок проведения, методику исходя из конкретных ситуаций.

В настоящее время наравне с федеральными стандартами аудиторской деятельности работают правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые до принятия ФЗ.

4 уровень Внутренние стандарты (правила) Профессиональных аудиторских объединений(саморегулируемых организаций аудиторов), которые обязательны для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не должны им противоречить.Стандарты СОА:

1.определяют требования к аудиторским процедурам,дополнительные к требованиям,установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности,если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2.не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности

3.не должны создавать препятствия осуществления аудиторкими организациями,индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности

4.являются обязательными для аудиторских организаций,аудиторов,являющихся членами указанной СОА.

К этому уровню также относятся отраслевые нормативные документы, регламентирующие порядок аудиторских проверок в соответствующих отраслях (направлениях).

5 уровень Внутрифирменные аудиторские стандарты, которые разрабатываются аудиторскими организациями и аудиторами самостоятельно. Они необходимы для технической реализации требований федеральных стандартов.

Внутрифирменные стандарты призваны обеспечить единый контроль в проведении аудиторской проверки в данной аудиторской форме. Внутрифирменные стандарты, как правило, носят конфиденциальный характер, т.к. содержат прогрессивную методику и рациональные способы организации аудиторской деятельности.

 

«2»

Согласно федеральному закону на гос. уровне регулированием аудиторской деятельности занимается уполномоченный федеральный орган, которым сейчас является Министерство финансов РФ.

В рамках Министерства финансов создан департамент организации аудиторской деятельности, который выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и организует осуществление единой гос. политики в области аудита

2) обеспечивает формирование законодательной, нормативной и методологической базы аудита

3) организует разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности и представляет их на утверждение Правительству

4) организует систему подготовки,аттестации и повышения квалификации аудиторов

 

5) определяет перечень учебно- методических центров по аудиту

6) осуществляет систему контроля за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами требований федеральных стандартов и стандартов СОА

7) осуществляет аккредитование профессиональных аудиторских объединений

8) осуществляет контроль за соблюдением требований ФЗ «Об аудиторской деятельности»

9) ведет государственные реестры саморегулируемых организаций аудиторов,а также контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций

10) определяет порядок и сроки отчетности аудиторов, аудиторских организаций

11) проводит анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ

При Министерстве финансов образован совет по аудиторской деятельности с целью обеспечения общественных интересов в ходе осуществления аудиторской деятельности.

Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) рассматривает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; и рекомендует их к утверждению МФ РФ;

3) одобряет порядок разработки проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности,а также кодекс профессиональной этики аудиторов;

4) оценивает деятельность СОА по осуществлению внещнего контроля качества работы аудиторских организаций,аудиторов и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности;

5)вносит на рассмотрение МФ РФ предложения о порядке осуществления им внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;

6) рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности и вносит соответствующие предложенияна рассмотрение МФ РФ;

8) осуществляет в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности» и положением о совете по аудиторской деятельности иные функции,необходимые для поддержания высокого профессионального уровня аудиторской деятельности в общественных интересах;

 

Состав Совета утверждается руководителем уполномоченного федерального органа.

 

«3»

Аттестация аудиторов осуществляется в соответствии с ФЗ и временным порядком аттестации аудиторов на право осуществления аудиторской деятельности. Аттестацию проводят для обеспечения профессионального выполнения аудитором своих обязанностей и проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельности. Аттестация проводят в форме квалификационного экзамена на базе специально определенных учебно-методических центров (УМЦ).

Для проведения аттестаций были образованы Центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии (ЦАЛАК), функции которых с 2001 года передали Совету по аудиторской деятельности при Минфине РФ.

К аттестации допускаются лица, которые имеют:

1) высшее экономическое и (или) юридическое образование, подтвержденное дипломом гос. образца;

2) стаж работы не менее 3х лет в качестве бухгалтера, экономиста, ревизора, помощника аудитора, научного сотрудника и т.п.(не менее 2 лет стажа из 3 должно приходится на работу в аудиторской организации).

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с лишением права заниматься в сфере фин.-хоз. взаимоотношений и занимать определенную должность.

По итогам квалификационного экзамена выдают аттестаты следующих направлений:

1) в области общего аудита;

2) в области аудита бирж, и инвестиционных институтов

3) в области аудита страховых организаций

4) в области банковского аудита

Типовая форма квалификационного аттестата аудита утверждена Приказом МинФина РФ от 25.04.2002 г. № 34н «Об утверждении формы бланка квалификационного аттестата аудитора».

 

Квалификационный экзамен по отдельным направлениям аудита проводится 1 раз в месяц во всех учебно-методических центрах одновременно.

Дату утверждает МинФин, о чем сообщает претенденту не менее чем за 5 дней.

МинФин утверждает программу проведения квалификационных экзаменов, формирует составы экзаменационных комиссий, формирует и утверждает для каждого УМЦ индивидуальный комплект предметов и тестов, рассматривает результаты квалификационных экзаменов после их проверки Советом по аудиторской деятельности и принимает решение о выдачи аттестата, организует проверки правильности проведения экзаменов, обеспечивает сохранность письменных работ и протоколы экзаменационных комиссий в течение 3-х лет.

Претенденты для допуска к сдачи квалификационного экзамена должны представить в УМЦ заявление, заверенную копию диплома, заверенную копию трудовой книжки, копию платежного документа об оплате, копию свидетельства по постановке на учет налоговых органов для индивидуальных аудиторов.

На основе документов в УМЦ формируются списки, которые передают для проверки в МинФин.

В комплекс экзаменов входят вопросы по следующим дисциплинам:

- бухгалтерский учёт и отчётность;

- право;

- финансы;

- налоги;

- аудит.

Экзамен проводится в 3 этапа:

1. тестирование;

2. устно-письменная работа по праву, финансам, налогам;

3. устно-письменная работа по бухгалтерскому учёту и отчётности, аудиту и практическая задача по аудиту.

При решении тестов в подготовке ответа запрещено пользоваться нормативно-справочными материалами.

Претенденты до сдачи квалификационного экзамена могут пройти специальную подготовку по очной или заочной форме.

Срок действия квалификационного аттестата аудитора, но каждый аудитор имеющий квалификационный аттестат обязан ежегодно проходить повышение квалификации по программам, утвержденными аудиторскими организациями (в год не менее 20 часов, за 3 года не менее 120 часов.)

СО А ведет гос. реестры выданных квалификационных аттестатов.

Квалифицированный аттестат аудитора может быть аннулирован, если:

1.- для его получения были представлены подложные документы

2.- аудитором нарушены принципы независимости и соблюдения конфиденциальности информации

3.- неоднократно установлены нарушения аудитором требований ФЗ и стандартов

4.- установлен факт подписания заведомо ложного аудиторского заключения

5.- аудитор в течение 2-х лет подряд ни занимается аудиторской деятельностью

6.- аудитор нарушил требование ежегодного повышения квалификации

7.- вступил в силу приговор суда, согласно которому аудитор лишается права заниматься аудиторской деятельностью

8.- уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

«4»

Законом N 307-ФЗ установлено обязательное требование для аудиторов и аудиторских организаций о членстве в одной из саморегулируемых организаций аудиторов. На данные объединения возложены функции по повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган (п. 1 ст. 21 Закона N 307-ФЗ).

Саморегулируемая организация аудиторов (СОА) - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности (п. 1 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

СОА приобретает свой статус с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.

СОА не может быть членом другой саморегулируемой организации (п. 9 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов должна:

· объединять не менее 700 физических лиц или не менее 500 аудиторских организаций;

· утвердить правила осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов и кодекс профессиональной этики аудиторов;

· создать специализированный орган, который контролирует работу членов саморегулируемой организации аудиторов;

· сформировать компенсационный фонд для обеспечения дополнительной имущественной ответственности своих членов перед потребителями аудиторских услуг. Формирование фонда и размещение средств фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (п. 14 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

· разрабатывать и утверждать стандарты саморегулируемой организации аудиторов;

· участвовать в разработке проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и бухгалтерской отчетности;

· организовывать обучение аудиторов по программам повышения квалификации;

· принимать меры дисциплинарного взыскания в случае выявления нарушений, допущенных членами саморегулируемой организации аудиторов;

· участвовать в деятельности единой аттестационной комиссии.

Руководители саморегулируемой организации аудиторов могут совмещать функции управления с аудиторской деятельностью (п. 11 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). Независимые члены постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов должны составлять не менее одной пятой числа членов этого органа.

Саморегулируемая организация аудиторов имеет право установить в отношении своих членов дополнительные требования, нормы профессиональной этики и меры ответственности за допущенные нарушения, помимо тех, которые предусмотрены Законом "Об аудиторской деятельности" (п. 6 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). О дополнительных требованиях и дополнительных нормах профессиональной этики саморегулируемые организации обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган (пп. 3 п. 7 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

В случае изменения сведений о саморегулируемой организации аудиторов она должна сообщить об этом в уполномоченный федеральный орган в срок не позднее семи рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения этих изменений (пп. 2 п. 7 ст. 17 Закона N 307-ФЗ). В срок не позднее десяти рабочих дней саморегулируемая организация аудиторов должна ответить на запрос уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности (пп. 6 п. 7 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

Кроме того, саморегулируемая организация аудиторов должна:

· сообщать в уполномоченный федеральный орган сведения о выполнении членами саморегулируемых организаций аудиторов требования о повышении квалификации аудиторов;

· представлять в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации, регулирующих аудиторскую деятельность. Порядок, сроки и форму такого отчета определит уполномоченный федеральный орган.

Представители уполномоченного федерального органа и совета по аудиторской деятельности вправе присутствовать на собраниях (заседаниях) органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов, а также на иных проводимых ею мероприятиях (п. 8 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).

Саморегулируемая организация аудиторов должна ежегодно проходить обязательную аудиторскую проверку. Для проведения проверки следует привлекать аудиторскую организацию, которая является членом другой саморегулируемой организации аудиторов (п. 13 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.236 сек.