Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: Стандарты аудиторской деятельности




План: 1) Сущность стандартов аудита и их значение

2) Международные стандарты аудита (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

3) Российские стандарты аудита

«1»

Стандарты аудита занимают важное место в аудиторской деятельности.

Аудиторские стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко применяются во всем мире, т.к. позволяют формировать наиболее объективно мнение аудитора по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бух. учета и формирования отчетности. Кроме того, аудиторские стандарты позволяют устанавливать единые критерии для сравнения качества аудиторских проверок и результатов аудиторской деятельности.

Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки. Единообразие аудиторской деятельности необходимо, т.к. существует множество методик в аудиторской практике, которые трудно сопоставить.

Стандарты аудита определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, составления аудиторского заключения и самому аудитору.

Изменение экономической ситуации соответственно требует внесения изменений в аудиторские стандарты, т.к. стандарты должны максимально удовлетворять потребности потребителей и пользователей финансовой отчетности.

На основе стандартов аудита разрабатываются программы подготовки аудиторов и формируются основные требования к проведению квалификационных экзаменов.

Стандартами аудита руководствуются в суде при доказательстве качества работы аудитора и определении меры его ответственности.

Стандарты аудита устанавливают общий подход к проведению аудиторской проверки, масштабы аудита, виды отчетов аудитора, методологию аудита, а также базовые принципы, которые должны соблюдать все аудиторы независимо от условий проверки.

Если аудитор в своей практике отступает от требований стандарта, он должен быть готов обосновать причину своих действий.

Значение стандартов аудита заключается в том, что они обеспечивают высокое качество аудиторских проверок, позволяют пользователям, клиентам понять процесс аудиторской проверки, содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, прогрессивных методик, обеспечивают поддержание общественного имиджа профессии аудитора, обеспечивают взаимосвязь между отдельными этапами проверки.

С развитием транснациональных корпораций, интеграции и преобразованием аудиторских фирм в крупные международные группы, возникла потребность в унификации аудита.

В целом проблемы, связанные с аудиторской деятельностью практически одинаковы во всем мире. При разработке какого-либо вопроса всегда выясняют, сталкивались ли с аналогичной проблемой в других организациях, разрабатывающих стандарты, и пути ее решения.

В настоящее время различают три группы стандартов аудита:

1. международные

2. национальные

3. внутренние.

«2»

 

Необходимость в разработке стандартов аудита на международном уровне была обусловлена интеграционными процессами в сфере экономики разных стран и, соответственно, объединением отдельных аудиторских организаций в международные группы.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются международный комитет по аудиторской практике, действующий в рамках МФБ.

В основу МСА положены следующие концептуальные положения:

1. Финансовая отчетность – основной источник информации для внешних пользователей она должна соответствовать международным и (или) национальным стандартам финансовой отчетности.

2. Понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг отличаются. К сопутствующим услугам аудита относятся услуги по обзору, подготовке информации, согласованным процедурам. Услуги по налогообложения, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам как сопутствующие не рассматриваются.

3. Выражение аудитором мнения в отношении достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для пользования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уверенность аудитора определяется на основе результатов проведенных процедур. Задача аудитора – обеспечить высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, представленная для проверки, не содержит существенных искажений

4. Абсолютная уверенность аудитора недостижима, т.к. аудитор проводит тестирование в любой системе бухгалтерского учета и контроля определенные ограничения; аудитор высказывает собственное суждение.

5. Аудитор формирует мнение о достоверности финансовой информации в отчете. Если отчет отсутствует, то 3-и лица не вправе считать аудитора ответственным за содержание финансовой информации.

МСА способствует развитию профессии аудитора, но их применение в разных странах неодинаково по причине различных экономических, политических условий, исторических особенностей, традиций, разнообразия учетных систем. В наиболее развитых странах (США, Канаде, Великобритании, Германии и т.д.) действуют НСА, а МСА принимаются к сведению. В таких странах, как, Кипр, Малайзия, Нигерия, принято решение не разрабатывать НСА, а полностью принимать и использовать МСА. 3–я группа стран (Австралия, Бразилия, Голландия, Индия, Россия и др.) на основе МСА разрабатывали собственные НСА с учетом своих особенностей.

МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, МСА применяют при аудите другой информации и оказании услуг. В предисловии к МСА сказано, что их следует применять только к существенным аспектам, что дает возможность использовать национальные нормативные акты, регулирующие аудиторскую, финансовую и другую информации в каждой отдельной стране.

 

«3»

В России национальные правила (стандарты) разрабатываются на основе международных. Двойное название Российских правил (стандартов) подчеркивает их преемственность с международными и схожесть по многим вопросам.

В ФЗ определены сущность, место и роль стандартов аудита в регулировании аудиторской деятельности. В соответствии с законом правила (стандарты) ауд. деят-ти устанавливают единые требования к порядку осуществления аудиторских проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг, оформлению результатов, оценки качества аудита, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

В России стандарты аудита подразделяются на 3 группы:

1. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

3. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Они обязательны для всех участников аудиторской деятельности, за исключением тех правил, которые носят рекомендательный характер.

В настоящее время в России принято 34 стандарта. Кроме того, на уровне национальных стандартов, помимо федеральных, т.е. принятых после выхода ФЗ, действуют стандарты, принятые до выхода ФЗ, которые применяются в части, не противоречащей законодательству. Обе группы правил разработаны в соответствии с МСА.

Федеральные правила более приближены к международным, т.к. они содержат соответствующие ссылки и похожи с МСА по своей структуре и содержанию.

Таблица 1 - Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Наименование стандарта Постановление Правительства РФ
  Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности от 07.10.2004, № 532
  Документирование аудита
  Планирование аудита
  Существенность в аудите
  Аудиторские доказательства
  Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
  Контроль качества выполнения заданий по аудиту от 19.11.2008, № 863
  Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
  Связанные стороны
  События после отчетной даты от 07.10.2004, № 532
  Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
  Согласование условий проведения аудита
  Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
  Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита
  Понимание деятельности аудируемого лица - Утратило силу от 19.11.2008, № 863
  Аудиторская выборка от 07.10.2004, № 532
  Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях от 16.04.2005, № 228
  Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
  Особенности первой проверки аудируемого лица
  Аналитические процедуры
  Особенности аудита оценочных значений
  Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника от 19.11.2008, № 863
  Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица от 16.04.2005, № 228
  Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами от 25.08.2006, № 523
  Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
  Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
  Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
  Использование результатов работы другого аудитора
  Рассмотрение работы внутреннего аудита
  Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
  Компиляция финансовой информации
  Использование аудитором результатов работы эксперта от 22.07.2008, № 557
  Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
  Контроль качества услуг в аудиторских организациях

 

Стандарты 2 группы разрабатывались в период становления нормативной базы аудита и поэтому значительно отличаются от международных аналогов. В них были сформулированы не только общие принципы аудита, но и практические рекомендации, которые рассмотрены в Положении по международной аудиторской практике.

Профессиональные аудиторские объединения имеют право принимать для своих членов внутренние стандарты, если это предусмотрено Уставом объединения. Требования таких стандартов не должны противоречить требованиям федеральных стандартов, кроме того, они не должны быть ниже требований Российских стандартов.

Аудиторские организации и аудиторы в соответствии с требованиями законодательства, а также стандартов вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы. Однако некоторые стандарты, касаемые планирования, документирования, составления рабочей документации, аудиторского заключения являются обязательными.

Для обеспечения единого подхода к проведению аудиторской проверки в аудиторской организации должны быть разработаны внутренние стандарты аудита, которые не должны противоречить федеральным и быть ниже их по требованию или международным, если аудиторская проверка проводится по МСА.

Наличие системы внутренних стандартов в аудиторской организации является показателем профессионализма ее деятельности.

Внутренние стандарты разрабатываются в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации».

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными в каждой аудиторской организации. Их содержание в большинстве случаев – это закрытая информация. Внутренние стандарты должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определять четкий порядок своих действий по выполнению требований стандартов и повышению качества аудиторской проверки.

Как правило, внутрифирменные стандарты аудита детализируют национальный и международный стандарты. Они доводят общепринятые требования до уровня конкретных методик и конкретных указаний исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в пределах аудиторской организации и обеспечивают урегулирование отдельных вопросов, связанных с проверкой и потенциальных конфликтов.

Применение внутрифирменных стандартов позволяет соблюдать:

1) требования вышестоящих стандартов проведения проверки;

2) сделать технологию и организацию проведения аудита рациональной;

3) снизить трудоемкость аудиторской проверки;

4) обеспечить контроль за работой ассистентов аудитора;

5) способствовать снижению аудиторского риска;

6) содействовать соблюдению аудиторами профессиональной этики и детализировать поведение аудиторов в конкретных ситуациях.

Внутрифирменные стандарты могут быть объединены по своему назначению в отдельные группы: общие положения, порядок проведения аудита, порядок формирования выводов и заключений, порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, стандарты по образованию и подготовки кадров, специализированные стандарты.

Аудиторские организации самостоятельно должны устанавливать перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.

Внутренние стандарты должны быть разработаны с учетом их актуальности и отвечать следующим требованиям:

1. целесообразность

2. преемственность и не противоречивость. Каждый последующий стандарт должен основываться на ранее принятом и обеспечить согласованность и взаимосвязь.

3. логическая стройность, т.е. не должны быть четкие формулировки, целостность и ясность изложения

4. полнота и детализация, т.е. в стандарте излагаемая проблема должна быть полностью рассмотрена и конкретизирована по отдельным вопросам

5. единство терминологической базы, т.е. все термины должны одинаково толковаться

Для удобства использования внутренние стандарты должны иметь свои реквизиты: номер, дату ввода в действие, название, дату и указание лица, утвердившего стандарт, преемственность, сферу применения.

В дополнение к внутренним стандартам могут быть разработаны приложения в виде инструкций, методик и т.п., которые предназначены для дополнительных разъяснений отдельных положений внутренних стандартов.

В аудиторской организации должен быть организован контроль за соблюдением требований внутренних стандартов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.