Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление на основе предвидения изменений




Тема 23 Стратегическое и оперативное управление организацией

 

Считается, что в развитии менеджмента можно выделить три этапа.

1. Конец XIXв. — 1920-е гг. В этот период рыночный спрос на большинство видов продукции был устойчив и предсказуем. Это гарантировало стабильность производства постоянного ассортимента продукции. Безраздельно господствовала контрольная модель управления, нацеленная на неукоснительное соблюдение стандартов и правил, текущий контроль технологических процессов, сбыта, поставок, предотвращении сбоев.

2. 1920—1970-е гг. В экономике стала нарастать нестабильность, но будущее еще оставалось предсказуемым на основе методов экстраполяции, статистических и математических моделей. Сформировалась плановая модель управления, нацеленная на создание и реализацию долгосрочных и текущих планов и допускающая их корректировку с учетом изменения ситуации.

3. С 1970-х гг. наступил период нестабильности рыночной среды, обусловленной непредсказуемостью хозяйственной жизни. Ответом на такую ситуацию стало появление стратегического управления (этот термин был введен на рубеже 1960—70-х гг., чтобы обозначить различия между управлением на уровне предприятий, осуществлявшимся прежними способами, и управлением на уровне фирмы).

Таким образом, в принципе, можно говорить о трех моделях управления:

• рациональном управлении в спокойной среде;

• управлении в условиях динамичного рынка;

• приспособлении к спонтанно и неожиданно возникающим проблемам и угрозам.

Стратегическое управление ориентировано на поиск новых возможностей

в конкурентной борьбе и обеспечение на этой основе перспективной выживаемости фирмы. В его рамках текущие действия организации направляются на подготовку к грядущим изменениям. Для этого конкретизируются и реализуются стратегии, выработанные в рамках стратегического планирования, нацеленные на развитие потенциала фирмы, захват рынков, осуществление инноваций и т. д.

Таким образом, речь идет о действиях в настоящем, предопределяющих будущее, а не действиях в будущем. Кроме того, в рамках стратегического управления происходит определение способов реакции фирмы на текущие изменения в среде.

Специфика стратегического управления определяется тем, что на первый план выделяется проблема развития, протекающего не равномерно, а с определенными «перегибами», «разрывом непрерывности», в условиях непредсказуемо меняющейся внешней среды.

Это требует от людей предпринимательского типа поведения, деловитости, энтузиазма, компетентности, умения ставить цели, организовать дело в соответствии с ними, гибкости, адаптивности.

Поэтому стратегическое управление, где отсутствуют рутинные процедуры и конкретные указания, а имеются лишь рекомендации общего характера, есть симбиоз интуиции и искусства.

Основными принципами стратегического управления являются:

1) ориентация на миссию организации, ее глобальные качественные цели, конкурентоспособность;

2) упорядочение среды, сегментация рынка и выбор приоритетов, как основа выработки стратегии;

3) комплексность, предполагающая, что окружающая среда и фирма едины. Этот принцип реализуется при разработке основных целей и задач, программы реализации стратегий;

4) научность, базирующаяся на глубоком и всестороннем анализе внешнего окружения и потенциала фирмы.

Исторически первая форма стратегического управления — выбор стратегических позиций на основе предвидения изменений, сводилась к выполнению стратегических планов, предвосхищавших их.

В ее рамках с целью обеспечения конкурентных преимуществ происходит преобразование общей структуры организации, системы управления ею; изыскиваются и перераспределяются на решающие направления необходимые материальные, людские и информационные ресурсы; проводятся мероприятия по ослаблению и преодолению сопротивления изменениям со стороны части коллектива. Опыт западных фирм показал, что большинству из них такой вид стратегического управления оказался не по плечу:

• из-за преобладания традиционных способов работы или, наоборот, излишней

рискованности;

• из-за неспособности по-новому распределять права и обязанности участников;

• из-за сопротивления персонала;

• из-за неспособности моделировать будущее;

• из-за отсутствия надежных методов реализации долгосрочных стратегий и неготовности менеджеров претворить их на практике.

Поэтому такая модель стратегического управления оказалась своего рода идеологией организационного развития, так и не вышедшей за стены кабинетов высшего руководства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.