Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление экономической сферой

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. В них должны принимать участие члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. Такая проверка должна осуществляться до открытия складов, кладовых. По окончании контрольной проверки составляется акт.

При отсутствии виновных лиц суммы недостач сверх норм естественной убыли списываются в дебет счета «Прочие доходы и расходы» с кредита счета «Недостачи и потери от порчи цен­ностей».

Списание недостач в пределах норм естественной убыли

Недостачи товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли списываются на счета затрат.


Сч. «Недостачи и потери от порчи ценностей»   Сч. «Общепроизводственные расходы»
Д-т К-т   Д-т К-т
Сумма недостач и превышение недостач над излишками в пределах норм естественной убыли      
    Сч. «Общехозяйственные расходы»
    Д-т К-т
в пределах норм естественной убыли      
           

 

3.6 Технология обработки учетной информации

3.6.1 Учетные регистры

 

 

Хозяйственные операции, регистрируемые в бухгалтерском учете, после проверки и таксировки первичных учетных документов, переноса в сводные документы (если это необходимо) обобщаются в специальных таблицах в установленной последовательности. Таблицы определенной формы, выбранные организацией самостоятельно или исходя из учетной практики и приспособленные для регистрации бухгалтерских записей и разноски по счетам, называются учетными регистрами.

Учетные регистры служат важным средством систематизации и накапливания информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и отражения на счетах синтетического и аналитического учета. Данные о хозяйственных операциях в первичных учетных документах, сгруппированные по определенным признакам, позволяют получить необходимые учетные показатели и сведения, используемые для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запись хозяйственных операций в учетных регистрах называется учетной регистрацией.

Возможны два варианта формирования учетных регистров:

1) данные сгруппированных по однородным признакам первичных учетных документов непосредственно по мере их поступления в бухгалтерию записываются в учетные регистры;

2) данные сгруппированных по однородным признакам первичных учетных документов в течение текущего месяца накапливаются, а по его окончании используются для заполнения регистров аналитического и синтетического учета.

Первый вариант характерен для регистров учета движения денежных средств в кассе и на расчетных и валютных счетах в банках. Так, для учета кассовых операций ежедневно на основании отчета кассира с приложенными к нему расходными документами заполняется учетный регистр - журнал-ордер N 1, составляемый по кредиту счета 50 "Касса". Учетным регистром по дебету сч. 50 "Касса" является ведомость N 1, где также ведутся ежедневные записи по данным отчета кассира.

Второй вариант формирования учетных регистров используется для заполнения регистров синтетического и аналитического учета:

- издержек производства - журнала-ордера N 10 по кредиту счетов 02 "Амортизация основных средств", 05 "Амортизация нематериальных активов", 10 "Материалы", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и других, а также ведомостей N 12 "Ведомость учета затрат цехов", N 14 "Ведомость учета потерь в производстве", N 15 "Ведомость учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и коммерческих расходов" по дебету этих же счетов;

Учетные регистры разделяются на несколько групп, признаки которых представлены на рис. 1.

 

Классификация учетных регистров

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки классификации учетных регистров │

└───────────────────────────────────────────────────────────┘

││ ││ ││

/ / /

┌───────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌───────────────────┐

│ Характер │ │ Объем │ │ Внешний │

│ бухгалтерских │ │ содержащихся │ │ вид │

│ записей │ │ сведений │ │ регистров │

└───────────────────┘ └───────────────────┘ └───────────────────┘

 

Рис. 1

 

По характеру бухгалтерских записей учетные регистры разделяются на хронологические и систематические. Деление обусловлено тем, что для реализации требований к бухгалтерскому учету (точности, достоверности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности и других) хозяйственные операции должны быть зарегистрированы как в хронологической последовательности, так и в системе счетов бухгалтерского учета. По данным таких записей организуется контроль правильности отражения учетной информации.

Хронологические регистры используются для учета фактов хозяйственной деятельности в хронологической последовательности, т.е. по мере их поступления для бухгалтерской регистрации. Записи в них производятся без разности по счетам синтетического и аналитического учета.

Когда бухгалтерские проводки выполняются в первичных учетных документах, в мемориальных ордерах, хронологические регистры выполняют контрольную функцию. По их данным рассчитываются итоговые суммы по совокупности бухгалтерских проводок для сверки сумм, разнесенных по счетам бухгалтерского учета. Так, итог регистрационного журнала хозяйственных операций за отчетный месяц должен быть равен итогу дебетового и кредитового оборотов в оборотной ведомости по счетам синтетического учета, составленной за этот же период.

Видами хронологических регистров являются журнал регистрации хозяйственных операций за отчетный год, регистрационный журнал при мемориальной форме бухгалтерского учета, журнал учета продаж, книга учета депонентов и др.

Систематические регистры предназначены для группировки хозяйственных операций, являющихся однородными по экономическому содержанию. Они предназначены для записей как в синтетическом, так и аналитическом разрезах. Примером систематического регистра по счетам синтетического учета служит оборотная ведомость по счетам синтетического учета, главная книга, журналы-ордера и др. Для учета данных по счетам аналитического учета используют ведомость учета нематериальных активов и амортизации по ним, оборотную ведомость учета материалов на складах, ведомость учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами и др.

Несмотря на разделение хронологических и систематических регистров, они сочетают хронологические и систематические бухгалтерские записи.

По объему содержащихся сведений в бухгалтерском учете применяют регистры синтетического и аналитического учета.

Для регистров синтетического учета характерно представление хозяйственных операций в обобщенном виде в денежной форме. Обобщение информации обычно производится по данным совокупности сгруппированных первичных учетных документов или вспомогательных ведомостей. В регистрах показываются суммы без пояснений и комментариев. К ним относят главную книгу, журналы-ордера и др.

В регистрах аналитического учета ведется запись каждой отдельной хозяйственной операции с определенной полнотой, а где это необходимо, то наряду с денежным выражением и в натуральной форме (по готовой продукции, материальным ресурсам и др.). В некоторых регистрах данные аналитического учета могут быть представлены в сгруппированном виде. Так, в ведомости N 1 по дебету счета 50 "Касса" записи ведут в обобщенном виде по данным отчета кассира за день с кредита итоговых сумм корреспондирующих счетов.

Примерами регистров аналитического учета могут служить инвентарные карточки группового учета основных средств, инвентарные карточки учета объекта основных средств, инвентарные книги учета объектов основных средств, карточки учета нематериальных активов, карточки аналитического учета затрат на производство по объектам калькулирования и др.

В зависимости от внешнего вида регистры бухгалтерского учета могут быть в виде бухгалтерских книг, карточек (свободных листов), ведомостей-регистров.

В бухгалтерских книгах листы бумаги, используемые для учетной регистрации, брошюруются (скрепляются между собой). Они могут быть также переплетены. Страницы книг нумеруются, на обороте последнего листа указывается общее число страниц, что подтверждается подписью главного бухгалтера организации и печатью. На первой странице книги указывается наименование организации, название регистра, отчетный год, за который будут произведены записи.

Обычно в бухгалтерских книгах делают хронологические записи, выполняемые последовательно без пропуска страниц.

Карточки (свободные листы) представляют собой свободные, не скрепленные между собой листы картона или бумаги, применяемые для учетной регистрации хозяйственных операций, объединенных одним объектом учета. Среди карточек, заполняемых в бухгалтерском учете организаций, могут быть:

- инвентарные карточки группового учета основных средств унифицированной формы N ОС-6а;

- инвентарные карточки учета объекта основных средств унифицированной формы N ОС-6;

- карточки учета нематериальных активов унифицированной формы N НМА-1;

- карточки учета материалов типовой межотраслевой формы N М-17;

- карточки аналитического учета затрат на производство по объектам калькулирования;

- лицевые счета унифицированной формы N Т-54, открываемые для учета заработной платы каждого работника организации, и другие.

Совокупность карточек однородного назначения называют картотекой. Все вновь открываемые карточки регистрируются в описях (реестрах). Описи карточек, имеющие контрольное значение, ведут по каждому синтетическому счету.

Ведомости-регистры являются отдельными свободными листами, предназначенными для систематизации учетной информации. Они могут быть скреплены друг с другом для определенных целей. Ведомости-регистры отличны от карточек тем, что имеют большие размеры и хранятся в папках. Составление ведомостей-регистров необходимо для формирования более обобщенной информационной учетной совокупности и заполнения журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей и др. Примерами ведомостей-регистров являются:

- ведомость расчета амортизации основных средств;

- ведомость распределения услуг вспомогательных производств;

- ведомость распределения материалов и заработной платы по направлениям затрат и другие.

Построение учетных регистров и их содержание определяются объектом бухгалтерского учета, отражаемым в них, а также назначением того или иного регистра. Формы учетных регистров разделяются по признакам, представленным на рис. 3. В зависимости от порядка размещения дебетовых и кредитовых оборотов счетов учетные регистры делятся на двусторонние и односторонние.

 

Признаки группировки форм учетных регистров

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки группировки форм учетных регистров │

└─┬────────────────────────┬────────────────────────┬─┘

│ │ │

│/ │/ │/

┌──────────────────────┐ ┌───────────────────────┐ ┌──────────────────────┐

│ Порядок размещения │ │ Порядок представления │ │ Способ записей │

│дебетовых и кредитовых│ │ данных по дебету │ │ в регистры │

│ оборотов счетов │ │ и кредиту счетов │ │ │

└──────────────────────┘ └───────────────────────┘ └──────────────────────┘

 

Рис. 3

 

Для двусторонних учетных регистров характерно их деление на две части: с левой стороны приводятся записи по дебету счета, правая сторона предназначена для кредитовых записей. Записи по дебету счета представляются во взаимосвязи с корреспондирующими счетами в специально отведенных графах, в которых указываются конкретные кредитуемые счета. Подобный порядок отражения учетных данных используется также при фиксации сумм по кредиту счета. Типичным примером двустороннего учетного регистра является главная книга, заполняемая при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета

Односторонние учетные регистры имеют специфическую особенность, состоящую в том, что записи по дебету и кредиту счетов смещены в одну сторону. Они строятся следующим образом: левая сторона предназначена для текста, пояснительных записей и справочных данных; справа выполняются записи сумм по дебету и кредиту счетов, корреспондирующих со счетом, для которого открывается учетный регистр. Приведем форму одностороннего регистра - кассовой книги унифицированной формы N КО-4 в табл. 3.

В зависимости от порядка представления данных по дебету и кредиту счетов учетные регистры делятся на однографные и многографные.

Однографными являются регистры бухгалтерского учета, представляющие данные по дебету или кредиту счетов в одной графе (колонке). Примером однографных регистров являются карточка учета материалов, кассовая книга, где для записей сумм по дебету или кредиту счета (в карточке учета материалов - счета 10 "Материалы", в кассовой книге - счета 50 "Касса") выделяется одна графа.

К многографным регистрам бухгалтерского учета относятся такие, в которых для записей сумм по дебету или кредиту одного счета предусмотрено несколько граф (колонок). Типичным примером многографных регистров служит главная книга, заполняемая при мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета (табл. 2). В ней по дебету и кредиту каждого синтетического счета предусмотрено несколько граф, в которых отражаются суммы по корреспондирующим счетам.

Многографными регистрами бухгалтерского учета являются ведомости учета затрат цехов, ведомости учета потерь в производстве, ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и коммерческих расходов, составляемые при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета.

По способу записей учетные регистры разделяются на регистры с линейной записью и регистры с шахматной записью.

Для регистров с линейной записью, или иначе с позиционной записью, свойственно представление сведений по дебету и кредиту каждого счета в одной строке. В таких регистрах происходит совмещение аналитического и синтетического учета, что является достаточно удобным для контроля и анализа данных. Учет в регистрах с линейной записью организуется по расчетам с поставщиками и подрядчиками, с подотчетными лицами, по продажам видов продукции, по расчетам с разными дебиторами и кредиторами и другим объектам бухгалтерского учета.

Шахматный способ записей ограничивается однократной записью сумм оборотов одновременно по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. По данному принципу построены журналы-ордера при журнально-ордерной форме бухгалтерского учета.

Независимо от формы бухгалтерского учета и техники учетной регистрации (машинной или ручной) правилами ведения бухгалтерских записей в учетных регистрах являются следующие:

- регистрация всех хозяйственных операций в течение отчетного периода без пропусков и изъятий;

- хронологическая последовательность их отражения в бухгалтерском учете;

- группировка обобщенных учетных данных в регистрах бухгалтерского учета по соответствующим счетам аналитического и синтетического учета.

Содержание регистров бухгалтерского учета по нормам п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета (ревизоры, аудиторы, работники налоговых служб и др.), обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством.

[УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПОРЯДОК ЗАПИСЕЙ "Бухгалтер и закон", 2008, N 11]

 

3.6.2 Исправление ошибок в учетных записях

 

При составлении первичных документов или учетных регистров могут быть допущены ошибки. Ошибки, допущенные в отдельном регистре, называются локальными. Ошибки, повторен­ные в двух и более регистрах, называют транзитными.

При большом количестве записей в учетных регистрах для обнаружения ошибок в них используется сплошная проверка (пунктировка записей). Она состоит в том, что все записи в учетных регистрах, в которых обнаружена ошибка, последовательно сверяются с документами или другими учетными регистрами, в которых отражены те же операции. Перед каждой проверенной суммой ставится специальный значок (V) для того, чтобы видеть, какие суммы проверены, а какие – нет.

Выборка – способ выявления ошибок при несовпадении итогов синтетического и аналитического учета. Для этого делают выборку сумм из аналитических счетов по статьям или субсчетам синтетического счета. Затем подсчитывают итоги выборки и сравнивают с данными синтетического счета.

При неправильно составленных проводках ошибки выявляются путем просмотра их и ознакомления с первичными документами, на основании которых были составлены проводки.

После того как ошибки найдены, производят их исправление.

 

 

В процессе проверки записей, выполненных в первичных учетных документах, в регистрах аналитического и синтетического учета возможно выявление ошибок. Они должны быть исправлены для обеспечения полноты, достоверности, точности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности и других характеристик учетной информации.

Исправление ошибочных записей в бухгалтерском учете может быть организовано корректурным способом или способом дополнительной проводки.

Корректурный способ заключается в том, что ошибочная запись зачеркивается одной чертой так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое. Над ошибочной записью выполняется верная запись. Исправлению может быть подвергнута как текстовая запись, так и цифровая. Исправление оговаривается, т.е. указывается "исправленному верить", подтверждается подписью лица, выполнившего его, с обязательным указанием даты исправления. Указанный порядок исправительных записей в первичных учетных документах и учетных регистрах установлен п. 5 ст. 9 и п. 3 ст. 10 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

Корректурный способ применяется, когда обнаруженная ошибочная запись имеет частный характер, т.е. она совершена в одном учетном регистре или выявлена до окончания записей в регистре и подсчета оборотов за отчетный период.

Особенностью корректурного способа исправления учетных данных является то, что он не может быть применен, когда ошибочные записи выявлены после окончания записей в учетных регистрах и подсчета итогов; по операциям, отраженным в одном или нескольких регистрах аналитического и синтетического учета; после составления бухгалтерского баланса.

Для исправления ошибочных учетных записей в таких случаях используется способ дополнительной проводки. Суть данного способа заключается в выполнении дополнительных записей во всех регистрах бухгалтерского учета, затрагиваемых этой ошибкой. Для выполнения дополнительной проводки составляется специальный первичный учетный документ бухгалтерского оформления - бухгалтерская справка (в условиях журнально-ордерной формы учета) или мемориальный ордер (при мемориально-ордерной форме учета). Документы подписываются главным бухгалтером с указанием учетных регистров, где будет произведено исправление.

При журнально-ордерной форме учета по данным бухгалтерской справки выполняют исправительные записи в ведомостях, журналах-ордерах, когда ошибочная запись выявлена до записи итоговых данных в главную книгу. При выявлении ошибки после переноса учетных данных в главную книгу исправления вносятся в ведомости, журналы-ордера и главную книгу по корреспондирующим счетам.

При мемориально-ордерной форме учета на основании мемориального ордера, составленного для дополнительной бухгалтерской проводки и отраженного в регистрационном журнале, выполняются исправительные записи по счетам синтетического и аналитического учета.

Дополнительные записи на бухгалтерских счетах необходимы как для увеличения ранее записанных сумм, так и для их уменьшения. Когда в учете возникла необходимость уменьшить или совсем убрать ранее указанную сумму, необходимо выполнить запись отрицательными числами. Исправительная бухгалтерская проводка отрицательными числами имеет название "красное сторно", действие по уменьшению записанной суммы - "сторнирование", а сумма, на которую производится уменьшение ранее выполненной записи, - "сторнировочной". Сторнировочная сумма в бухгалтерском учете заключается в рамку или выполняется цифрами красного цвета.

Таким образом, используя способ красного сторно, можно исправить как неверную корреспонденцию счетов, так и неправильно записанную сумму по хозяйственной операции.

[УЧЕТНЫЕ РЕГИСТРЫ: ВИДЫ, ФОРМЫ, ПОРЯДОК ЗАПИСЕЙ "Бухгалтер и закон", 2008, N 11]

 

Способ обратных проводок используется для исправления неправильной корреспонденции счетов. При этом неправильная запись исправляется обратной проводкой, а затем делается правильная запись. Данный способ можно использовать, если не искажается экономическое содержание операции.

 

3.6.3 Формы бухгалтерского учета

В общепринятом смысле под формой бухгалтерского учета понимается схема построения и взаимосвязи бухгалтерских регистров, способы регистрации и группировки учетных данных, а также внесения учетных записей в бухгалтерские регистры.

На выбор формы бухгалтерского учета в значительной степени влияют масштабы и структура компании, объемы учетной работы и, конечно же, степень автоматизации учетного процесса. Учитывая свою специфику, организация самостоятельно определяет форму ведения бухгалтерского учета и закрепляет свое решение в учетной политике.

Сегодня наиболее распространены автоматизированная, журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная формы. ["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

Основными признаками, определяющими ту или иную форму, являются:

– виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;

– последовательность и способы записи в них;

– применение средств вычислительной техники.

В историческом развитии форм бухгалтерского учета прослеживается тенденция к неуклонному разделению учетного труда.

 

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета основана на использовании мемориальных ордеров, которые составляются на основании первичных учетных документов. В них указывается корреспонденция счетов по осуществляемой операции, что, в свою очередь, позволяет упорядочить записи в синтетическом учете. Допускается составление мемориальных ордеров на основании сводного документа, объединяющего данные однородных первичных документов, или на основании итоговых показателей накопительной ведомости, где такие данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, на основании которых составлен мемориальный ордер, являются обязательным приложением к нему.

За каждым мемориальным ордером закрепляют свой постоянный номер. Это дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по заработной плате, расчетным счетам и т.д.) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, а также по сторнировочным записям составляются мемориальные ордера, нумерующиеся за каждый месяц отдельно.

 

После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в Главной книге, служащей основой для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. Главная книга или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности, т.е. по шахматному принципу. В ней регистрируются только текущие обороты, сальдо по счетам в нее не выводятся.

Записи в регистры аналитического учета ведутся непосредственно с документов, подшитых к мемориальным ордерам. Проверка правильности аналитического и синтетического учета производится путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

 

Рис. 7.2. Мемориально-ордерная система учета

 

 

Достоинствами мемориально-ордерной формы учета являются:

- строгая последовательность учетного процесса;

- широкое использование стандартных форм аналитических регистров;

- простота и доступность учетной техники;

- возможность разделения учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными сотрудниками.

Вместе с тем данная форма учета имеет ряд существенных недостатков. В частности, к ним можно отнести:

- трудоемкость учета (приходится многократно дублировать одни и те же записи);

- отставание аналитического учета от синтетического учета;

- формы аналитических регистров не содержат информации, необходимой для контроля, анализа и непосредственного составления отчетности по данным регистров аналитического учета, что, в свою очередь, требует производить дополнительную выборку и группировку учетных данных.

В связи с этим данная форма бухгалтерского учета может применяться лишь в мелких компаниях.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

Журнально-ордерная форма явилась результатом длительных поисков более совершенных форм учета и получила развитие в начале 40-х годов. С января 1960 г. применяется единая журнально-ордерная форма для предприятий всех отраслей.

 

В основу журнально-ордерной формы учета положен принцип накапливания и систематизации данных первичных учетных документов в специальных регистрах в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.

В журнально-ордерной форме учета применяются два вида учетных регистров - журналы-ордера и вспомогательные ведомости. Данные первичных документов, как правило, группируются предварительно во вспомогательных ведомостях, из которых итоги переносятся в журналы-ордера. В отдельных случаях в целях группировки учетных данных могут применяться и специальные разработочные таблицы.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

Журнал-ордер – регистр, в котором сочетаются хронологические и систематические, а также аналитические и синтетические формы записи.

 

В основу построения единой журнально-ордерной формы счетоводства положены следующие важнейшие принципы:

- производство записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета, в корреспонденции с дебетуемыми счетами;

- совмещение в единой системе записей синтетического и аналитического учета;

- отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления квартальной и годовой отчетности;

- применение объединенных журналов-ордеров по счетам, связанным друг с другом экономически;

- применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности;

- применение месячных журналов-ордеров.

 

В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый признак регистрации хозяйственных операций на синтетических счетах. Его суть заключается в том, что записи по кредиту каждого синтетического счета (в корреспонденции с дебетуемыми счетами) производятся полностью в одном журнале-ордере. Дебетовые обороты по соответствующему синтетическому счету выявляются в различных журналах-ордерах по мере регистрации в них записей по кредиту корреспондирующих с ним счетов.

Каждый журнал-ордер предназначен для отражения операций по кредиту нескольких синтетических счетов, одинаковых по своему экономическому содержанию; для каждого из них в регистре отведен раздел или графа. Журналы-ордера, в которых наряду с записями по кредиту определенных синтетических счетов ведется аналитический учет, содержат два раздела: один - для записи операций по кредиту счета, другой - для отражения показателей аналитического учета.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, по данным которой составляется баланс.

Главная книга открывается на год, на каждый счет отводится один или два листа. Если открываются два листа, второй используется как вкладной к основному. В Главной книге текущие обороты приводятся только по счетам первого порядка. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету - в сумме по каждому соответствующему журналу-ордеру в целом, безотносительно к корреспонденции счетов.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется путем подсчета сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

 

 

Рис. 7.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

 

Данная форма учета позволяет снизить трудоемкость учетных работ, повысить контрольную функцию бухгалтерского учета, а также облегчает составление необходимой отчетности. В то же время журнально-ордерная форма учета ориентирована на заполнение бухгалтерских регистров вручную, что делает ее использование неудобным.

 

Субъекты малого бизнеса с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, имеющие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 100 в месяц), могут использовать так называемую упрощенную форму бухгалтерского учета. Такую возможность указанным субъектам предоставляют Типовые рекомендации N 64н.

Упрощенная форма учета может вестись по простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества организации) или по форме, предусматривающей такие регистры. Простая форма учета рекомендована для фирм с незначительным количеством хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц).

При простой форме учета учет всех хозяйственных операций ведется:

- в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме N К-1 (далее - Книга), утвержденной Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н;

- ведомости учета заработной платы по форме N В-8 (приведена в Приложении к Приказу N 64н).

Книга содержит все счета из рабочего плана счетов, применяемого организацией, и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. Вести Книгу можно в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам). Если Книга открывается для учета операций в течение всего года, она должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице следует записать количество содержащихся в ней страниц, заверить запись подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати малого предприятия.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

Простая форма применяется при следующих условиях:

– отсутствии собственных основных средств;

– полном использовании в производстве поступивших в отчетном месяце материалов;

– расчетах с поставщиками и покупателями по факту совершения операций;

– простом производственном цикле и ежемесячной реализации продукции;

– учете доходов и расходов на основе полученных и уплаченных денежных средств.

 

На рисунке 7.4 представлена простая форма бухгалтерского учета

 

 

Рис. 7.4. Простая форма бухгалтерского учета

 

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества организации предполагает использование следующих регистров, формы которых утверждены Приказом N 64н:

- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (форма N В-1);

- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям (форма N В-2);

- ведомость учета затрат на производство (форма N В-3);

- ведомость учета денежных средств и фондов (форма N В-4);

- ведомость учета расчетов и прочих операций (форма N В-5);

- ведомость учета реализации (форма N В-6 (оплата));

- ведомость учета расчетов и прочих операций (форма N В-6 (отгрузка));

- ведомость учета расчетов с поставщиками (форма N В-7);

- ведомость учета оплаты труда (форма N В-8);

- ведомость (шахматная) (форма N В-9).

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

 

Рис. 7.5. Форма бухгалтерского учета с использованием ведомостей

 

Автоматизированная форма бухгалтерского учета основана на применении электронно-вычислительной техники, которая с помощью компьютерной программы обеспечивает его ведение в организациях. В настоящее время разработчики предлагают организациям массу всевозможных компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат, как правило, большой объем нормативно-справочной информации, включающей в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов, а также другие необходимые данные. Они позволяют разработать многоуровневый аналитический и синтетический учет, а также использовать несколько планов счетов и баз данных.

Автоматизированная форма учета дает возможность проводить большое число различных операций, в частности начисление заработной платы, отчисления на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и др.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией за любой отрезок времени.

["Учетная политика - 2010" (Семенихин В.В.) ("Налоговый вестник", 2010)]

 

Компьютеризация возможна для всех уровней учета:

сбора и регистрации первичной информации (учет готовой продукции, сырья и материалов на складах, рабочего времени и неявок сотрудников);

ведения учетных регистров хозяйственных операций;

организации учета расчетов предприятия, учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);

расчета и печати (переноса на бумажный носитель) отчетных форм.

 

Компьютерные системы учета позволяют оперативно формировать информацию по различным аспектам финансового состояния предприятия, необходимую руководству для принятия текущих решений по управлению предприятием.

 

К такой информации, в частности, относится:

состояние расчетного и валютного счета;

дебиторская и кредиторская задолженность;

состояние кредитных линий и т.п.

 

Существует несколько путей получения специализированного программного продукта для автоматизации бухучета:

разработка собственными силами;

заключение договора с профессиональной организацией на разработку программного продукта;

копирование готового программного продукта у другого пользователя;

приобретение готового программного продукта.

с точки зрения экономии средств и времени, а также эффективности использования программного продукта наиболее приемлемым оказывается приобретение программы автоматизации бухгалтерского учета у разработчика или дилера, обеспечивающего необходимый сервис и обновление программы по мере создания новых ее версий.

 

 

Тема 2. Управление государственным имуществом

1. Понятие управления государственным имуществом.

Управление государственным сектором экономики – совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны РФ, а также имущественных прав РФ, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством РФ в бюджетный процесс). Цели, задачи и принципы государственной политики РФ в сфере управления государственным сектором экономики определяются концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ (Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 №1024).

Компетенция в области управления государственным имуществом разграничивается между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Управление государственным имуществом, как вид межотраслевого управления, распространяется на все отрасли и сферы управления.

В ведении РФ находится федеральная государственная собственность и управление ею (ст. 71, п. «д» Конституции РФ). В совместном ведении РФ и субъектов РФ находится разграничение государственной собственности (ст. 72, п. «г» Конституции РФ).

Большую роль государство отводит приватизации государственного имущества. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года под приватизацией государственного и муниципального имущества понимает возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в собственность физических и (или) юридических лиц (ст.1). Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций ОАО, в уставной капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

Правительство РФ ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа) содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия (федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ) включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия РФ в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из члена стратегических предприятий (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», ст. ст. 1-14).

2. Субъекты государственного управления государственным имуществом и их компетенция.

Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которым осуществляет Правительство РФ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально- экономического развития РФ, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Минэкономразвития России в установленном порядке принимает нормативно-правовые акты, определяющие перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных ГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности; порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий (п.1 и др. Положения о Министерстве экономического развития РФ).

Министерство экономического развития РФ появилось в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2008 года. Данным Указом Президента РФ (п.10) ранее функционирующее Министерство экономического развития и торговли РФ было преобразовано в Министерство экономического развития РФ. Министерству экономического развития РФ переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Минэкономразвития России, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления имуществом РФ (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), осуществляет полномочия государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральными законами «Об акционерных обществах» и «О несостоятельности (банкротстве)», а также полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства (п.1 Положения об Агентстве).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в установленном порядке полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом появилось в структуре федеральных органов исполнительной власти в результате преобразования Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008г. № 724, п.10).

На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложены функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Федеральные агентства согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004г.№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральные агентства при реализации своих полномочий взаимодействуют с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

Комитеты по управлению государственным имуществом действуют в субъектах РФ и входят в систему исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

3. Объекты управления государственным имуществом. К объектам управления относятся: государственные унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления); государственные учреждения; акции, находящиеся в федеральной собственности; доли РФ в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, федеральная недвижимость.

Административно-правовой статус государственных унитарных предприятий отражается в Федеральном законе от 14 ноября 2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Полномочия органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества государственного унитарного предприятия подразделяются на три основные группы:

- полномочия, касающиеся учреждения унитарного предприятия, определения основных направлений его деятельности, назначения руководства (п.п. 4-8, 13, 14 ст.20). К таким полномочиям относятся утверждение устава унитарного предприятия, внесение в него изменений; формирование уставного фонда; назначение на должность руководителя, согласование приема на работу главного бухгалтера;

- полномочия, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия (п.п. 3, 10, 13, 15 ст. 20). В данный блок полномочий входит определение порядка составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия; дача согласия на распоряжение недвижимым имуществом, на совершение крупных сделок в установленных случаях;

- контрольные полномочия (п.п. 9, 11, 12, 16 ст. 20). К указанным полномочиям относится утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов унитарных предприятий; осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контроль их выполнения (Унитарные предприятия: правовое регулирование деятельности // «Главбух». Приложение «Учет в производстве». 2003 №3. Права и полномочия собственника имущества).

Важные административно-правовые аспекты содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Названный Закон определяет особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности.

4. Функции и методы управления государственным имуществом.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314; п.2, п/п г.).

Управление государственным имуществом реализуется в рамках функций и методов государственного управления: контроль (надзор) регулирование, организация, прогнозирование, программно-целевой метод.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решения о проведении аудиторских проверок федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества (см. Положение об Агентстве).

 

Тема 3 Управление антимонопольной и предпринимательской

деятельностью

 

1. Понятие антимонопольной политики. Антимонопольная политика – политика, осуществляемая против монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Государство поощряет конкуренцию – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В России действует законодательство, регулирующее деятельность субъектов естественных монополий, Федеральный закон от 17 августа 1995г. «О естественных монополиях» определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (ст.3). Государственному регулированию подлежит деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;

- услуги по перевозке электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (п.1, ст.4).

Государство реализует политику в области содействия и укрепления предпринимательства. Федеральный закон от 14 июня 1995г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

2. Субъекты государственного управления антимонопольной и предпринимательской деятельностью, их полномочия.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа). В отличие от большинства федеральных служб, руководство Федеральной антимонопольной службой осуществляет Правительство РФ. Указанная особенность позволяет Федеральной антимонопольной службе осуществлять некоторые министерские функции, в частности, по принятию нормативных правовых актов. Федеральная антимонопольная служба может принимать следующие нормативные акты:

- порядок определения доминирующего положения финансовых организаций на рынке банковских услуг;

- правила рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

- формы реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

- нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности. (Положение о Службе, п.п. 1; 5,2).

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Руководство деятельностью Федеральной службы по тарифам, как и Федеральной антимонопольной службы, осуществляет Правительство РФ. Тем самым Федеральной службе по тарифам присущи некоторые министерские функции, в частности, по принятию нормативных актов (Положение о Службе, п.п. 1; 5,2).

В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Основными задачами данных органов являются:

1. государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;

2. достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов;

3. недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию за счет повышения тарифов на нее для других потребителей;

4. создание экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий (Типовое положение об органе исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, ст. 3).

В Кемеровской области органами исполнительной власти в области антимонопольной и предпринимательской деятельности являются:

- структурные подразделения Администрации Кемеровской области: департамент потребительского рынка и предпринимательства; департамент топливно-энергетического комплекса, департамент цен и тарифов, департамент промышленности, транспорта и связи;

- исполнительный орган государственной власти Кемеровской области специальной компетенции: региональная энергетическая комиссия Кемеровской области.

3. Объекты управления в области антимонопольной и предпринимательской деятельности имеют свой административно-правовой статус.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с законодательством, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

- текущие отчеты о своей деятельности в порядке и сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

- проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с законодательством, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Запрещаются действия (бездействия) хозяйствующих субъектов (групп лиц), занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) хозяйствующих субъектов.

4. Функции и методы управления в области антимонопольной и предпринимательской деятельности:

- ценовое регулирование (установление цен (тарифов) или их предельного уровня);

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (регулируемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

- государственный контроль за естественными монополиями (дача обязательных для исполнения предписаний, рассмотрение фактов нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, государственной поддержке предпринимательства, рекламе, товарных биржах, естественных монополиях и принятие соответствующих решений);

- программно-целевой метод.

В соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства (Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (ст., ст. 6,7).

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания проект Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Тема 4. Управление промышленностью

1. Понятие промышленного комплекса. К отраслям промышленности относятся: машиностроительная, металлургическая, химическая, нефтехимическая, биотехнологическая, медицинская, легкая, лесная, целлюлозно-бумажная, деревообрабатывающая, авиационная, судостроительная и др. отрасли.

Компетенция в области управления промышленностью разграничивается между федеральными органами исполнительной вл

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Списание недостач на виновных лиц | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.