Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы программных данных

Тип данных – определяет множество значений, набор операций, которые можно применять к таким значениям и способ реализации хранения значений и выполнения операций. Любые данные, которыми оперируют программы, относятся к определённым типам.

Процесс проверки и накладывания ограничений на типы используемых данных называется контролем типов или типизацией программных данных. Различают следующие виды типизации:

· Статическая типизация — контроль типов осуществляется при компиляции.

· Динамическая типизация — контроль типов осуществляется во время выполнения.

Контроль типов также может быть строгим и слабым.

· Строгая типизация — совместимость типов автоматически контролируется транслятором:

· Номинативная типизация — совместимость должна быть явно указана (наследована) при определении типа.

· Структурная типизация (англ. structural type system) — совместимость определяется структурой самого типа (типами элементов, из которых построен составной тип).

· Слабая типизация — совместимость типов никак транслятором не контролируется. В языках со слабой типизацией обычно используется подход, когда совместимость определяется и реализуется общим интерфейсом доступа к данным типа.

Типы данных бывают следующие:

· Простые.

o Перечислимый тип. Может хранить только те значения, которые прямо указаны в его описании.

o Числовые. Хранятся числа. Могут применяться обычные арифметические операции.

§ Целочисленные: со знаком, то есть могут принимать как положительные, так и отрицательные значения; и без знака, то есть могут принимать только неотрицательные значения.

§ Вещественные: с запятой (то есть хранятся знак и цифры целой и дробной частей) и с плавающей запятой (то есть число приводится к виду m*be, где m — мантисса, b — основание показательной функции, e — показатель степени (порядок), причём в нормированной форме 1<=m<b, e – целое число и хранятся знак и числа m и e).

o Символьный тип. Хранит один символ. Могут использоваться различные кодировки.

o Логический тип. Имеет два значения: истина и ложь. Могут применяться логические операции. Используется в операторах ветвления и циклах. В некоторых языках является подтипом числового типа, при этом ложь=0, истина=1.

o Множество. В основном совпадает с обычным математическим понятием множества. Допустимы стандартные операции с множествами и проверка на принадлежность элемента множеству. В некоторых языках рассматривается как составной тип.

· Составные (сложные).

o Массив. Является индексированным набором элементов одного типа. Одномерный массив — вектор, двумерный массив — матрица.

o Строковый тип. Хранит строку символов. Аналогом сложения в строковой алгебре является конкатенация (прибавление одной строки в конец другой строки). В языках, близких к бинарному представлению данных, чаще рассматривается как массив символов, в языках более высокой абстракции зачастую выделяется в качестве простого.

o Структура. Набор различных элементов (полей записи), хранимый как единое целое. Возможен доступ к отдельным полям записи. Например, struct в C.

o Файловый тип. Хранит только однотипные значения, доступ к которым осуществляется только последовательно (файл с произвольным доступом, включённый в некоторые системы программирования, фактически является неявным массивом).

o Класс.

· Другие типы данных. Такие типы данных представляют объекты компьютерного мира, то есть являются исключительно компьютерными терминами.

o Указатель. Хранит адрес в памяти компьютера, указывающий на какую-либо информацию, как правило — указатель на переменную.

o Ссылка.

Все данные можно разделить на статические и динамические.

Статическими данными называются такие, память под которые выделяется во время компиляции и сохраняется в течение всей работы программы.

Для динамических данных память распределяется в процессе выполнения программы. Использование динамических данных дает следующие преимущества

1) позволяет увеличить объем обрабатываемых данных;

2) если потребность в каких-то данных отпала до окончания программы, то занятую ими память можно освободить для другой информации;

3) использование динамической памяти позволяет создавать структуры данных переменного размера.

Объединение простых данных в составные (структуры, классы) называется структуризацией данных. Структуризация данных позволяет упростить процесс программирования за счет применения средств и методов, разработанных непосредственно для работы с данными определенной структуры или класса.

Наиболее часто используемыми сложными структурами данных являются

· стек

· список

· очередь

· дерево

· сеть

Стек (англ. stack — стопка) – структура данных с методом доступа к элементам LIFO (англ. Last In – First Out, «последним пришел — первым вышел»). Чаще всего принцип работы стека сравнивают со стопкой тарелок: чтобы взять вторую сверху, нужно снять верхнюю. Добавление элемента, называемое также проталкиванием (push), возможно только в вершину стека (добавленный элемент становится первым сверху). Удаление элемента, называемое также выталкивание (pop), возможно также только из вершины стека, при этом, второй сверху элемент становится верхним.

Список – это структура данных, состоящая из элементов одного типа, связанных между собой.

Различают

· однонаправленный список (каждый элемент списка имеет указатель на следующий за ним элемент, другими словами – хранит информацию о расположении следующего элемента, кроме того есть переменная, указывающая на первый элемент списка);

· двунаправленный список (каждый элемент списка имеет указатель на следующий за ним элемент и указатель и на предшествующий элемент, кроме того есть переменная, указывающая на первый элемент списка);

· циклический список (последний элемент списка содержит указатель, связывающий его с первым элементом).

Для реализации списка необходима реализация следующих методов:

· помещение элемента в конец списка;

· получение данных о элементе списка;

· перемещение по элементам списка;

· удаление элемента из списка.

Очередь – структура данных с дисциплиной доступа к элементам «первый пришёл – первый вышел» (FIFO, First In – First Out). Добавление элемента (принято обозначать словом enqueue – поставить в очередь) возможно лишь в конец очереди, выборка – только из начала очереди (что принято называть словом dequeue – убрать из очереди), при этом выбранный элемент из очереди удаляется.

Дерево – это связный граф (граф, между любой парой вершин которого существует по крайней мере один путь), не содержащий циклов. В дереве существует только по одному пути между парами вершин.

Граф – совокупность объектов со связями между ними.

Пример дерева

С понятием дерева связываются следующие определения

Узел – объект, над которым осуществляется обратотка.

Вершина (корень) – конечная цель, требующая решения.

Степень узла – количество исходящих дуг.

Концевой узел (лист) — узел со степенью 1.

Узел ветвления — неконцевой узел.

Уровень узла — длина пути от корня до узла.

Остовное дерево (остов) — это подграф данного графа, содержащий все его вершины и являющийся деревом. Рёбра графа, не входящие в остов, называются хордами графа относительно остова.

Сеть – структура данных, подобная иерархической (дерево), но отличающаяся от нее тем, что каждая запись может вступать в любое количество поименованных связей с другими записями как исходная или порожденная, или как то и другое.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сортировка и поиск | Объектно-ориентированное программирование. Файлы и потоки ввода-вывода
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.