Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура социальных отношений

 

а) понятие социальных отношений;

 

Всякое взаимодействие представляет собой действие одного субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполняемое в отношении к другому субъекту и, следовательно, неизбежно включает в себя определённое отношение к нему – дружественное, нейтральное, враждебное и т.д.

Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействий называют индивидуальными (межличностными) отношениями. Но в тех случаях, когда они обусловлены коренными жизненными интересами отдельных личностей и их групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), приобретают устойчивый и длительный характер и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, которые выполняют данные индивиды в обществе, то их совокупность выступает как наличествующие в данном обществе на определённой ступени его исторического развития социальные отношения.

Именно это имел в виду К.Маркс, когда отмечал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся по отношению друг к другу».

Разумеется, индивидуальные отношения не отделены непроходимым барьером от социальных, а органически вплетены в них. Тот же К.Маркс подчёркивал, что именно их взаимные отношения в качестве индивидов создало существующие общественные отношения, а общественные отношения, в свою очередь, детерминируют их основные социальные качества, вследствие чего «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Итак, отношения между индивидом и индивидом, с одной стороны, между индивидом и обществом, с другой, в большинстве случаев являются не симметричными. Во-первых, испытываемые одним индивидом симпатия, уважение или любовь по отношению к другому индивиду может натолкнуться на противоположные чувства (антипатию, неуважение, ненависть и т.п.). Во-вторых, определённый человек может определённым образом относиться к Наполеону, Чайковскому, Достоевскому, но при этом он не может рассчитывать на какие-то взаимные отношения. В-третьих, относясь определённым образом к обществу, в котором он живёт, индивид может рассчитывать на определённое отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в результате своей деятельности, творчества и т.п., как это и произошло в случае с Наполеоном, Чайковским или Достоевским. В-четвёртых, социальные отношения связывают индивидов и их группы, когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, культурные и др.) и когда в процессе развития этих отношений индивиды выступают в качестве носителей определённых социальных статусов и ролей, в большинстве своём не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симметричными.

Таким образом, социальные отношенияэто совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.д. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.

 

б) уровневая типология социальных отношений.

 

 

Социальные отношения в обществе характеризуются очень большим разнообразием, поэтому большое значение приобретает их типологизация. Она может производиться по различным основаниям.

По субъекту социальных отношений последние подразделяются на:

1) индивидуальные (личностные); 2) межличностные; 3) внутригрупповые;

4) межгрупповые; 5) международные.

По объекту социальных отношений последние можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.

По своей модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества; 4) конфликта; 5) субординации.

Широко распространённым типом социальных отношений в современном обществе являются субординационные отношения между руководителями и подчинёнными. Их совокупность может быть представлена в следующих разновидностях:

Бюрократические базируются на административной иерархии, контакты между начальниками и подчинёнными носят в основном официальный характер и ограничены отношениями чисто служебного свойства.

При патернализме (от лат. патер – отец) «хозяин» строго поддерживает единство организации, но не путём формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придаётся личностный характер, выходящий за чисто служебные рамки.

В случае фратернализма (от англ. фратер – брат) иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Руководитель в отношениях с подчинёнными претендует на роль «лидера», а не «начальника» или «хозяина». Подчинённым представляется достаточная самостоятельность, а отношения носят подчёркнуто неформальный характер.

В случае партнёрства иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. Решения принимаются на основе совместного обсуждения. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий отношения между сотрудниками деперсонифицированы и переведены на служебную основу. Текущий контроль чаще всего не предусмотрен.

Конечно, выделенные типы отношений в «чистом» виде встречаются редко, патернализм, в частности, нередко реализуется при наличии элементов фратернализма или бюрократизма. всё в конечном счёте, зависит от состава участников совместного действия, характера, содержания и направленности той организации, в пределах которой люди вступают между собой в экономические, политические, учебные и иные отношения.

в) официальные и неофициальные отношения, основные различия между ними.

 

 

В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации в социальных отношениях последние подразделяются на официальные и неофициальные.

Первое различие официальных и неофициальных межличностных отношений заключается в наличии или отсутствии в них определённой нормативности. Например, отношения между учащимися и преподавателями регламентируются определёнными нормами – правовыми, нравственными и др.

Второе отличие официальных отношений от неофициальных состоит в следующем: официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности руководителя и подчинённого в определённой организации остаются теми же самыми, независимо от того, кто эти роли исполняет. В отличие от этого, права и обязанности, которые складываются в неофициальных межличностных отношениях, целиком зависят от индивидуальных личностных особенностей участников, от их глубоко индивидуализированных чувств и предпочтений.

Из этого вытекает и третье отличие неофициальных межличностных отношений от официальных. В противовес последним, которые развиваются в определённых нормативных рамках, а потому требуют определённого обучения, межличностные отношения неофициального характера не нуждаются в каком-либо обучении. В таких отношениях каждый индивид развивает свой собственный, только ему присущий тип общения с партнёром, соответствующий ожиданиям, требованиям, предъявляемым ему конкретным индивидом, с которым он вступает в контакты.

Есть ещё одно существенное отличие неофициальных отношений между людьми от официальных. В случае официальных отношений редко приходится выбирать, кто, с кем и в какие по содержанию коммуникации должен вступать. Кто в колледже директор, заведующий отделением, преподаватель, а кто – учащийся, чаще всего зависит не от моего выбора, а от сложившейся ситуации. А в неофициальных отношениях решающую роль играет именно личностный выбор.

Официальные и неофициальные отношения, в которые вступают люди друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратковременными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители, дети), причинно-следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и учащийся), субординационными (начальник и подчинённый).

 

Основные термины и понятия:

1. Социальная связь это совокупность особых зависимостей одних социальных объектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие социальные общности. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга, то есть социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие.

2. Социальное действие это любое действие, обладающее осознанной мотивацией и ориентацией на других.

3. Социальное взаимодействие - это обмен действиями между двумя и более индивидами. Может протекать на микроуровне – между людьми, малыми группами, и макроуровне – между социальными группами, классами, нациями, социальными движениями. Это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, когда поведение одного из участников является одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных и выступает в качестве причины последующих действий.

4. Коммуникация – это передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков, образов.

5. Массовая коммуникация – это такой тип коммуникационных процессов, которые на основе использования технических средств тиражирования и передачи сообщений охватывают большие массы людей, а в качестве коммуникаторов в них выступают СМИ (средства массовой информации) – пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение. Это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью информирования и оказания идеологического, политического, экономического воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

6. Социальные отношения – это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.д. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.

4. Вопросы для самопроверки:

1. В чём заключается сущность социального взаимодействия?

2. В чём сущность понимания социального взаимодействия как процесса обмена?

3. Из каких элементов складывается социальное взаимодействие?

4. На чём основана первая и вторая типология социального взаимодействия?

5. Охарактеризуйте формы социального взаимодействия.

6. Как можно определить термин «коммуникация»

7. Какова структура коммуникационного процесса?

8. Каковы основные задачи коммуникации?

9. Какие модели коммуникации вы знаете?

10.Каковы основные типы коммуникации?

11.Каковы особенности, задачи, позитивные и негативные черты

массовой коммуникации?

12. Что такое социальное отношение?

13. По каким основаниям можно типологизировать социальные отношения?

14. Чем отличаются официальные (формальные) отношения от неофициальных?

15. Какими разновидностями отличаются субординационные отношения?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное взаимодействие | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.