Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этика русской религиозной философии

Этика русской религиозной философии XIX века, то она находит отражение в работах таких русских писателей и философов, как: Николай Федорович Федоров, Владимир Сергеевич Соловьев, Николай Александрович Бердяев, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой и др.

От Владимира Соловьева и Николая Федорова можно вести отсчет русского философско-религиозного ренессанса. Можно сказать, что это явление не только российского, но и мирового порядка, поскольку в среде философов круга Соловьева(Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой, Н. Н. Розанов и др.) и впоследствии – русского Зарубежья (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Зеньковский, Л. П. Карсавин, И. А. Ильин, Н. О. Лосский и др.) были созданы философско-педагогические произведения, которые вошли в золотой фонд общечеловеческих ценностей.

Этическое учение В. С. Соловьева современники считали «первым опытом систематического и совершенно самостоятельного рассмотрения основных начал нравственной философии», «единственной законченной системой этики на русском языке».

Самыми главными работами Соловьева с философско-этической проблематикой можно считать «Философские начала цельного знания», «Кризис западной философии», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Оправдание добра. Нравственная философия» и др.

Владимир Соловьев считал, что у этики есть свой специфический предмет исследования – «идея добра» в непосредственной связи с нравственным смыслом жизни. Он считает, что совершенство выражается в трех видах: первый – в Боге; второй – в действительном сознании; третий – в историческом процессе совершенствования.

В конце XIX века Соловьев, исследуя духовно-нравственную природу человека, устанавливает основы нравственной жизни, три основы морали (три первичных атрибута человеческой природы):

стыд (стыдиться животных черт в себе), который относится
к основным нравственным чувствам;

жалость (быть солидарным со всем живым) – находится
в природе самого человека;

благоговение (ориентироваться на высшие начала, на абсолютное совершенство), которое также относится к первичным нравственным чувствам. В этом тройном отношении к окружающим и к себе самому – основа целостного формирования нравственной сферы человеческого духа. Все прочие явления нравственной жизни могут представлять собой видоизменения этих трех основ или результат взаимодействия между ними и умственной стороной человека.

По мнению Н.А. Бердяева, творчество, свобода и любовь являются достоянием каждого человека, а не уделом избранных мудрецов. Развивая тему свободы и любви, философ выходит на понимание первоочередности роли творчества в деле самосозидания духовной личности. Проблеме самосозидания духовного человека Бердяев посвятил книгу, изданную уже после смерти философа в 1949 году, которая так и называется – «Самосозидание».

Главная заслуга русских религиозных философов состояла в том, что они осуществили возрождение святоотеческих идей восточно-
европейского средневековья, а затем совершили поворот философской мысли в сторону исследования проблем духовно-нравственного совершенствования целостной личности, что, безусловно, являлось важным не только для русского народа, но и для всего человечества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История этических учений | Этика марксизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.