КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этика Новейшего времени
Следует отметить, что те тенденции, которые сложились в этике XIX века, сохраняются и в этике XX века, а именно: 1. Продолжается этический поиск в рамках научно-рационалисти- 2. Возникают новые иррационалистические этико-философские системы: психоанализ, экзистенциализм, персонализм. Возникают неорелигиозные этические системы: неотомизм и неопротестантизм. Научно-рационалистическое направление развивается на основе аналитической философии позитивизма, которая отдает приоритет строгому – позитивному– естественно-научному знанию и стремится вывести за рамки философского анализа гуманитарное знание, в том числе и этику. Представителями этого направления являются: Бертан Рассел, Рудольф Карнап, Джорж Эдвард Мур, Стивен Эделстон Тулмин. Другая попытка интерпретации морали в рамках рационалистического подхода – этика прагматизма (Чарлз Сандерс Пирс, Уильям Джемс, Джон Дью возникает в США в конце XIX века. Она критикует мораль за абсолютизацию моральных ценностей. Прагматизм придает моральным понятиям ситуационный характер. При этом мораль интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворенности жизнью. Иррационалистические этико-философские системы пытаются решить нравственные проблемы современности, обращаясь к новым теориям: неофрейдизму, экзистенциализму, персонализму. Неофрейдистская этика за основу берет теорию психоанализа Экзистенциализм (от слова «экзистенция», что значит существование) получил свое развитие в трудах Мартина Хайдеггера, а также Карла Ясперса, Альбера Камю) и Жана-Поля Сартра. Их этические позиции не всегда совпадали. Сартр пытался определить и дать обоснование «конкретной морали», которая бы перешла от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования. Персонализм получил свое развитие в трудах французских философов Эммануэля Мунье, Жана Лакруа, Поля Рикера. Центральным понятием этики является понятие личности. Личность – духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к ценностям, свободно принятым, преобразованным и переживаемым через постоянное творческое самосовершенствование. Основное моральное качество личности – свобода выбора. Неорелигиозные этические системы. Данные системы решают традиционные религиозные и моральные проблемы с учетом современных тенденций. Неотомизм (Жак Маритен, Этьен Жильсон переосмысливает на основе новейших тенденций томизма – наследие Фомы Аквинского. В неотомизме научно-рационалистическое миропонимание соединяется с религиозно-мистическим подходом.Основной призыв – восстановить утраченное единство науки и религии, гарантией которого является Бог. Неопротестантизм (Карл Барт, Пауль Тиллих. Выход из ситуации отчуждения современного человека от Бога – в индивидуальной вере, в подражании Иисусу Христу как жизненной модели. Критерий морали должен переместиться внутрь сознания субъекта,стать эквивалентом его совести. Мы видим, что проблемы морали, нравственности, духовности, самосозидания человека волновали ученые умы на протяжении многих тысячелетий. Всей полноты этих проблем нам не осветить в небольшом разделе нашего учебного пособия. Ее решению посвящали свои творения такие гении этико-философской мысли, как Конфуций, Сократ, Августин Аврелий, Лоренцо Вала, Рене Декарт, Джон Локк, Карл Маркс, Иммануил Кант, Владимир Соловьев, Николай Бердяев и многие, многие другие. И нельзя сказать, что ими эта проблема разрешена. Эти проблемы были обстоятельно поставлены и тонко исследованы с самых неожиданных для нас сторон. Итак, подведя итог рассмотрению вопроса истории развития этики, можно сделать следующие выводы: Во-первых, этика как часть философии начинается с решения вечных проблем, а именно: откуда человек приходит в мир, в чем состоит смысл его существования, что с ним будет после смерти (это характерно для этики Древнего Китая, Древней Индии, Древней Греции). Во-вторых, христианская этика становится резкой противополож- В-третьих, этика эпохи Возрождения базируется на принципах гуманизма, т. е. философами того времени ставится акцент на безграничные возможности человека, так как именно он, по их мнению, становится центром всей Вселенной, а основное предназначение человека виделось им в познании и преобразовании мира. В-четвертых, в Новое время происходит переориентация ценностей с религиозных на земные, человеческие. Главной задачей мыслителей этого периода становится желание опустить нравственность на землю и связать ее с условиями реальной жизни. В-пятых, в XX веке в лице новых направлений этика усомнилась
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 6776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |