КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Из сказанного следуют три практических вывода
Первый - этику нельзя глубоко понять и изучать вне философии. Как правило, это ведет к морализаторству, моральной проповеди типа - «что такое хорошо», «что такое плохо», а не к глубокому обоснованному пониманию сущности добра и зла, нравственного смысла человеческого бытия. Как говорил ещё А. Шопенгауэр, «проповедовать мораль легко, обосновывать - трудно». Второй - изучение философии должно заканчиваться осмыслением нравственных проблем, смысла жизни. Философия без этики безжизненна, лишена человеческого смысла и во многом теряет интерес и понятливость. Как верно заметил Ницше, познать философа и его учение можно, лишь выяснив, «что за мораль он преследует своей философией?» Третий вывод: прежде чем изучать частные моральные проблемы, например, профессиональную этику, необходимо познать общую теорию этики, её мировоззрение, методологию, законы, категории, принципы. Общее потенциально содержит знания о частном, в этом его эвристическая ценность. Изучать конкретную дисциплину без общей теории, все равно, что уходить в плавание не зная навигации. Формирование представлений о предмете этики в истории философской мысли. Уже в ранней восточной и античной философии возникает стремление к нравственному осмыслению результатов духовного освоения мира, воплотившееся в представлениях о мудрости жизни, соответствующей космическому логосу, всемирному разуму и порядку, природе вещей. Значительную роль в становлении этики сыграли учения Сократа и Платона о добродетелях. Но статус особой науки, изучающей моральную сферу жизни, этика получает в завершенном виде в философии Аристотеля. То, что стихийно отражалось на уровне обыденного морального сознания, выдающийся древнегреческий философ сделал предметом специального теоретического исследования, открыв человечеству новую область теоретических знаний - этику. Следуя Аристотелю, стоики выделяют в философии три раздела: логику, физику (учение о природе) и этику. Характерной особенностью развития этики до XVIII в. была неопределенность предмета её исследования. Часто границы этики рассматривались необоснованно широко. Например, французские философы эпохи Просвещения видели в этике науку о природе человека, отождествляя её с антропологией, психологией и даже физиологией. Впервые попытку выделить и научно обосновать специфический предмет этики предпринял И. Кант. Моральная философия, писал он, - должна быть полностью очищена от всего эмпирического (связанного с практикой) и принадлежащего к антропологии. «Очищение» Кантом моральной философии было настолько радикальным, что он оставил в качестве её предмета одну единственную сферу нравственного сознания - долженствование. Этика, по мнению Канта, - наука о должном. По сути дела, Кант свел этику к одному из её разделов - деонтологии (науке о должном). Тем не менее, идея Канта о необходимости научного обоснования предмета этики получила широкое распространение в последующих этических школах и стала устойчивой традицией в развитии этической мысли. Предмет современной этики. Мораль, как предмет этики, представляет собой сложную многомерную систему духовных образований, общественных и межличностных отношений, практических действий и поступков, исследование которой не может быть ограничено 1 какой-либо сферой. На данном этапе развития этической мысли в ней сформировались три направления научных исследований: метаэтика, этика (собственно этическая теория или традиционная этика/ и прикладная этика. Эта достаточно практичная и «удобная» триада в классификации этики, появившаяся у нас не без «помощи» Запада, требует дополнений и разъяснений. 1) Во-первых, метаэтику неправомерно рассматривать как часть этики, (как это нередко встречается в отечественной и зарубежной литературе) или как некую методологическую надстройку над ней. Нельзя, например, говорить, что этика включает в себя метаэтику и традиционную этику. Метаэтика и этика не образуют одно теоретическое пространство, а относятся к различным научным дисциплинам. У метаэтики и этики разный предмет исследования: метаэтика изучает язык, а не мораль, как это делает этика. Даже то, что она изучает язык этики, не даёт достаточного основания включать её в этику, рассматривать как часть этики. Исследовательские задачи метаэтики четко определены одним из её основателей Дж. Муром. Метаэтика представляет собой не теорию морали, а метод логико-лингвистического анализа, выполняющий две главные функции: исследование логики моральных суждений и критический анализ существующих этических языковых конструкций. 2) В этом случае под прикладной этикой следует понимать профессиональную этику и этику нравственного воспитания. Однако эта структура этических знаний должна находится в самой этике, а не рядом с ней. Исходя из вышесказанного, в философии морали можно выделить ме-таэтику и этику как относительно самостоятельные дисциплины, а также прикладную этику, как часть специфических нравственно-профессиональных знаний входящих в этику.
Классификация этики. Этику образуют знания разного теоретического уровня и содержания. Исходя из этого основания, в этике выделяются следующие уровни философских знаний: исторический, общетеоретический, теоретический и прикладной. Уровни и содержание исследований
• Исторический уровень знаний. На этом уровне изучается история этики, её понятийного аппарата и функций. Как и любая история, история этических учений рассматривает возникновение, основные этапы и логику развития своей науки, сущность учений, идей, идеалов различных этических школ, сменяющих друг друга в эстафете знаний. В истории этики - её основное духовное богатство, теоретический капитал. • Общетеоретический и методологический уровень (общая теория морали). На этом уровне исследуется природа морали, её специфика и функции. Это важнейший раздел этики: сначала надо теоретически осмыслить мораль, а затем уже исследовать конкретные нравственные проблемы. Поскольку моральные феномены носят нормативный, ценностный, должностной характер, то на общетеоретическом уровне этического исследования выделяют несколько взаимосвязанных и самостоятельных разделов - нормативную этику, аксиологию (этическую) и деонтологию. А) Предметом нормативной этики является исследование сущности и характера нравственных норм, смысла выраженных в них моральных требований, анализ происхождения норм, механизма и основных элементов нормативной регуляции, проблемы выбора той или иной нормы поведения и др. В частности, в настоящее время возникают не имеющие аналога в прошлом моральные нормы, регулирующие поведение людей в экологической сфере (экологическая этика), современной биологии и медицине (биоэтика), других науках, международных отношениях, бизнесе. Б) Аксиологическая этика. В начале XX столетия в этике оформилось аксиологическое направление в исследовании морали. Предметом этической аксиологии является изучение происхождения и сущности нравственных ценностей. Её основные вопросы: что такое добро и зло, существуют ли они объективно в определенных человеческих поступках, или приписываются им нравственным сознанием, какие поступки являются морально ценными, в чем сущность и специфика нравственной оценки как способа познания моральных ценностей, могут ли быть истинными ценностные суждения и др. В) Этика долга. Аксиологический аспект исследования морали дополняет деонтология - раздел этики, изучающий проблемы должного и долга. Основателем современного деонтологического направления в этике был Кант, рассматривающий мораль как область должного, подчиненную нравственному закону (категорическому императиву) - безусловному и общему для всех людей моральному требованию. Если в аксиологии любой нравственный феномен выступает как ценность, то в деонтологии он рассматривается как должное. Из представлений о должном складываются нравственные требования, понимание того, какие поступки люди должны совершать. Теоретический уровень этики. На этом уровне исследуются конкретные проблемы морали. Мораль - это отношение между людьми; этика их изучает, а мораль -регулирует. На том основании, что моральные отношения могут быть непосредственными (отношение к самому себе, другим) и опосредованными общественными институтами (экономикой, политикой, правом, наукой и т.д.), на теоретическом уровне выделяются индивидуальная и социальная этика. А) Индивидуальная этика, исследует нравственный мир человека, его моральное сознание, нравственные чувства, отношение к самому себе как к нравственной личности и другим, специфику морального мышления и культуры человека, его нравственный смысл жизни, свободу и ответственность и т.д. Б) Социальная этика как особая отрасль этических знаний, стала складываться в середине XX века. В ее сферу входит исследование взаимодействия морали с различными видами общественного сознания, социальными процессами и явлениями: экономикой, политикой, правом, экологией, наукой, техникой, искусством и т.д. В результате чего создаются или находятся в стадии формирования различные области социальной этики: хозяйственная этика, политическая этика, этика глобальных проблем, этика науки и техники и т.д. • Прикладной уровень знаний (прикладная этика). Изучает действие морали в конкретной человеческой деятельности для получения ощутимых результатов, например в сфере бизнеса, медицины, педагогики, спорта и т.д. К прикладной этике относятся профессиональная этика и этика нравственного воспитания. По уровню конкретизации изучаемых проблем к прикладной этике примыкает дескриптивная этика. Она описывает нравы, обычаи, традиции конкретного этноса, социальной группы, общества, существующих в данных исторических условиях. Некоторые из этих задач решаются с использованием сведений из этнографии и социологии.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |