Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История этикета. Разговор о ступенях развития и формирования этикета следует начать с эпохи античности – именно к этому периоду относится начало научения людей навыкам

1.1 Эпоха античности

 

Разговор о ступенях развития и формирования этикета следует начать с эпохи античности – именно к этому периоду относится начало научения людей навыкам «красивого» поведения. Само красивое поведение в то время практически совпадало с добродетелями античного человека, его представлениями о нравственности и гражданственности. Основой этого поведения было сочетание совершенства телесного сложения и духовно-нравственного склада, красоты и силы, справедливости и целомудрия, мужества и разумности. У древних греков и римлян отсутствовало противопоставление внешнего и внутреннего, и поэтому формально поведенческие нормы еще не были сформированы, а лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Кроме того, важным считалось не внешнее оформление поступка, не его форма, а его смысл, содержание. Философ Фалес говорил: «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим». Но в это же время формируется представление об обходительности, нравственном прообразе того, что мы называем манерами. Согласно концепции Аристотеля обходительность бывает трех видов: «Первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй — когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности — когда бывают гостеприимными застольниками».

 

1.2 Эпоха средневековья

 

Возникновение этикета, как сложившейся нормативной и достаточно формализованной системы, следует отнести к эпохе средневековья. Особенностью этого этапа культуры, повлекшего за собой значительные изменения в поведении людей, стало то, что культура того времени предполагала хорошую материальную основу жизни господствующего сословия, богатство и роскошь находящегося в праздности двора. Неслучайно сам термин «этикет», возникший в эту эпоху, при дворе французского короля Людовика ХIV, означал строго установленный порядок поведения при дворе монарха. Применение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию общества, и за пределы этого сословия не выходило. Важно, что в то время этикет задавал не только стандарты и каноны поведения, но и стандарты всего образа жизни дворянства, что способствовало излишней формализации, усложненности и даже запутанности правил этикета. Эта формализация явилось одной из предпосылок появления первых руководств по правилам хорошего тона: П.Альфонсо «Дисциплина клерикалис» 1204г., Бальтасаре де Кастильоне «Придворный» 1517г., Жиованни Дела Каза «Галатео или книга хороших манер» 1558г. и т.д.

 

1.3 Эпоха Нового времени

 

XVII век, отмеченный первыми революциями европейского масштаба, открыл Новое время, которое продолжалось, сопровождаемое целой полосой буржуазных революций, вплоть до начала XX века.

Своеобразие и проблемы эпохи не могли не отразиться на содержании и, особенно, на функционировании и развитии этикета, который чутко реагировал на все социо-культурные перемены.

XVII столетие в европейской культуре принято считать веком строгого рационализма, который имел корни в экономической, технической и научной деятельности эпохи. В это время господствующей формой в общественном сознании становится научное познание.

Своеобразная естественнонаучная точка зрения на область социальной и культурной жизни общества при всей своей ограниченности и прямолинейности все же позволяла приходить к любопытным и важным положениям. Так, идеи движения, бесконечных превращений и многоликости бытия, разрабатываемые в то время в физике, применительно к этикету привели к фактическому признанию недогматичности, изменчивости, подвижности заключенных в нем требований.

Господствовавший в то время рационализм и естественнонаучный анализ действительности способствовали тому, что в самих знаниях был сделан акцент на их технологичность. Этикет в этой связи стал рассматриваться как особый инструментарий, позволяющий сдерживать человеческие чувства, неуместные в обществе. Так Р. Декарт считал одной из основных задач воспитания — научение человека тому, как сдерживать чувства и при минимальном расходе сил получать максимальный эффект.

Английский философ Дж. Локк утверждал, что воспитанный человек в первую очередь должен обладать: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием. «Научите джентльмена господствовать над своими наклонностями и подчинять свои влечения разуму. Если это достигнуто и благодаря постоянной практике вошло в привычку, то самая трудная часть задачи выполнена».

 

1.4. История этикета в России

 

 

1.4.1. «Допетровская» эпоха

В России, не пережившей классического европейского средневековья, культура этикета распространилась значительно позднее, чем в Западной Европе, в первой половине XVIII века.

Но предшествовавшие этикету формы регламентации, подкрепленные обычаями и нормами православной морали, были достаточно широко представлены в среде высших слоев России в XVI XVII вв. Убедительным примером этого служит «Домострой» — свод правил поведения, получивший свою законченную форму к середине XVI века. Этот кодекс поведения, представлял собой «обрядник всего, что делать и как жить», устанавливал строгую иерархию в отношениях между людьми и требовал точного соблюдения определенных циклов в организации жизненных процессов как семьи, имения, так и города, государства. Домострой охватывал практически все стороны жизни помещиков и крестьян. В нем имелись указания по воспитанию детей, ведению хозяйства, приготовлению пищи, приему гостей, свадебным ритуалам, торговле.

 

1.4.2. Россия времен реформ Петра 1

 

Уклад жизни российского дворянства начал быстро меняться в бурную эпоху Петра I, с которой и связаны основные моменты в формировании светского этикета в России.

Поставив своей задачей европеизацию жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Он преследовал три основные цели: приобщение русской женщины к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, принятым в Европе; слияние различных классов и их смешение с иностранцами; Как известно, последняя цель не была достигнута — русские дамы упорно выбирали своими кавалерами только соотечественников, зато две другие во многом реализовались.

Реформы, проведенные Петром I, оказали значительное влияние на жизнь дворянства. Молодые люди — отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров — получили возможность обучаться в высших учебных заведениях, где они овладевали светскими приличиями, учились танцам, фехтованию, искусству красноречия, танцам. Обучение во многом базировалось на специальных руководствах, повествующих о том, как вести себя в обществе.

Ведущее место среди них принадлежит книге «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению». Эта книга была впервые напечатана 4 февраля 1717 года и затем переиздавалась еще 3 раза. Она была предназначена для дворянского сословия и интересна тем, что нормы поведения, заимствованные из европейской жизни в ней были адаптированы к отечественной действительности:

«Отрок должен быть весьма учтив и вежлив, как в словах, так и в делах: на руку не дерзок и не драчлив. Также, встретив знакомого, за три шага должен шляпу приятным образом снять, а не мимо прошедши и назад оглядываясь приветствовать его. Ибо быть вежливым на словах, а шляпу держать в руках неизбыточно, а похвалы достойно. И лучше когда про кого говорят: он вежливый, смиренный и молодец, нежели когда скажут про которого, он есть спесивый болван».

«Младые отроки должны между собой всегда говорить на иностранных языках, дабы тем навыкнуть могли: а особенно, когда им что тайное говорить случится, чтобы слуги и служанки дознаться не могли и чтобы можно было их от других не знающих болванов распознать».

Еще одна интересная особенность этой книги заключалась в том, что последние ее главы были посвящены девицам, которым надлежало иметь значительно больше добродетелей, нежели юношам: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и так далее. Особенно же ценилось у девиц умение краснеть, которое считалось признаком нравственной чистоты и смирения.

Социальные и экономические реформы Петра I сыграли свою положительную роль в развитии культуры тем, что разрушили затворнический образ жизни, характерный для допетровской эпохи. Увеличился круг общения, и само общение, в том числе мужчин и женщин, стало более раскрепощенным. Этикет приобрел действительно светский характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Изменилось отношение к красоте, была признана ценность внешней красоты, и идея о том, что красота должна быть открытой, чтобы приносить радость и удовольствие.

 

1.4.3 Россия в «послепетровскую» эпоху

 

В послепетровское время, когда Российское государство и его ведущее сословие — дворянское — были уже достаточно крепкими, когда боярские нравы были преодолены, в России установился период относительно спокойной, размеренной и выстроенной в западной манере жизни дворянства. Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание игровой, формальной стороны этикета над его нравственным содержанием — все это признаки дворянского этикета XVIII в. Законодателем роскоши и блеска стал императорский двор. У Петра I не было своего двора, поскольку те средства, которые предназначались на содержание государя, он ассигновал на общие нужды государства. После его смерти все коренным образом изменилось — изобилие и роскошь русского двора изумляли даже французов. Чтобы быть при царском дворе на хорошем счету, необходимо было тратить значительные деньги на наряды и украшения, иначе можно было затеряться в пестрой раззолоченной толпе, заполнявшей дворцовые апартаменты.

Культурное своеобразие русской светской жизни было надолго потеряно и только к XIX веку удалось воспитать тип человека-интеллигента, сочетающего в себе черты лучших образцов эпохи античности с последующей образованностью.

Интеллигент — человек образованный, просвещенный, несущий в себе лучшие, прогрессивные черты своей эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения. Не случайно этот слой людей в России получил еще одно название — «просвещенный читатель». Книга в России того времени часто уподоблялась иконе, отражая духовный авторитет и духовное руководство. Чтение не было просто интеллектуальным занятием, это была некая нравственная обязанность и одновременно нравственная заслуга. Поэтому вполне естественно, что интеллигент — человек с книгой, человек, читающий ее, а тем более пишущий — стал духовным руководителем и авторитетом. А культура речи, которая вырабатывалась в результате постоянного общения с книгой, стала отличительной чертой интеллигентного человека.

Интеллигент был воплощением идейности, духовности, непрерывного самосовершенствования, личной нравственной ответственности перед обществом за свои действия и поступки, которые при этом должны были отличаться тонкостью и деликатностью.

В среде интеллигенции вырабатывались свои каноны приличного и достойного поведения. Этикетный кодекс интеллигента включал в себя заниженное внимание ко всему внешнему, поверхностному: интерьерам, роскоши одежды, различным этикетным атрибутам. Демократичность, неброскость, игнорирование дорогих украшений, обязательное наличие хотя бы небольшой библиотеки создавали стиль жизни интеллигента. Для него главным являлось не внешнее впечатление, производимое им в обществе, не манеры сами по себе, хотя им всегда отдавалось должное, а нравственное, духовное личностное начало. Кантовский лозунг: «Имей мужество пользоваться собственным разумом!» — становится очень популярным в среде русской интеллигенции. В этой ориентации сознания и нравов на разумность, нравственность, демократизм и служение Отечеству прослеживается преемственность русского интеллигента ХIХ в. с лучшими чертами личностного образца эпохи античности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свобода как нравственная ценность | Основные принципы этикета
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.