КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Педагогика в системе наук о человеке
Содержание изучаемого материала: 1. Что представляет собой педагогика? Что она изучает? Каковы ее основные функции?
Функции педагогической науки обусловлены ее предметом. I. Теоретическая функция реализуется на трех уровнях: /. Описательный или объяснительный - изучение передового и новаторского педагогического опыта. 2. Диагностический - выявление состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих. 3. Прогностический - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. II. Технологическая функция предлагает также три уровня реализации: 1. Проективный - разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций). 2. Преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику. 2. Рефлексивный - оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и их коррекция. 3. Воспитательная (образовательная) функция - формирующее воздействие на человека системы приобретенных знаний.
2. Какими понятиями оперирует педагогическая наука? Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников с целью решения задач образования.
Педагогическое взаимодействие - преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Образование – это: 1) процесс педагогически организованной социализации личности» 2)процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития ее творческих сил и способностей (Ю.К. Бабанский); 3) освоение определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития (И.Б. Котова, С. А. Смирнов, Е.Н. Шиянов).
Обучение – 1) целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека (Ю.К. Бабанский); 2) целенаправленный, социально и личностно обусловленный педагогически организованный процесс развития ребенка на основе освоения системы научных ЗУН, способов деятельности, материальной и духовной культуры (В.И. Загвязинский).
Воспитание: 1) управление развитием человека как субъекта деятельности, личности, индивидуальности; целенаправленное создание условий для освоения ребенком культуры, перевода ее в личностный опыт с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития и самостоятельности (В.А.. Караковский, Л.И. Новикова).
Развитие - процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (Ю.К. Бабанский).
Социализация - усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
3. Какова структура педагогики? Педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В ее структуру входят научные дисциплины: 1..Общая педагогика 2. Теория воспитания 3. Теория обучения (дидактика) 4. Частные методики (предметные дидактики) 5. Теория управления. 6. Возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых,. 7. Коррекционная педагогика: - сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия. 9. Сравнительная педагогика. Отрасли педагогики: 1.Дошкольная педагогика. 2. Педагогика школы. 3. Профессиональная педагогика 4. Гигиена детей и подростков. 5. Производственная педагогика. 6. Военная педагогика 7. Семейная педагогика 8. Этнопедагогика. 9. Исправительно-трудовая педагогика.
4. Как связаны педагогическая наука и практика? - наука и практика реализуют функцию подготовки ребенка к жизни и труду в общества; - научные исследования направлены на совершенствование педагогического процесса; - педагогическая практика является источником научных исследований;
5. Как педагогика связана с другими науками? - использование основных идей, теоретических положений других наук (связь с философией); - использование методов исследования (с психологией); - использование данных, конкретных результатов исследования (с психологией, медициной, физиологией); - комплексные исследования – проявление всех выше названных форм связи.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |