Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Методика преподавания русского языка как наука

ЯЗЫКОЗНАНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

Римские грамматисты, по существу, слепо следовали правилам гречес­кой грамматики, прилагая их к латинскому языку.

Греческая грамматика попала в Рим во II в до н.э.. По примеру греков и римляне стали исследовать свой латинский язык.

Из римских языкове­дов следует отметить прежде всего Марка Теренция Варрона (116-27 до н.э.), автора работ "О латинском языке", "О сходстве слов", "О происхождении латинского языка", Квинта Реммия Палемона (ок. 10—75), Элия Доната (IV в.), Присциана (VI в. Н.э.).

В середине IV в.н.э. в Риме вышли грамматики Элия ДОната – обширная „Ars grammatica“ и сокращенная „Ars minor“.

Присциан жил и работал в Константинополе и написал там самую обширную грамматику латинского языка под названием «грамматическое учение», в 18 книгах.

В римском языкознании впервые появились работы, посвященные со­поставительному изучению греческого и латинского языков. Сопоставляя латинский язык с греческим, Варрон обосновал наличие в латинском языке отложительного падежа (аблатива). Палемон впервые в античном языко­знании выделил междометие в качестве самостоятельной части речи. Он внес значительный вклад в создание латинской лингвистической термино­логии. "Грамматическое руководство" Элия Доната в популярной форме вопросов и ответов излагало сведения по фонетике, письму и стихосложению, учение о частях речи и стилистику. Рекомендованная в качестве основ­ного учебника латинского языка для монастырских школ грамматика Доната в течение почти тысячи лет служила основным грамматическим пособием, а имя Доната стало синонимом слова "грамматика".

К особенностям греко-римской грамматической традиции следует отнести то, что ученые занимались изучением только греческого и латинского языков, а также то, что в своих грамматических теориях они в значительной степени зависели от философии, логики. Но вместе с тем не следует забывать, что "грамматическая система Европы вплоть до XIX в. основывалась на лингвистическом учении греков в его измененном на римской почве виде".

План

1. Предмет, цель, задачи и разделы методики преподавания русского языка.

2. Связь методики русского языка с другими науками.

3. Методы исследования в методике преподавания русского языка.

4. Действующие программы по русскому языку (авторы, структура).

5. Действующие школьные учебники по русскому языку в начальной школе: их функции и основные структурные компоненты.

Литература:

1. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – М.: Либроком, 2010. – 360 с.

2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: [учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464 с. (Михаил Ростиславович Львов, Всеслав Гаврилович Горецкий, Ольга Вадимовна Сосоновская).

3. Програми для середньої загальноосвітньої школи з російською мовою навчання. 1–4 класи. – К.: «Початкова школа». – 2006. – 192 с.

4. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский; под ред. Е. Н. Медынского и И. Ф. Свадковского. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1945. – 566 с.

5. Учебные программы для общеобразовательных учебн. завед. с обучением на русском языке. 1–4 классы. – К.: Видавничий дім «Освіта», 2012. – 144 с.

Информационные ресурсы:

http://www.pochatkova-shkola.net/journal.htm – Початкова школа

http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/ – Начальная школа плюс До и После

http://n-shkola.ru/ – Начальная школа

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Александрийская эпоха | Связь методики русского языка с другими науками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.