Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и сущность социального государства

Модели социального государства.

Функции социального государства.

Понятие и сущность социального государства.

План.

Лекция 1. Теоретико-методологические основы изучения социального государства.

Понятие "социальное государство" впервые появилось в научной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате ана­лиза развития капитализма, а также классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального госу­дарства экономист Лоренц фон Штейн счи­тал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низ­ших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. Государство должно осуществлять экономический и обще­ственный прогресс всех своих членов, при котором развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия. Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли: А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф, Нойманн.

В конституциях ряда европейских стран понятие "социальное государство" стало появляться после Второй мировой войны, в частности, в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., Конституции Испании в 1978 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восста­новлении равенства и свободы граждан, обеспечении соци­альной солидарности общества, заботы имущих и работаю­щих о неимущих и неработающих, в осуществлении эконо­мического и общественного прогресса всех членов государ­ства, так как развитие одного — условие и следствие разви­тия другого.

Необходимой ясности о сущности социального государства в отечественной и мировой науке в настоящее время нет. Отсутствуют системные представления об эволюции социальных обязательств государства от стихийной благотворительности до собственно социальной политики. Открытым остается вопрос и о существовании набора критериев, наличие которых позволило бы отнести то или иное государство к категории социального. При отсутствии критериев нет возможности фиксации нового, социального качества, появляющегося у государства с развитием его социальных функций, определения стартовой точки отсчета деятельности государства в его новом качестве и прослеживания динамики его развития.

Ряд авторов считают, что социальное государство формируется на определенном историческом этапе эволюции общества. Спорным является вопрос об экономической эффективности социального государства. В частности, ряд авторов считают, что в социальном государстве из экономики отвлекаются огромные невосполнимые ресурсы и возрастают иждивенческие настроения (В.Е.Бодюль, Р.Дарендорф, Дж.Стиглиц), тогда как другие (Н.Гриценко, Д.Риттер) подчеркивают его экономическую и социальную эффективность. Ряд авто­ров социальные проблемы государства рассматривают в рам­ках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (зарубежные авторы — К. Ватрин, Г. Вильгеродот, X. Ламперт и др.; отечественные ученые — Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский).

Многие зарубежные и отечественные исследователи на­ряду с понятием "социальное государство" в качестве сино­нимов нередко употребляют термин "государство всеобще­го благоденствия". В теоретическом плане концепция государства всеобще­го благоденствия вбирает в себя концепцию английского эко­номиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходи­мость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы концепции государства всеоб­щего благоденствия связывают свои надежды с перспектива­ми развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству от­водится роль нейтральной, "надклассовой" силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем уста­новления принципа справедливого распределения и обеспе­чения благосостояния всех членов общества, перераспреде­ления доходов, уничтожив, таким образом, неравенство. Госу­дарство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвер­дить возможности радикального преобразования общества, прежде всего, в вопросах распределения собственности, до­ходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. Главное средство обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами — экономический рост.

Некоторые принципы социального государства разраба­тывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX — начале XX в. Профессор Московского уни­верситета Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в пе­рераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мне­нию, должна быть благотворительность, и только потом — государство. Эта схема может найти свое применение в эко­номически слабой России на начальном этапе становления социального государства. П.И. Новогородцев считал социальное реформирование общества необходимым обеспечением каждому права на дос­тойное человеческое существование.

В различных публикациях можно найти множество определений социального государства. Весьма распространено мнение о социальном государстве-благодетеле, оказывающим помощь социально-ущемленным группам общества, а о социальной политике как защитной реакции общества на последствия процессов, протекающих в экономике, политике и прочих областях. Именно этим объясняется некоторая однобокость исследований социальных реформ. Нормы, диктуемые модернизирующимся обществом, и то, что называется вызовами XXI века, меняют детерминанты социального измерения, заставляют расширить сферу действий и интересов социальной политики, учитывая глобализацию многих проблем, изменение промышленных отношений и социальной структуры общества. Глобализация нарушает сложившийся баланс сил не только на международном уровне, но и во внутренней жизни той или иной страны.

"Социальное государство — способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими... Организа­ция общественной жизни в социальном государстве характе­ризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах…" (Бочаров М.П.).

"Социальное государство - это такая форма организа­ции общества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духов­ных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает макси­мальное соответствие между естественным правами и обя­занностями члена общества и его материальным вознаграж­дением, т. е. создает в обществе наиболее благоприятный со­циальный климат" (Каменецкий В.А., Патрикеев В.П.).

"Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономи­ку, направленную на стабильное обеспечение высокого жиз­ненного уровня и занятости населения, реальное осуществ­ление прав и свобод граждан, создание своевременных и до­ступных всем гражданам систем образования, здравоохране­ния, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения" (Гриценко Н.И.).

"Социальное государство - государство, политика ко­торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направления, по которым реализуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установле­ние гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государствен­ных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты" (Шарков Ф.И.)

Социальным "называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности» (Баглай М.В.).

"Социальное государство — понятие, призванное под­черкнуть, что социальные проблемы входят в состав при­оритетных для данного государства... Из понятия "социаль­ное государство" непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальны­ми проблемами существенно в социально-психологическом плане" (Волгин Н.А.).

Социальное государство стоит как бы на трех китах: социальное партнерство, социальная ответственность и социальная справедливость. Чтобы эти идеи реализовались, необходимо усвоение и поддержка этих идей обществом. Отсюда – необходимое условие для появления социального государства – наличие гражданского общества, связанного общими идеями и взаимопониманием, нацеленного на стратегические цели социального и экономического развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Функции социального государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.