Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уточнение информационных потребностей

Функции и структура эскиза проекта

Проект исследования

Большинство эмпирических исследований в настоящее время характеризуются двумя особенностями: фактором «неожиданности» и фактором «заказчика».

«Неожиданность» определяется как тем, что к профессиональному социологу могут обратиться с предложением (потенциальным заказом) о проведении исследования по проблеме, которой он раньше не занимался,

Фактор «заказчика» определяется особенностями взаимодействия с людьми, которые, сами не являясь исследователями, редко бывают осведомлены как о возможностях, так и о границах возможностей эмпирического социального исследования. От правильной стратегии и тактики поведения социолога-исполнителя на начальном этапе сотрудничества зависит основной конечный успех работы.

1. Первым этапом в разработке проекта исследования является работа с эскизом проекта.

Эскиз проекта исследования — это перечень пунктов (вопросов), которые необходимо уточнить до начала работы. Именно на основании работы с эскизом готовится проект и, в конечном итоге, принимается решение о том, целесообразно ли проводить данное эмпирическое исследование.

Составление эскиза позволяет:

1) уточнить предмет исследования;

2) определить реальную стоимость затрат и ресурсов;

3) согласовать вопросы, которые нередко становятся предметом спора или конфликта по окончании исследования.

Работа с эскизом исследования позволяет избежать «эффекта отсутствия результата».

Структура Эскиза проекта.

1. Информационные потребности.

2. Программа исследования.

3. Генеральная совокупность и выборка.

4. Инструментарий (анкета, опросный лист).

5. Сбор информации.

6. Обработка и анализ данных.

7. Отчет (оформление результатов исследования).

8. Потребности и ресурсы.

9. График и смета.

10. Общая стоимость исследования.

Последовательность уточнения пунктов эскиза условна.

В академической социологии этот элемент называется «определение проблемы, предмета и цели исследования» и в своем разрешении должен дать ответ на вопросы: 1) что, собственно, изучается? 2) для чего проводится эмпирическое исследование?

Восприятие проблемы часто выглядит примерно так: «Переход к рыночной экономике — это проблема», «Преступность среди молодежи — это проблема», «Обострение межнациональных отношений — это проблема».Однако формулировка, определяющая то, в чем, собственно, заключается проблема, — представляет собой сложную творческую задачу, далеко не всем посильно разрешение этой задачи. Однако в проведении многих эмпирических исследований вполне допустимо ее упрощение.

Таким образом, информационный запрос представляет собой вопросы, написанные в произвольной форме, требующие ответа в результате эмпирического социологического исследования.

В процессе формулировки вопросов особое внимание должно быть уделено их конкретизации. Например, на первый взгляд, достаточно конкретным представляется следующий информационный запрос: «Получить в результате исследования конкретные рекомендации, как должен поступать руководитель в случае конфликта с подчиненным». Но для социолога подобный информационный запрос не является конкретным. Здесь необходимо уточнить, какого рода конфликты интересуют заказчика (деловые, межличностные, этические и т.д.) — уточнение сфер, предмета или причин конфликтов. Также необходимо уточнить, какой результат разрешения конфликтов волнует заказчика в первую очередь.

Информационный запрос переформулируется таким образом: «Как должен поступать руководитель в случае конфликтов с подчиненными, чтобы добиться... а) уважения подчиненных; б) улучшения производственных показателей; в) уменьшения текучести кадров; г) улучшения социально-психологического климата в коллективе и т.п.

Обычно на просьбу социолога уточнить, какие из вопросов интересуют прежде всего, следует первая реакция заказчика: интересует все! Однако расширение круга вопросов повышает стоимость исследования (за счет увеличения объема анкеты, времени обработки и анализа материала) Поэтому желательно установить приоритетность различных аспектов проблемы.

Для социолога, планирующего авторское исследование, такой перечень вопросов (даже при наличии сформулированной темы и проблемы исследования) является контрольным регистром на всех этапах работы: контроль конкретности и осознанности проблемы, определение генеральной совокупности, контроль адекватности подготовленного инструментария поставленным задачам (на все ли поставленные вопросы позволит ответить составленная анкета), выбор методов статистического анализа собранного материала, содержание отчета.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможности и ограничения | Определение генеральной совокупности и выборки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.