Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представление об информационном обществе




На протяжении всей истории развития человеческой цивили­зации основным предметом труда являлись объекты материаль­ной сферы, а могущество государства определялось в первую очередь его золотым запасом, богатством природных ресурсов, размерами территории и выгодным месторасположением, числен­ностью населения и т.п. В этих условиях основная часть трудо­способного населения была занята в сфере материального произ­водства и обслуживания, а основные научно-производственные усилия общества направлялись на совершенствование машин, механизмов, инструментов и технологий, облегчающих работу с материальными объектами.

Справка: Рост объема накапливаемых человечеством знаний характе­ризовался увеличением темпов прироста объемов используемой информации. Так, если в XVIII в. эти объемы удваивались каж­дые 50 лет, то к 1950 г. - каждые 10 лет, а к 1970 г. - каждые 5 лет, сейчас такое удвоение происходит примерно каждые 2 года.

Рост объемов информации, перерабатываемой в процессе че­ловеческой деятельности, сопровождается постоянным перерасп­ределением трудовых ресурсов из сферы материального производ­ства в информационную сферу. Особенно ярко это проявляется в промышленно развитых странах. Например, если в 1880 г. на долю работников, занятых в информационной сфере США, приходи­лось только 5% общей численности работающих, то в дальнейшем этот показатель менялся следующим образом: в 1900 г. -10%, в 1946 г. - 30%, в 1980 г. - 45 %, в 1990 г. - 51%. В 2000 г., по прогнозам специалистов, свыше 60% работающих в США долж­но быть занято в информационной сфере и только около 40% - в сфере материального производства и обслуживания.

Ряд современных отечественных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества разделяют сегодня точку зрения, благодаря которой история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций. При этом под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами органи­зации общественного производства и жизнеобеспече­ния общества.

Таким образом, не тип государственного устройства является главным отличительным признаком того или иного этапа цивилизационного развития общества, а именно его технологический уклад, который и опреде­ляет весь образ жизни и деятельности людей.

Профессор А.И. Ракитов одним из первых россий­ских ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В своих работах он убедительно показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

По мнению А.И. Ракитова существо информацион­ной революции заключается в «изменении инструмен­тальной основы, способа передачи и хранения ин­формации, а также объема информации, доступной активной части населения». Другими словами, ин­формационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств инфор­матики и на качественно новый уровень развития про­цессов информационного взаимодействия.

В настоящее время принято выделять шесть основ­ных информационных революций за всю историю раз­вития человеческого общества.

Ряд современных отечественных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества разделяют сегодня точку зрения, благодаря которой история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций. При этом под технологической революцией понимается радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами органи­зации общественного производства и жизнеобеспече­ния общества.

Таким образом, не тип государственного устройства является главным отличительным признаком того или иного этапа цивилизационного развития общества, а именно его технологический уклад, который и опреде­ляет весь образ жизни и деятельности людей.

Профессор А.И. Ракитов одним из первых россий­ских ученых обратил внимание на тесную связь между технологическими и информационными революциями в истории развития цивилизации. В своих работах он убедительно показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития.

По мнению А.И. Ракитова. существо информацион­ной революции заключается в «изменении инструмен­тальной основы, способа передачи и хранения ин­формации, а также объема информации, доступной активной части населения» [31], Другими словами, ин­формационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств инфор­матики и на качественно новый уровень развития про­цессов информационного взаимодействия.

В настоящее время принято выделять шесть основ­ных информационных революций за всю историю раз­вития человеческого общества.

Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное вли­яние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и на­выков рациональной организации этой деятельности.

Язык сделал возможным развитие процессов абст­рактного мышления, т, е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распростра­нения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обще­стве всеобщим уважением как хранители и распрост­ранители древних знаний. В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди — старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распростране­ния знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую инфор­мационную революцию большинство современных ис­следователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить со­хранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, со­здать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в раз­витии цивилизации, последствия которого мы ощуща­ем до настоящего времени. Ведь именно с изобретени­ем письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Существенным образом изменилась и информаци­онная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми по­средством обмена письменными сообщениями. Появи-лись исторические летописи, поэзия илитература, заро­дились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культу­рой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.

Естественно, что появление письменности послужи­ло мощным фактором для накопления и распростране­ния знаний в области организации многих производ­ственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и ри­сунков представляла собой процесс зарождения «тех­нологии» — нового понятия в области развития цивили­зации, которому суждено было сыграть решающую роль в процессе ее дальнейшего развития. Третья информационная революция началась в эпо­ху возрождения и связана с изобретением книгопеча­тания, которое следует признать одной из первых эф­фективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произо­шел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое глав­ное — началось и более широкое распространение ин­формации, научных знаний и информационной культу­ры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Пе­чатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, большая тиражность печатных книг и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными кни­гами — все это привело к тому, что в обществе суще­ственно расширились возможности для получения зна­ний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходи­мых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Пли­ния и Марко Поло. И только появление их печатных изданий позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совер­шенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии ста­ли одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изда­ниях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя об­щим закономерностям увеличения объемов информа-

ции в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое ис­пользование в последние годы различного рода элект­ронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более ши­роко распространяться такие новые средства информа­ционной коммуникации, как радио, телефон и телеви­дение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чув­ства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей стра­ны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чув­ствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим сво­его существования в отрыве от мирового информацион­ного пространства. А это очень важный аспект форми­рования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в опре­деленной степени, гражданином всего мира.

Новью качества, которые принесла в информаци­онную сферу общества третья информационная рево­люция, заключаются не только в том, что по новым ком­муникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что ин­формационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, кото­рое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляюще­му большинству ее обитателей, где бы они ни находи­лись. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» — планеты Земля. Таким образом информационная рево­люция изменяет общественное сознание всего челове­чества, делает его все более глобальным. Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социаль­ной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной ин­формации кардинальным образом изменило возможно­сти человека по активизации и эффективному исполь­зованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персо­нальные ЭВМ. Их появление произвело подлинный пе­реворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогичес­кой и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост но­вых информационных технологий, специально ориенти­рованных на использование возможностей современ­ной вычислительной техники и, в первую очередь, — возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти се­годня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале наступающего XXI века мы станем свиде­телями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным обра­зом повысят возможности человека по хранению: по­иску, обработке и передаче информации.

Так например, японская фирма TOSHIBA уже объявила о своей новой программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В ре­зультате реализации этой программы фирма планиру­ет создать семейство портативных персональных ЭВМ с исключительно высокими характеристиками. Пред­полагается, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему ин­формации, который содержится в 40—50 тысячах книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров обычного портси-тара, а его стоимость составит около двух тысяч дол- 4D ларов США.

Вполне вероятно, что появление и массовое распро­странение ПЭВМ с такими характеристиками суще­ственным образом расширит сферу социального при­менения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия это­го процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое ка­чество, которое принесла человечеству пятая информа­ционная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей ин­теллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда н«было, и именно это должно поднять цивили­зацию на качественно новую ступень развития.

 

В ряде стран мира сегодня обсуждается новая кон­цепция социально-экономического развития общества, основанная на все более тлироком использовании зна­ний. Предполагается, что создание распределенной си­стемы общенациональных и региональных знаний и их использование в качестве стратегического ресурса раз­вития позволит решить многие проблемы экономики, экологии, урбанизации, занятости населения, а также проблемы развития образования, культуры и демокра­тизации общества, С этой целью разрабатываются и осуществляются государственные и региональные про­граммы. Начался этот процесс и в России.

Исследования показывают, что информатизация общества не является научно-технической модой. Это не кратковременная компания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качествен­но новую стадию своего развития [ 1 ]. Человечество всту­пает в новую эру — эру информации. В ближайшем бу­дущем информация станет не только результатом труда подавляющего большинства населения нашей планеты, но и объектом этого труда. Другими словами, все сферы деловой активности людей будут во все большей степе-ни связаны с использованием информации и научных знаний. А это означает и более высокий уровень интел­лектуализации общества, достижение которого потре­бует радикальных изменений в системе образования.

Информатизация общества оказывает революцион­ное воздействие на все сферы жизнедеятельности об­щества, кардинально изменяет условия жизни и деятель­ности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует ква­лифицировать как новую социотехническую револю­цию, информационную основу которой составляет ше­стая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивили­зации — информационного общества.

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, пос­ле которых начинались качественно иные этапы раз­вития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально но­вых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социаль­но-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную рево­люцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особен­ности, которые безусловно заслуживают самого при­стального и объективного научного анализа.

в 2.2. Информатизация общества как глобальный процесс _______________

Определение понятия «информатизация»

Термин «информатизация» появился в отечествен­ной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной пп-требности ко все более широкому использованию

средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.

Федеральный закон «Об информации, информати­зации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение;

«Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информаци­онных потребностей и реализации прав граждан, орга­нов государственной власти, органов местного самоуп­равления, организаций, общественных объединен и и на основе формирования и использования информационных ресурсови|32].

При этом сами информационные ресурсы опреде­ляются в этом законе как «отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах {библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информацион­ных системах)».

Вышеуказанный закон распространяется лишь на вполне конкретный класс информации, а именно — на информацию документированную, т, е. уже полученную, объективированную и зафиксированную на материаль­ном носителе. Однако, несмотря на это, значение этого закона для развития процесса информатизации в России трудно переоценить. В нем впервые в законодательной практике нашей страны предпринята попытка отразить в достаточно строгих и понятных современным юристам терминах весьма сложное и комплексное представление о таком совершенно новом явлении в развитии цивили­зации, каким является процесс формирования «современ­но/о информационного общества, имеющего целью повы­шение эффективности создания, преобразования и потребления информации на основе главным образом лерспективных информационных технологий» [32].

Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основойэтого развития провозглашается формирование и ис­пользование информационных ресурсов. >•> •. ч -f.

Более широкое философское определение понятия «информатизация» принадлежит академику А.П. Ершо­ву, который писал: «Информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использо­вания достоверного, исчерпывающего и своевременно­го знания во всех общественно значимых видах челове­ческой деятельности» (33]. При этом он подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом об­щества в целом, во многом обусловливающим его спо­собность к успешному развитию».

заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Ведь именно развитие языка оказало колоссальное вли­яние на развитие сознания людей, а его использование в их практической деятельности стало информационной основой создания первых технологий, т. е. знаний и на­выков рациональной организации этой деятельности. Язык сделал возможным развитие процессов абст­рактного мышления, т, е. зарождения интеллектуальной деятельности людей, а также накопления и распростра­нения знаний, которые передавались из поколения в поколение в виде легенд, мифов и сказаний. Ведь не даром во все времена сказители пользовались в обще­стве всеобщим уважением как хранители и распрост­ранители древних знаний. В первобытном обществе использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди — старейшины, жрецы, шаманы. В этих условиях процессы накопления и распростране­ния знаний в обществе осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний было недостаточно надежным. Со смертью их носителей многие знания утрачивались и должны были формироваться заново. На это уходили многие столетия.

Ситуация коренным образом изменилась, когда люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков, чертежей, условных знаков, многие из которых сохранились до настоящего времени. Именно поэтому вторую инфор­мационную революцию большинство современных ис­следователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить со­хранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, со­здать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Это был крупнейший шаг в раз­витии цивилизации, последствия которого мы ощуща­ем до настоящего времени. Ведь именно с изобретени­ем письменности стало возможным развитие науки и культуры в современном понимании этих терминов.

Существенным образом изменилась и информаци­онная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми по­средством обмена письменными сообщениями. Появи-лисьисторическиелетописи, поэзия илитература, заро­дились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культу­рой. Новый смысл приобрело и понятие «образование». Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своем родном языке, но и на других языках.

Естественно, что появление письменности послужи­ло мощным фактором для накопления и распростране­ния знаний в области организации многих производ­ственных и социальных процессов. Фиксация этого опыта в виде рукописных документов, чертежей и ри­сунков представляла собой процесс зарождения «тех­нологии» — нового понятия в области развития цивили­зации, которому суждено было сыграть решающую роль в процессе ее дальнейшего развития. Третья информационная революция началась в эпо­ху возрождения и связана с изобретением книгопеча­тания, которое следует признать одной из первых эф­фективных информационных технологий. Широкое внедрение этого изобретения в социальную практику привело к первому информационному взрыву. Произо­шел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое глав­ное — началось и более широкое распространение ин­формации, научных знаний и информационной культу­ры. Появились первые библиотеки печатных книг, сначала частного характера, а затем и публичные. Пе­чатная книга стала главным хранителем и источником знаний.

Относительная простота процесса книгопечатания, большая тиражность печатных книг и их существенно меньшая стоимость по сравнению с рукописными кни­гами — все это привело к тому, что в обществе суще­ственно расширились возможности для получения зна­ний, образования и самообразования. Без изобретения книгопечатания Колумб не смог бы получить необходи­мых знаний для того, чтобы совершить свое знаменитое путешествие к берегам Америки. Ведь сыну бедного ткача были недоступны дорогостоящие рукописи Пли­ния и Марко Поло. И только появление их печатных изданий позволило ему получить необходимые знания для формирования идеи о кругосветном путешествии.

Под воздействием быстро возрастающего спроса на печатные издания появились и стали быстро совер­шенствоваться технологии для подготовки и издания различного рода печатной продукции. Типографии ста­ли одним из распространенных видов промышленных предприятий.

Своего апогея третья информационная революция достигла, по-видимому, с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т. п. Общий годовой объем информации в такого рода изда­ниях сегодня быстро возрастает. При этом, следуя об­щим закономерностям увеличения объемов информа-

ции в мире, объемы печатной продукции продолжают расти, несмотря на появление и все более широкое ис­пользование в последние годы различного рода элект­ронных носителей информации.

Четвертая информационная революция началась в XIX веке, когда были изобретены и стали все более ши­роко распространяться такие новые средства информа­ционной коммуникации, как радио, телефон и телеви­дение. Эти средства имеются сегодня в развитых странах практически в каждой семье и оказывают значительное воздействие на формирование общественного сознания. Благодаря этим средствам люди уже не испытывают чув­ства одиночества и изолированности от окружающего их общества. Ведь они сегодня подключены к общему информационному пространству не только своей стра­ны, но и значительной части всей нашей планеты.

Именно это позволяет сейчас многим людям чув­ствовать свою сопричастность к происходящим в мире событиям, быть в курсе политической, экономической и культурной жизни планеты. Мы уже не мыслим сво­его существования в отрыве от мирового информацион­ного пространства. А это очень важный аспект форми­рования сознания человека, который сегодня ощущает себя не только гражданином своей страны, но и, в опре­деленной степени, гражданином всего мира.

Новью качества, которые принесла в информаци­онную сферу общества третья информационная рево­люция, заключаются не только в том, что по новым ком­муникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объемы информации, но также и в том, что ин­формационные коммуникации стали осуществляться с более высокой оперативностью. Любое событие, кото­рое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляюще­му большинству ее обитателей, где бы они ни находи­лись. Именно поэтому мы все больше начинаем ощущать себя жителями единого общечеловеческого «дома» — планеты Земля. Таким образом информационная рево­люция изменяет общественное сознание всего челове­чества, делает его все более глобальным. Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века, т. е. с того времени, когда в социаль­ной практике стали использоваться средства цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной, экономической и социальной ин­формации кардинальным образом изменило возможно­сти человека по активизации и эффективному исполь­зованию информационных ресурсов.

Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персо­нальные ЭВМ. Их появление произвело подлинный пе­реворот в информационной сфере общества, во многом изменило психологию и практику научной, педагогичес­кой и производственной деятельности людей.

Появление ЭВМ вызвало к жизни бурный рост но­вых информационных технологий, специально ориенти­рованных на использование возможностей современ­ной вычислительной техники и, в первую очередь, — возможностей персональных ЭВМ. Возможности эти се­годня далеко не исчерпаны, и вполне вероятно, что в самом начале наступающего XXI века мы станем свиде­телями появления новых высокоэффективных средств вычислительной техники, которые существенным обра­зом повысят возможности человека по хранению: по­иску, обработке и передаче информации.

Так например, японская фирма TOSHIBA уже объявила о своей новой программе совершенствования персональных компьютеров типа NOTEBOOK. В ре­зультате реализации этой программы фирма планиру­ет создать семейство портативных персональных ЭВМ с исключительно высокими характеристиками. Пред­полагается, что объем долговременной памяти нового компьютера на 10 оптических дисках диаметром 17 мм составит около 20 Гбайт, что равноценно объему ин­формации, который содержится в 40—50 тысячах книг по 300 страниц каждая. При этом габариты самого компьютера не превысят размеров обычного портси-тара, а его стоимость составит около двух тысяч дол- 4D ларов США.

Вполне вероятно, что появление и массовое распро­странение ПЭВМ с такими характеристиками суще­ственным образом расширит сферу социального при­менения вычислительной техники, которая станет поистине персональной. Социальные последствия это­го процесса сегодня еще очень сложно прогнозировать, но, без сомнения, они будут весьма впечатляющими.

Однако самое важное и принципиально новое ка­чество, которое принесла человечеству пятая информа­ционная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей ин­теллектуальной деятельности. Такого в истории еще никогда н«было, и именно это должно поднять цивили­зацию на качественно новую ступень развития.

 

В ряде стран мира сегодня обсуждается новая кон­цепция социально-экономического развития общества, основанная на все более тлироком использовании зна­ний. Предполагается, что создание распределенной си­стемы общенациональных и региональных знаний и их использование в качестве стратегического ресурса раз­вития позволит решить многие проблемы экономики, экологии, урбанизации, занятости населения, а также проблемы развития образования, культуры и демокра­тизации общества, С этой целью разрабатываются и осуществляются государственные и региональные про­граммы. Начался этот процесс и в России.

Исследования показывают, что информатизация общества не является научно-технической модой. Это не кратковременная компания, а закономерный процесс развития цивилизации, которая переходит в качествен­но новую стадию своего развития [ 1 ]. Человечество всту­пает в новую эру — эру информации. В ближайшем бу­дущем информация станет не только результатом труда подавляющего большинства населения нашей планеты, но и объектом этого труда. Другими словами, все сферы деловой активности людей будут во все большей степе-ни связаны с использованием информации и научных знаний. А это означает и более высокий уровень интел­лектуализации общества, достижение которого потре­бует радикальных изменений в системе образования.

Информатизация общества оказывает революцион­ное воздействие на все сферы жизнедеятельности об­щества, кардинально изменяет условия жизни и деятель­ности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует ква­лифицировать как новую социотехническую револю­цию, информационную основу которой составляет ше­стая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивили­зации — информационного общества.

Информационные революции всегда являлись теми критическими точками всемирной истории, пос­ле которых начинались качественно иные этапы раз­вития цивилизации. Именно они являлись главными причинами появления и развития принципиально но­вых технологий, распространение которых приводило затем к радикальным изменениям и самого общества, которое переходило на новый уровень своего социаль­но-экономического развития. Так было всегда, и так это происходит сегодня, когда человечество переживает очередную, шестую по счету, информационную рево­люцию. В то же время сегодняшняя информационная революция имеет свои отличительные черты и особен­ности, которые безусловно заслуживают самого при­стального и объективного научного анализа.

в 2.2. Информатизация общества как глобальный процесс _______________

Определение понятия «информатизация»

Термин «информатизация» появился в отечествен­ной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной пп-требности ко все более широкому использованию

средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.

Федеральный закон «Об информации, информати­зации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение;

«Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информаци­онных потребностей и реализации прав граждан, орга­нов государственной власти, органов местного самоуп­равления, организаций, общественных объединен и и на основе формирования и использования информационных ресурсови|32].

При этом сами информационные ресурсы опреде­ляются в этом законе как «отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах {библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информацион­ных системах)».

Вышеуказанный закон распространяется лишь на вполне конкретный класс информации, а именно — на информацию документированную, т, е. уже полученную, объективированную и зафиксированную на материаль­ном носителе. Однако, несмотря на это, значение этого закона для развития процесса информатизации в России трудно переоценить. В нем впервые в законодательной практике нашей страны предпринята попытка отразить в достаточно строгих и понятных современным юристам терминах весьма сложное и комплексное представление о таком совершенно новом явлении в развитии цивили­зации, каким является процесс формирования «современ­но/о информационного общества, имеющего целью повы­шение эффективности создания, преобразования и потребления информации на основе главным образом лерспективных информационных технологий» [32].

Таким образом, в данном законе информатизация рассматривается как процесс развития всего общества, имеющий общегосударственное значение. И основойэтого развития провозглашается формирование и ис­пользование информационных ресурсов. >•> •. ч -f.

Более широкое философское определение понятия «информатизация» принадлежит академику А.П. Ершо­ву, который писал: «Информатизация — это комплекс мер, направленных на обеспечение полного использо­вания достоверного, исчерпывающего и своевременно­го знания во всех общественно значимых видах челове­ческой деятельности» (33]. При этом он подчеркивал, что информация становится «стратегическим ресурсом об­щества в целом, во многом обусловливающим его спо­собность к успешному развитию».

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революции — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработ­ки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человечес­ким обществом нового качества.

1. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантско­му качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

2. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикаль­но изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

3. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которо­му появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

4. Четвёртая связана с изобретением микропроцессорных технологий и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах со­здаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

• переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

• миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

• создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно позна­комиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи ин­формации.

Справка о смене поколений ЭВМ.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база — электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим по­треблением энергии, мапым быстродействием, низкой надежностью, программирова­нием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база — полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характе­ристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база — интегральные схемы, многослой­ный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база — микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вы­числительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микро­ЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компью­теров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими инфор­мационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно теле­коммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

ü Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокуп­ность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

ü Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компью­терных сетей и современных технических средств связи.

Таким образом, наряду с материальными, трудовыми и фи­нансовыми ресурсами возник новый вид - информационные ре­сурсы, которые стали играть доминирующую роль. В 1975 г. кон­гресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой страны наряду с такими традиционными показателями националь­ного богатства и экономики, как численность населения, нацио­нальный доход, богатства природных ресурсов и т.п., характери­зуется еще и информационной вооруженностью, определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества.

Появилось понятие «информационно-индустриальное обще­ство». В наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации, а производство информации и информационных технологий стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей.

Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество.

Все более реальным становится крылатое выражение "кто вла­деет информацией, тот владеет миром".

В этих условиях неизмеримо возрастают требования, предъяв­ляемые к организации процессов сбора, хранения, передачи и об­работки информации, так как качество и оперативность их реа­лизации часто имеют решающее значение.

Основные научно-технические усилия общества направляют­ся на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональ­ных (оптимальных) управленческих решений. Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке пер­сональных компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высоко­производительные и достаточно надежные, оснащенные про­граммными средствами, ориентированными на специалистов уп­равления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро "захватили" весь мир.

В настоящее время свыше 90% всех "белых воротничков" (кон­торских служащих) в США в своей работе используют ПК. Для стран Европейского союза этот показатель составляет около 50%.

Лидирующая роль США в информационной сфере объясняет­ся тем, что затраты на компьютеризацию в этой стране в расчете на одного человека составляют 1200 долл. в год, тогда как в За­падной Европе этот показатель составляет около 500 долл., а в России существенно меньше.

Однако волна компьютеризации в последние годы стала на­ступать и на Россию. Так, по данным журнала PC Week (№ 6, март, 2000), в России сейчас только карманных компьютеров продается за год от 25 до 30 тыс. на общую сумму 12-13 млн долл.

Однако вступление стран в век информации требует повыше­ния до определенного уровня образования населения, что не яв­ляется ни простой, ни дешевой задачей. Достаточно отметить, например, что расходы на сферу образования в США находятся в пределах 6 - % от валового национального продукта (ВНП), т.е. примерно соответствуют уровню расходов на оборону. Эти зат­раты растут, и это без учета того, что США активно используют "утечку мозгов" из других стран, импортируя уже подготовлен­ные научные и инженерно-технические кадры.

Особая роль для развития бизнеса в новом тысячелетии отво­дится применению информационных возможностей глобальной сети Интернет. На экономическом форуме, состоявшемся в нача­ле 2000 г. в Давосе (Швейцария), было признано существование даже не новой отрасли, а категории экономических взаимоотно­шений, именуемой «Интернет-экономикой», развитие которой, по прогнозам экспертов, будет осуществляться опережающими тем­пами.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политичес­кой жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой — к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Как понимают ученые информационное общество:

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство ин­формационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более ин­формационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к мате­риальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потреб­ляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От челове­ка потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различно­го рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

ü Информационное общество — общество, в котором большинство работа­ющих занято производством, хранением, переработкой и реализацией ин­формации, особенно высшей ее формы — знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. посте­пенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьюте­ризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных кварти­рах и коттеджах.

Пример 1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использова­нии самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. — 5,7 млн. человек, в 1989 г. — 14,6 млн., а в 1995 г. — 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных техно­логий.

Ряд ученых выделяют характерные положительные черты информационного общества:

• решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между ин­формационной лавиной и информационным голодом;

• обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

• главной формой развития станет информационная экономика;

• в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обра­ботка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и тех-цологии;

• информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

• формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

• с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

• реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на ок­ружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

• все большее влияние на общество средств массовой информации;

• информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

• существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

• многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

§ Су­ществует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающи­мися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информа­ционной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в ин­формационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.