Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика философского мировоззрения. Основной вопрос философии

Лекция 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. Философия как мировоззренческая система.

2. Философия, мифология, религия, наука.

3. Специфіка філософського світогляду.

4. Філософія у системі культури. Функції філософії.

 

3.1. В философском знании не рассматриваются практические вопросы. По своему содержанию философское мировоззрение стремится охватить мир как целостность в единстве разнородных его частей. Именно поэтому философские вопросы имеют предельный характер: в чем заключается сущность мира? каковы его первые и последние принципы? благодаря чему мир един? что такое человек? в чем смысл его жизни? и другие, сходные по характеру к перечисленным.

3.2. Занимаясь обоснованием мировоззренческих проблем, философия выступает формой теоретического развития самого мировоззрения, делает его теоретически осознанным. Это можно продемонстрировать на следующем примере. Каждый человек в повседневной жизни пользуется понятием "причина", однако далеко не каждый может объяснить, что такое причина. Для этого нужно теоретически выявить сущность причины и причинности. Это и есть сфера знаний философии. То же самое можно сказать о понятии "движение", "форма", "содержание", "действительность" и т.п.

3.3. У человека есть потребность выразить в своем мышлении весь мир и понять связи между различными его частями. Откуда возникает у людей такое стремление? Основной причиной является то, что иначе человек оказывается одиноким в мире, что вызывает у нее растерянность, страх перед миром, потерю душевного покоя. Напротив, понимание единства мира, своей собственной органической присутствия в нем, связи с другими людьми помогает человеку с надеждой и оптимизмом смотреть в будущее, реализовывать свои мечты, ставить перед собой цель, формировать идеалы, осмысливать смысл своей жизни, отыскивать гармонию с миром, отбирать адекватные средства для их реализации.

3.4. Философия схватывает мир в его всеобщих характеристиках и поэтому формирует специфические для нее всеобщие понятия, которые называются категориями. Философское мировоззрение оперирует такими категориями, как "мир", "человек", "природа", "бытие", "сущее", "сознание", "мышление", "материя", "субстанция", "движение", "пространство", "время" и многие другие. Это мировоззренческие категории, которые помогают человеку правильно ориентироваться в мире, осваивать его, творить вещи и явления материальной и духовной культуры, согласовывать свои представления о мире с мнениями других людей, искать пути гармонизации индивидуального и общественной жизни. При этом философия опирается на достижения естественных, социально-гуманитарных и технических наук, обобщая их открытия.

3.5. Из указанного выше следует, что основной проблемой, решением которой занимается философия, есть проблема "человек - мир", то есть проблема теоретического постижения мира человеком, выявление своего места в нем и перспектив своей жизни. Само слово "мир" в философии тоже рассматривается специфически. Во-первых, мир - это Космос или Вселенная, в которой находится человек. Во-вторых, мир - это общество, представителем и создателем которого выступает человек. В-третьих, мир - это духовное состояние человека, его чувства, эмоции, переживания, знания, убеждения, мечты, надежды; моральные, политические, правовые принципы, которыми она руководствуется в своей жизни; религиозные верования, эстетические вкусы и предпочтения; идеалы и т.д. Поэтому философы говорят, что не только человек является частью мира, но и содержит в себе целый мир.

3.6. В философии размышления о мире основываются на выявлении места человека в мире: как в естественном, так и в общественной. Хотя вопрос о человеке и окружающем его мире изучается многими науками, однако только философия исследует отношения человека к миру как мыслящего существа. Поэтому философия уделяет большое внимание изучению и объяснению проблем происхождения и сущности сознания, мышления, разума, причин их возникновения и источников развития, выяснению их функций в жизнедеятельности человека. На этом основании философия вырабатывает определенные рекомендации, методологические принципы и ориентиры для познания и практической деятельности людей.

Разные философы и философские направления по-разному решают проблему отношения человека к миру, но общим остается то, что они решают ее философскими средствами, особым философским инструментарием - соответствующим образом - диалектическим или метафизическим.

3.7. " Диалектика" в переводе с древнегреческого языка означает спор, противоречие. В философии она является способом постижения предметов и явлений в их органической связи, взаимозависимости, в постоянных изменениях, в переходах друг в друга. Диалектический способ мышления рассматривает мир как целостный процесс в его противоречивом развитии. Термин "диалектика" впервые в философии применил Сократ. У него диалектика выступала как эффективный метод ведения спора с целью выявления истины через столкновение противоположных точек зрения. Немецкий философ Гегель разработал диалектику как метод отыскания противоположных сторон и установлении противоречий между ними в самой действительности. Однако под действительностью он понимал только мышление. Маркс и Энгельс позже показали, что в диалектике идей, понятий Гегель гениально угадал диалектику вещей. Сами же они рассматривали диалектику как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, которое выражается в системе категорий и законов.

3.8. Метафизика в переводе с древнегреческого языка означает буквально после физики. А физикой (физис) называли науки о природе. Метафизикой Андроник Родосский (систематизатор произведений Аристотеля) в I в. до н.э. назвал произведения Аристотеля о "бытии самом по себе", о его причинах и первые и последние принципы. Позже, в XIX в., термином "метафизика" Гегель назвал догматический способ постижения мира, то есть понимание его как неизменной, статической, однозначной системы, который был присущ философии Нового времени (XVII-XVIII вв.). Для метафизического способа мышления вещи и их мысленное отражение есть всегда неизменными, неподвижными, тождественными себе. Метафизика не схватывает всеобщих связей между вещами и явлениями, не рассматривает их взаимной обусловленности. Метафизическое мышление понимает движение только как простое перемещение вещей в пространстве, что происходит по кругу или по прямой линии. Как метод научного познания метафизика сыграла важную роль в становлении классического естествознания в ХVII-XVIII ст. Однако для философских обобщений этот способ является непригодным.

Схематично противоположность диалектики и метафизики как способов постижения мира можно показать следующей таблицей:

 

  Д і а л е к т и к а М е т а ф і з и к а
Речі Змінні, перебувають у зв’язку та розвитку Незмінні, ізольовані одна від одної
Джерело руху Внутрішня суперечність Поштовх ззовні
Механізм руху Стрибок Поступальність
Спрямованість руху По спіралі, що піднімається вгору По колу або по прямій лінії
Світ у цілому Процес Стан
Поняття Змінні, взаємозв’язані, тотожно-протилежні Незмінні, ізольовані одне від одного, несуперечливі

 

3.9. Философия в своем развитии прошла долгий путь, однако основная ее проблема, которая связана с объяснением отношения человека к миру и выявлением его места в нем, пронизывает всю ее историю. Исследование этой проблемы порождало и продолжает порождать множество вопросов, среди которых всегда выделяют основное.

3.10. В древнегреческой философии Сократ сформулировал основной вопрос так: "Познай самого себя". В Новое время французский философ К. Гельвеций считал основной вопрос философии вопрос о путях достижения людьми счастья. В классической немецкой философии И. Кант как основные рассматривал три вопроса:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

3.11. Позже он говорил, что все эти вопросы можно свести к одному: что такое человек? Марксистская философия в лице Фр.Енгельса основным вопросом философии считала вопрос об отношении мышления к бытию; духа к природе; сознания к материи. Этот вопрос имеет две стороны: что было первичным - материя или сознание? Философы, которые считали первичной материи, природе, бытие, образовали лагерь материализма, а те, что за первичное принимали духовное начало (мировой дух, абсолютную идею, человеческое сознание и т.п.), а материю считали вторичной, производной, составили лагерь идеализма. В свою очередь, идеализм делится на объективный и субъективный. Объективный идеализм принимает за первичное духовное начало, которое не зависит от сознания и воли человека (мировую волю, мировую душу, мировой разум, абсолютную идею, Божественный разум и т.д.). Субъективный идеализм считает первичными чувство, сознание, волю, чувства отдельного человека (субъекта). Кроме идеалистов и материалистов, существует немногочисленная группа философов, которые считают, что материальное и духовное независимые друг от друга. Они называются дуалистами (ду - два).

3.12. Вторая сторона основного вопроса философии формулируется так: можно ли с помощью сознания правильно познавать объективный (не зависящий от человеческого мышления) мир? Большинство философов признают способность человеческого мышления познавать окружающий мир. Однако признание познаваемости мира у материалистов и идеалистов принципиально различается. Материалисты видят в познании отражение в человеческом сознании реально существующего мира, независимого от сознания. Идеалисты же понимают процесс познания или как комбинирование человеческим сознанием чувственных данных (субъективный идеализм), либо как чисто логический процесс получения новых умозаключений из уже известных аксиом (объективный идеализм).

Но есть группа философов, отрицающих возможность познания человеком мира с помощью чувств и мышления. Их называют агностиками, а представленную ими философское течение - агностицизмом. В агностицизме ставится вопрос о возможности познания, о том, чем является познание отношению к объективной действительности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объект, предмет, цели и задачи психологии управления | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.