Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная часть




IV. Учебно-материальное обеспечение

Нормативные правовые документы

I. Цели занятия

ЛЕКЦИЯ

 

по дисциплине «физическая культура»

 

Тема №:1.5: «Физическая культура в системе общечеловеческих ценностей»

 

 

Обсуждена на заседании ПМК

Протокол №___от«___»__________20__г.

 

Санкт-Петербург

1. Дидактические

2. Учебные

3. Воспитательные

 

II. Расчёт учебного времени

Содержание и порядок проведения занятий Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: принять доклад о готовности группы к занятиям; проверить наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятиям. Объявить тему, цели и учебные вопросы занятия. Подчеркнуть актуальность и значимость темы для дальнейшей практической деятельности обучающихся.   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Физическая культура как вид культуры и её краткая история. 2. Социально-психологические факторы физической культуры и развитие личности. 3. Физическая культура как средство и способ деятельности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: напомнить тему, цели занятий, ответить на поставленные вопросы, дать задание на самостоятельную работу, самоподготовку; выдать план проведения всех видов занятий 10 минут     70 минут     20 минут   30 минут   20 минут     10 минут

 

III. Литература

Основная:

1. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие/(Ю.Д.Железняк, В.М.Минбулатов, И.В.Кулишенко, Е.В.Крякина); под. ред. Ю.Д.Железняка. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272 с.

 

Дополнительная:

1. История физической культуры и спорта: учебное пособие / Б.Р.Голощапов. – 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.

2. Психология физической культуры и спорта: учебник / (А.В.Родионов, В.Ф.Сопов, В.Н.Непопалов и др.); под ред. А.В.Родионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

 

1. Наставление по физической подготовке личного состава ФПС (Приказ № 153 от 30.03.2011 года).

 

 

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер.

2.Слайды:

· Название темы.

· Учебные вопросы.

· Рекомендуемая литература.

· Физическая культура как вид культуры и её краткая история.

· Социально-психологические факторы физической культуры и развитие личности.

· Физическая культура как средство и способ деятельности.

Словосочетание “физическая культура” знакомо каждому из нас уже с раннего детства. Мы слышим о “Дне физкультурника”, видим по телевидению парады и массовые выступления спортсменов, занимаемся в школе на уроках физической культуры и т.п. А что же это за явление с научной точки зрения, какова роль физической культуры в жизни общества, ее место в человеческой деятельности? На эти и другие вопросы, связанные с различными аспектами сущности и явления физической культуры, сегодня мы попытаемся найти ответы.

Определение сущности физической культуры необходимо тесно увязывать с родовым понятием “культура”, которое в переводе с латинского языка означает “возделывание”, ”обрабатывание”. Появление культуры, философы и историки связывают с изготовлением орудий труда и использованием продукта труда. Вероятно, необходимость подготовки к трудовой деятельности обусловила появление определенных движений, действий, существенно повышающих ее эффективность. Это были зачатки культуры (т.е. того, что связанно с активной и целенаправленной деятельностью человека), которые отражали сферу подготовки собственно человека, его телесных качеств, необходимых для успешного труда.

В ходе эволюционного развития человечества культура стала дифференцироваться, отражать все более узкие, частные стороны деятельности общества и отдельных его индивидов. Так, можно выделить культуру быта, культуру производства орудий труда, культуру выделывания сельскохозяйственных растений и выращивания домашних животных, появление искусства. Одной из ветвей культуры стала и культура физическая. Генезис этого процесса мы также рассмотрим на данном занятии.

За длительный путь исторического развития физическая культура сложилась в относительно самостоятельную систему, со своими общими и специфическими функциями. Одна из них – совершенствование двигательных способностей человека, улучшение его соматического и психического здоровья. Какую роль играет физическая культура в формировании личности, какими потенциальными возможностями она обладает для воспитания, развития и образования человека, восприятия им общекультурных достижений современной цивилизации, в том числе и в области культуры физической? И на эти вопросы мы попытаемся ответить в сегодняшней лекции. Разговор о физической культуре, как об одной из общечеловеческих ценностей, будет неполным, если не затронуть ее деятельностного аспекта. Деятельность представляет одну из форм активного отношения человека к окружающему миру. Деятельность предполагает противопоставление субъекта и объекта. В роли субъекта деятельности выступает человек, активность которого направлена на объект деятельности, как материал, изменяющийся по форме, свойствам и т.п.

Одним из специфических проявлений деятельности выступает физкультурно-спортивная деятельность. Как и всякая деятельность, она имеет целевую установку, средства, формы, методы, результат и сам процесс деятельности. Основанием, началом деятельности является сознательно поставленная цель. Однако основание цели лежит вне деятельности и обусловлено сферой интересов, мотивов, потребностей. Именно основным аспектам, средствам и методам, как одной из человеческих ценностей, будет посвящена третья часть нашего занятия.

1. Физическая культура как вид культуры и её краткая история.

Физическая культура (ФК) прочно вошла в жизнь человека и общества. Ее социально-экономические корни уходят вглубь веков. Ученые до сих пор спорят по ряду вопросов, связанных с происхождением физ. упражнений, их исторической роли в жизни рода человеческого. Прежде чем поговорить об истории необходимо определиться с тем, что следует понимать под ФК, хотя и в этом вопросе не так все просто. В обзоре, посвященном ФК в мировой литературе, Б.В.Евстафьев (1980) приводит взгляды свыше 220 исследователей на ФК. Каждый из них формулирует свое видение сущности рассматриваемого явления. Так, Б.А.Котов (1918) считает, что ФК - это процесс занятий физическими упражнениями и спортом. Г.С.Петросян (1969) считает ФК видом деятельности в свободное время. По мнению Г.Д.Харабуги (1969) ФК – совокупность всех достижений, влияющих на физ. развитие и образование людей. Иначе говоря, ФК – это и процесс, и деятельность, и фактор, и результат деятельности, и сфера услуг и т.д. и т.п. Вероятно, в силу своей масштабности, специфичности и социальной первоосновы такому феномену как ФК сложно, практически невозможно, дать классическую и всеобъемлющую характеристику, что называется в “двух словах”. Обязательно будет упущена какая-либо сторона, связь, сфера ФК. Но, тем не менее, в учебных целях это надо сделать, обобщив по мере возможности наиболее существенные стороны этого социального явления.

ФК – это часть общей культуры общества и представляет совокупность материальных и духовных ценностей, достигнутых человечеством, и используемых для своего целенаправленного физического совершенствования. Физическое совершенствование понимается как процесс улучшения физического состояния человека, которое обусловлено совокупностью показателей физического развития, функционального состояния и физической подготовленности.

Наиболее существенное, а главное – специфическое, влияние физ. упражнения оказывают на физическую подготовленность. Это проявляется в повышении уровня развития физических качеств, упрочнении двигательных навыков и расширении их содержательного аспекта. Именно физические упражнения (в сочетании гигиеническими и экологическими – солнце, воздух и вода – факторами) являются основным средством ФК. Уже отмечалось, что культура вообще и ФК в частности – это все то что создано, улучшено, изменено людьми в процессе умственного и физического труда, в том числе и их собственная психофизическая субстанция. Сущностная особенность культуры, в отличие от даров природы, заключается в том, что ее продукты являются творением рук человеческих, проявлением его разума. Эти продукты созданы в процессе целенаправленной деятельности людей, в результате которой появляются материальные и рождаются духовные ценности в вещественной форме, в том числе воспроизводится и сам человек, его рабочая, производительная сила.

К.Маркс рабочую силу понимал как совокупность физических и духовных способностей. Этот тезис и сейчас имеет свое актуальное начало при анализе подобных проблем. Ни умаляя духовной стороны, для нас особое значение имеют физические способности, в основе которых лежит телесная организация человека, его соматическая сфера. Именно эта сторона развивается и совершенствуется в процессе деятельности, в результате чего природа способностей (в том числе и физических) характеризуется не только как биологическая категория – она все более носит социальный, т.е. культурологический характер.

Известно, что особую роль в истории человечества сыграл труд, трудовая деятельность, как основа воспроизводства и дальнейшего непрерывного развития общества. Именно трудовая деятельность человека явила собой объективную предпосылку зарождения ФК. Охота, земледелие, ремесло и другие жизненно важные занятия требовали определенного напряжения физических сил и проявления многих двигательных умений и навыков. Часто, отправляясь на охоту, люди изображали на земле, силуэт животного и стреляли по нему из лука или наносили удары дубиной, копьем. Вероятно обрядовые танцы перед охотой (сражением с соседним племенем) включали действия, движения схожие с предстоящей реальностью. По всей видимости, так были рождены физические упражнения и способы их систематического использования, т.е. процесс физ. воспитания, особенно молодых охотников и воинов.

В родовом обществе, воспитание, трудовая деятельность, обрядовые праздники и т.п. носили ярко выраженный коллективный характер, что помогало людям переносить суровые условия бытия. С усложнением средств производства, технологии земледелия, скотоводства и ремесла, а также с повышением роли военной организации общины, физические упражнения, обрядовые игры постепенно превращались в важное средство воспитания подрастающего поколения. Физическое воспитание, осуществлялось в тесной связи с другими видами воспитания – трудовым, воинским, бытовым и т.п. Оно в родовом обществе носило бесклассовый характер и распространялось на всех его членов. В период распада первобытнообщинного строя физ. воспитание все меньше влияет на трудовое, а с военным – связь значительно укрепляется, приобретая классовую направленность. В содержание физ. воспитания угнетенного народа включались игры, борьба, беговые и прыжковые упражнения, метание, поднятие тяжести, стрельба из лука и т.п. В среде господствующего класса использовали многие из названных упражнений, но предпочтение отдавалось более престижным видам: верховой езде, соревнованиям на колесницах, стрельбе из лука. Это подтверждает история античных государств Греции и древнего Рима.

Наивысшего рассвета ФК древних времён достигла в период между 8 – 4 в.в. до н.э. Всем известны спартанская и афинская школы физического воспитания. Они во многом определили основные постулаты физического воспитания. Более подробно об истории ФК, в том числе и в античный период, можно прочитать в книгах, приведённых в списке литературы (Л.Репин, 1980, В.Столбов, 1989).

Отметим в заключение, что важную роль в общественной жизни играла ФК, которая состояла из двух составных частей: общего физического воспитания, гимнастики (аналог современности – массовый спорт, рекреационная ФК, физкультурного движения и т.п.) и специальной подготовки и непосредственного участия в состязаниях - агонистику. Всем известен самый знаменитый агон (состязание, праздник) Древней Греции – Олимпийские игры. Истории известны и такие игры как Истмийские, Немейские, Пифийские и некоторые другие.

В средневековый период господствовала феодальная общественно - экономическая формация. В странах Европы во время развитого феодализма в основном сформировалась система военно-физической подготовки, которая отражала классовый характер ФК и её военно-прикладную направленность. В незначительной степени, но совершенствуется и физическое воспитание народных масс, где проявляется достаточно прочная его связь с трудом, трудовым обучением и воспитанием. Волна буржуазных революций, прокатившаяся по миру в 17 – 19 в.в., дала мощнейший толчок промышленному прогрессу и росту новых достижений в области науки, искусства и культуры, в том числе и физической. В первый период новой истории сформировались педагогические основы и организационно – методические концепции различных систем ФК буржуазного общества.

В странах континентальной Европы складывались «гимнастические системы», которые в то время имели совершенно другое содержание, чем сейчас. «Гимнастика» объединяла в себе не только упражнения на снарядах и без таковых, но бег, прыжки, катание на лыжах и коньках и т.п. Широкую известность имели немецкая, шведская и французская гимнастические системы. В России в конце 19 в. большей популярностью пользовалась шведская гимнастика.

Менее интенсивно, но по такому же пути шло развитие другого направления в ФК буржуазного общества – народного, рабоче-крестьянского. Так. Ещё И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) критиковал современную ему систему образования, недоступную детям из народных масс. Он стремился к созданию такой системы образования, чтобы каждый бедный ребёнок мог быть включён в орбиту умственного, нравственного и физического воспитания. Первые рабочие спортивные организации зародились в 1850 г. в Германии. К началу 20 в. спортивные организации рабочих появились в ряде других стран (Франции, Чехии, Бельгии, России и т.д.)

Обострение противоречий между империалистическими державами часто приводят к военным конфликтам, войнам локальным и мировым. Это не могло не отразиться на характере ФК и её роли в общественной жизни. Продолжает усиливаться милитаристическая направленность физ. воспитания. ФК её средства, формы и методы, используются не в целях совершенствования тела и духа человека, а на отвлечение людей, особенно молодёжи, от революционно–демакротического, национально – освободительного движения, на воспитание подрастающего поколения в духе буржуазной морали.

После победы Октябрьского переворота в России в 1917 г. существенно изменился мир, – он вступил в новую общественно – экономическую формацию. Было создано государство, впервые провозгласившее, что забота о здоровье своего народа является одной из первейших обязанностей. Так народность (массовость, демократичность, равнодоступность) второй раз в истории человечества стала основной чертой ФК, т.е. она не решает чьи-либо отдельные классовые интересы, а направлена на каждого члена общества в равной степени.

ФК превратилась в одно из средств идеологической работы правящей партии, коммунистического воспитания, повышения общей культуры советского народа. Оздоровительные и воспитательные задачи ФК, как общегосударственной концепции, были сформулированы в третьей программе партии на 22 съезде КПСС: необходимо воспитание нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В стране много делалось, чтобы ФК действительно вошла в жизнь каждого человека. И много было реально достигнуто в этом плане. Неоспоримыми стали успехи советских спортсменов на Олимпийских играх, первенствах мира и других крупнейших международных состязаниях. Расширилось и окрепло массовое физкультурное движение в СССР.

Однако ФК, как и страна в целом, была заложником заиделогизированного общества, где идеология часто была не «надстройкой», а «базисом», где экономические законы нередко подменялись мнением «высокого» начальства. Поэтому советская ФК преподносилась как более прогрессивная, чем в других (капиталистических) странах. Хотя во многих позициях система физ. воспитания действительно выглядит предпочтительнее, чем в странах Запада: наличие широкой сети специализированных (бесплатных) детских спортивных школ, секций, спортивно-оздоровительных лагерей и т.п.; система массовых спортивных соревнований людей различного возраста и их научно-метадическое и медицинское обеспечение. И отдельно необходимо отметить, что за годы Советской власти в стране была создана такая ситуация, что ФК реально стала одним из средств формирования всесторонне развитой личности. Да, здесь много идеологической мишуры, «дутых» цифр массовости физкультурников, гипертрофирования роли и места ФК в жизни общества, но факт остаётся фактом: миллионы людей считают занятия физ. упражнениями, туризмом, спортом (в плане рекреации) обязательным элементом своего распорядка жизни. ФК представляет для этих людей действительно общечеловеческую ценность, сформировавшуюся в течение всей истории нашей цивилизации. Сегодня, к сожалению, ФК во многих своих проявлениях характеризуется коммерциальным подходом, сужением возможностей для широкого круга людей активно заниматься физ. упражнениями в различных формах. Вследствие ухудшения материального положения огромной части населения, резко упал рекреационный потенциал ФК, особенно для детей и юношества, т.к. значительно сократилась материальная база детско-юношеского спорта. Будем надеяться, что такое положение изменится в лучшую сторону. Однако сам факт того, что ФК стала для человека, и общества в целом, играть заметную роль в улучшении физ. кондиций, повышении духовности людей, развития их личностных качеств – остаётся реальностью. Во втором вопросе нашего занятия мы рассмотрим, какую роль и место занимает ФК в воспитании человеческой личности, какие существуют возможности ускорения социализации личности в недрах ФК, как составной части культурного потенциала нашего общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.