Виды рыночной конъюнктуры и факторы, влияющие на конъюнктуру
Конъюнктура и прогнозирование рынка Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка .Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен.Рассматриваются три уровня исследования конъюнктуры рынка: общеэкономический, отраслевой и товарный.Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает:- использование различных, взаимодополняющих источников информации;- сочетание ретроспективного анализа с прогнозом покупателей, характеризующих- конъюнктуру рынка;- применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.Сбор информации – важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную. Факторы влияющие на конъюнктуру рынка Изучение конъюнктуры товарных рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени. Выбор системы показателей определяется целями конкретного исследования, например, анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период времени, изменение технико-экономических характеристик производства.Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:- постоянные; - временные;- циклические;- нециклические.К постоянно действующим факторам относится:- государственное регулирование экономики, - научно-технический прогресс, - инфляция, - сезонность в производстве и потреблении товаров.Факторы, воздействующие на конъюнктуру периодически, называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.В развитии рынков может появляться определенная повторяемость, цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными циклами товаров (выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок), сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной активности, сменой экономической политики.Факторы нециклического характера определяют специфику производства и реализацию конкретных товаров. Воздействие различных факторов на процесс производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в движении конъюнктуры рынков. Под видами конъюнктуры понимается цена, спрос, предложение, наличие ресурсов.Цена, спрос, предложение способствуют установления равновесия на рынке. Спрос- это отношение между ценой товара и его количеством, котороепокупатели хотят и в состоянии приобрести Закон спроса - чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести.Факторы спроса и предложения1) Изменение объема спроса (предложения)2) Изменение функции спроса (предложения) Определенные условия, при которых приобретаются товары: 1. Располагаемый доход2. Цены товаров, которые обслуживают сходную потребность такназываемых товарозаменителей.3. Цены товаров, увеличивающих удовлетворение или выгоду отпотребления данного товара.4. Условие ожидания изменения цен в будущем5. Численность населения6. Вкусы и предпочтения потребителейСогласуется с предпосылкой о поведении индивидуума, что означает, что потребители стремятся максимизировать чистый доход или выигрыш от потребления товаров.Зависимость спроса от его факторов называется функцией спроса. Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса: 1. Изменение в полезности вещи2. Изменение доходов (больше купить за такую же цену)3. Изменение цены на товарозаменители (при снижении цен спроспереключается)Конфигурации кривой спроса и закономерности потребительского поведения. Эффект дохода - показывает, как изменяется реальный доход потребителя при изменении цен, данный доход показывает за счет какого понижения цены на товар человек стал богаче. Эффект замещения - демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и зависимостью спроса потребителей.Взаимодействие эффекта дохода с эффектом замещения возникает в ситуации с нормальными товарами, те товарами, спрос на которые увеличивается при увеличении доходов потребителя.Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях, с одной стороны изменение цен на низкокачественные товары будет вести к увеличению спроса на них (эффект замещения), с другой стороны из-за эффекта дохода потребитель станет богаче, а богатый человек не будет приобретать низкокачественные товары.Если низкокачественные товары занимают незначительное место в общем объеме потребительского дохода, то эффект замещения больше эффекта дохода и потребитель покупает большее количество низших товаров.Но в экономической теории может возникнуть ситуация, когда понижение цены на товар приводит к понижению спроса на него и наоборот.Такой эффект называется эффектом Гиффена. "Парадокс Гифена" заключается в том, что с ростом цены на какой либо товар первой необходимости, лица с низким уровнем доходов увеличивают его закупки, отказываясь от других видов потребления и сводя свое потребление в основном к потреблению данного товара."Эффект Веблена" предполагает понижение спроса на престижные товары в силу падения цен на них.В нормальных условиях существует зависимость между ценой и величиной спроса, которая приводит к отрицательному наклону кривой спроса.Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по каждой возможной цене в единицу времени. Объем предложения – это максимальное количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке в единицу времени, при определенных условиях:1. Цена данного товара.2. Цены на исходные ресурсы.3. Цены на другие товары4. Наличие необходимых ресурсов.5. Характер применяемой технологии.6. Инфляционные ожидания.7. Налоги и дотации.8. Природно-климатические условия.9. Количество продавцов.Спрос может иметь следующие виды Отрицательный спрос. Задача М. - изучить источник сопротивления, определить, может ли пр-ма М. изменить негативное отношение путем переделки товара и более активного стимулирования. Отсутствие спроса. Потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличны к нему. Задача М. - отыскать способы увязки присущих товару свойств с естественными потребностями и интересами человека. Скрытый спрос. Много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует. Задача М. - определить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос. Падающий спрос. Маркетологи должны проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков и изменения характеристик товара. Нерегулярный спрос. Сбыт может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Задача М. - изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения (синхромаркетинг). Поддерживаемый спрос. Случай, когда фирма удовлетворена своим торговым оборотом. Задача М. - поддерживать существующий уровень спроса несмотря на меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию Фирма должна заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень потребительской удовлетворенности, чтобы судить о правильности своих действий. Чрезмерный спрос. В ряде случаев спрос выше, чем фирма может или хочет удовлетворить. Задача М. - изыскать способы временного или постоянного снижения спроса (повышение цен, сокращение сервиса). Нежелательный спрос. Спрос на товары, вредные для здоровья. Задача М. - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.
Выводы по 2 вопросу.
1. Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на: постоянные; временные; циклические; нециклические.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление