Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 18. Центральные банки

1. Возникновение и статус центрального банка.

2. Центральные банки, их функции и операции.

3. Денежно-кредитная политика, ее цели и инструменты.

4. Регулирование деятельности банков со стороны Центрального банка.

5. Национальный банк Республики Беларусь, организационная структура, особенности деятельности (СУРС).

 

3. Операции по привлечению денежных средств, которые, в свою очередь, делятся на кредитные, депозитные операции и соответствующие операции с ценными бумагами.

Пассивные кредитные операции объединяют средства, полученные центральным банком в виде кредитов от иностранных банков, международных организаций, средства, полученные Правительством по соглашениям с МВФ, иностранными государствами, банками, предприятиями и другими международными организациями.

Пассивные депозитные операции представляют собой операции по привлечению средств юридических и физических лиц во вклады до востребования и срочные вклады.

В группу депозитов до востребования входят:

- средства на корреспондентских счетах банков;

- средства на счетах для расчетов банковскими пластиковыми карточками (для внутригосударственных расчетов и расчетов в иностранной валюте);

- средства на счетах обязательных резервов и других счетах до востребования.

Срочные депозиты объединяют средства банков, органов государственного управления и клиентов.

В совокупности пассивных операций центрального банка выделяют также операции, при которых он выступает эмитентом векселей, депозитных сертификатов, облигаций и прочих долговых обязательств.

4. Управление золотовалютными резервами, операции с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории страны и за ее пределами.

Основное назначение золотовалютных резервов заключается в поддержании стабильности национальной денежной единицы, соблюдении обязательств страны по соглашениям с международными финансовыми организациями, а также валютные интервенции, международные расчеты, прирост накоплений (богатства) государства.

Свои резервы центральные банки распределяют на операционный и инвестиционный портфели.

Операционный портфель предназначен для обеспечения ликвидности эмиссионного банка по текущим операциям с резервами и включает:

- краткосрочные депозиты;

- операции РЕПО;

- казначейские векселя и другие, легко реализуемые ценные бумаги.

Инвестиционный портфель формируется для обеспечения повышенной доходности от размещения резервов из средне- и долгосрочных ценных бумаг.

При этом для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов центральный банк проводит следующие операции:

- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории страны и за ее пределами;

- покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;

- залоговые операции;

- операции СВОП.

5. Операции на рынке ценных бумаг, которые Центральный банк может приобретать на биржевом и внебиржевом рынках или выпускать как собственные долговые ценные бумаги (векселя, облигации и сертификаты). Центральный банк при этом выступает посредником министерства финансов при размещении государственных ценных бумаг.

Эмиссия центральным банком собственных ценных бумаг используется в качестве инструмента монетарной политики, который укрепляет ресурсную базу эмиссионного банка и одновременно регулирует текущую ликвидность кредитных организаций.

Национальный банк Республики Беларусь с 1995 г. осуществляет выпуск, размещение и погашение облигаций на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Операции по покупке-продаже облигаций на вторичном рынке не допускаются.

Национальным банком выпускаются также простые векселя, номинированные в иностранной валюте. Цель эмиссии — формирование золотовалютных резервов Национального банка. Их первыми векселедержателями могут быть только банки. На вторичном рынке ценных бумаг их вправе приобрести любые юридические лица (резиденты и нерезиденты).

6. Активные депозитные операции Центрального банка - это операции по размещению в других банках и кредитных организациях временно свободных средств, которыми распоряжается центральный банк.

В их числе выделяют депозиты до востребования (средства на Корреспондентских счетах банков, карт-счетах и других счетах до востребования) и срочные депозиты.

Помимо названных шести основных видов операций Центральные банки могут осуществлять также:

- операции инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей;

- межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

- переучет векселей и других денежных обязательств;

- прием ценностей на хранение;

- денежные переводы и иные расчетные операции;

- валютные операции;

- банковские услуги, оказываемые и (или) получаемые от таких контрагентов центрального банка, как правительства иностранных государств, центральные банки и финансовые органы этих государств, а также международные организации;

- посреднические услуги в качестве финансового агента правительства страны по распространению государственных ценных бумаг;

- учет средств государственных и общественных фондов, определенных законодательством страны;

- операции по обслуживанию государственного долга (в Республике Беларусь) и др.

Свои основные операции центральный банк использует в качестве инструментов денежно-кредитной политики.

 

 

Денежно-кредитная (или монетарная) политика (ДКП) – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

Денежно-кредитную политику осуществляет Центральный банк, воздействуя на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование, в свою очередь, – это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Цель ДКП - регули­рование хозяйственных процессов путем воздействия на состояние кредитных отношений и денежного обращения в стране через регулирование предложения денег и поддержание покупательной способности национальной валюты.

 

ДКП включает в себя:

- определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год);

- разработку мер регулирования денежных потоков, а также динамики и пропорций денежно-кредитных показателей;

- конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, в том числе их нормативно-правовой базы;

- развитие рынка ценных бумаг;

- политику валютного регулирования;

- направления международного сотрудничества и др.

Перечисленные направления взаимоувязаны с макроэкономической политикой государства, а именно: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (или попросту государственным бюджетом страны на очередной период) и внешнеэкономической политикой в части прогноза платежного баланса страны.

Документом, составляющим правовую основу ДКП в Республике Беларусь, являются Основные направления денежно-кредитной политики страны на очередной год, которые утверждаются Указом Президента Республики Беларусь.

В настоящее время этот документ состоит из шести глав и приложения, где в сжатом виде отображены основные показатели денежно-кредитной политики на текущий год и их прогнозный уровень к концу года.

В первой главе приводятся основные положения, где указывается целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Во второй главе приводится прогноз экономической ситуации на текущий год в привязке к параметрам прогноза социально-экономического развития страны на текущий год.

В третьей главе представлены цели и инструменты денежно-кредитной политики на текущий год.

Четвертая глава посвящена перспективам развития банковского сектора, финансового рынка и платежной системы.

Пятая глава затрагивает направления международного сотрудничества.

И, наконец, шестая глава содержит заключительные положения, где еще раз уточняются цели и задачи денежно-кредитной политики на текущий год и важность их реализации для экономики страны.

Функциональное содержание деятельности центрального банка по разработке денежно-кредитной политики охватывает несколько этапов.

На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей, к которым относятся, в частности: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики, т.е. определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка. Среди них: процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики или методов денежно-кредитного регулирования.

В мировой практике существует множество подходов к выделению и классификации таких инструментов денежно-кредитного регулирования. Остановимся на некоторых из них.

В зависимости от национальных особенностей и состоя­ния экономики денежно-кредитная политика может быть направлена либо на стиму­лирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экс­пансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредит­ная рестрикция). В первом случае объектом воздействия является предложение денег, а во втором – спрос на них.

Экспансионисткая денежно-кредитная политика сопро­вождается, как правило, расширением масштабов креди­тования, ослаблением контроля над приростом количест­ва денег в обращении, понижением уровня процентных ставок. Такую политику часто называют политикой «де­шевых» денег.

Рестрикционная денежно-кре­дитная политика направлена на ужесточение условий и выражается в ограничении объема кредитных операций коммерческих банков и повышении уровня процентных ставок. Данный тип денежно-кредитной политики еще называют политикой «дорогих» денег. К ней прибегают в целях борьбы с ин­фляцией, а также сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Денежно-кредитная политика как одного, так и другого типов может иметь тотальный, т.е. общий либо селективный характер. При тотальном характере она распространяется на все кредитные учреждения, а потому имеет обычно косвенный характер, при селективном – распространяется на отдельные кредитные институты или виды кредитов.

Наиболее распространенным методом общего денежно-кредитного регулирования является учетная (дисконтная) политика, связанная с изменением размера процента по краткосрочным ссудам, которые центральный банк предоставляет коммерческим банкам.

Все инструменты ДКП по форме воздействия можно классифицировать как прямые (административные) и косвенные.

Посредством прямых инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи или объемы операций. Они применяются, как правило, для регулирования банковских систем, что особенно актуально для неразвитого финансового рынка и в периоды кризисных потрясений кредитной системы.

С помощью косвенных инструментов формируются условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в государстве.

Так, например, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок, а нормативы обязательных резервов и политика рефинансирования влияют на объем и структуру операций коммерческих банков.

В зависимости от субъекта, выступающего в роли инициатора использования конкретного инструмента реализации денежно-кредитной политики, различают постоянные механизмы денежно-кредитного регулирования и операции на открытом рынке, имеющие временный характер.

В первом случае инициатором выступает центральный банк, который опирается на две группы постоянных механизмов:

- механизмы, используемые для изъятия избыточной банковской ликвидности (например, через заимствование и депонирование средств);

- механизмы, применяемые в целях поддержания ликвидности банковской системы (например, политика рефинансирования, осуществляемая через ломбардные кредиты и сделки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке.

В мировой практике наиболее распространенными являются следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:

- рефинансирование банков;

- процентные ставки по операциям центрального банка;

- обязательное резервирование;

- валютные операции;

- операции на открытом рынке;

- прямые количественные ограничения;

- установление ориентиров роста денежной массы.

Рассмотрим их более подробно.

1. Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной ликвидностью, посредством которых денежные средства поступают от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам.

В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком могут использоваться следующие инструменты рефинансирования:

- переучет векселей;

- ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита (предоставляемого под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности);

- ломбардный кредитный аукцион;

- операции РЕПО и др.

Переучет векселей субъектов хозяйствования представляет собой покупку центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, которая производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка.

Данная операция используются центральным банком, прежде всего, для регулирования ликвидности кредитных организаций, а также для стимулирования банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования, в данном случае, выступают учетная ставка и лимит переучета.

Учетная ставка – это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей.

Лимит переучета – это сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.

Следует отметить, что векселя к переучету принимаются центральными банками только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и только на основании соответствующего договора (договора о переучете).

2. Процентная политика центрального банка направлена на создание условий, которые бы обеспечили внутреннюю и внешнюю устойчивость официальной денежной единицы.

В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования, которая на сегодняшний день (начиная с 12 сентября текущего года) составляет 30%.

Ставка рефинансирования используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка и может быть значительно выше уровня инфляции (жесткая процентная политика), значительно ниже уровня инфляции (мягкая процентная политика) либо быть умеренно позитивной (нейтральная процентная политика).

При этом заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению к уровню инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов или дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.

Так или иначе, понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, а их повышение ведет к обратному следствию.

Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка:

- во-первых, непосредственно воздействует на цены денежного рынка, а посредством этого на производство, потребление, сбережения, инвестиции и цены;

- во-вторых, служит ограничителем верхнего предела колебаний цен на денежном рынке (т.е. устанавливает границы таких колебаний);

- в-третьих, может оказывать влияние на валютный курс.

3. Обязательное резервирование (резервные требования) как инструмент ДКП относится к числу инструментов привлечения ресурсов коммерческих банков. Последние в законодательном порядке должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Норматив резервных требований устанавливается в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций.

В Республике Беларусь для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций установлены следующие нормативы обязательных резервов:

- от привлеченных средств физических лиц в белорусских рублях – 0 процентов;

- от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – 10 процентов;

- от привлеченных средств в иностранной валюте – 12 процентов.

Недовнесенные в фонд обязательных резервов денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, а также на объемы, структуру, динамику доходных активов и уровень прибыльности кредитных организаций.

В большинстве стран мира используется метод усредненного выполнения резервных требований, при котором центральный банк контролирует лишь среднюю величину резервных требований кредитной организации (т.е. среднюю арифметическую от ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания).

Таким образом, система обязательного резервирования выполняет три основные функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и функцию страхования ликвидности и платежеспособности банков.

4. Валютные операции. Валютная политика центрального банка предусматривает:

- регулирование обращения валютных ценностей на территории своего государства, в том числе установление порядка открытия, ведения и режима банковских счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и нерезидентов в национальной валюте;

- установление порядка и условий открытия резидентами банковских счетов в национальной и иностранной валюте, а также в драгоценных металлах за пределами страны;

- установление правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, а также определение порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами;

- установление форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Так, например, Национальный банк Республики Беларусь совместно с уполномоченными государственными органами в части валютной политики:

- устанавливает порядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осуществлении банковских операций, иностранной и национальной валюты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте;

- контролирует осуществление банками валютных операций;

- определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства;

- выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

5. Операции на открытом рынке. Они включают в себя проводимые эмиссионным банком:

- операции покупки-продажи ценных бумаг;

- операции на рынке кредитных ресурсов;

- операции на валютном рынке.

Наиболее широко используются операции на рынке ценных бумаг, так как они позволяют гибко регулировать объем денежных ресурсов коммерческих банков. Логика, в данном случае, проста.

При покупке центральным банком ценных бумаг у кредитных организаций резервы последних увеличиваются на сумму этих покупок, что позволяет укрепить ликвидность, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.

При продаже ценных бумаг коммерческим банкам, центральный банк тем самым уменьшает объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует сокращение кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций.

При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов:

- сделки РЕПО;

- валютные СВОПы;

- выпуск долговых сертификатов;

- привлечение средств в депозиты с фиксированным сроком и др.

Операции РЕПО и СВОП чаще всего применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок. Приоритет при этом имеют валютные СВОПы.

В свою очередь прямые операции с государственными ценными бумагами, оказывая влияние на изменение валютного курса, используются центральным банком для воздействия на денежно-кредитный рынок и валютный курс.

Операции центральных банков на открытом рынке могут осуществляться на регулярной и нерегулярной основе.

Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей или долгосрочные операции РЕПО.

Нерегулярные операции более многообразны и могут осуществляться конфиденциально на двухсторонней основе. Так, например, операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе.

6. Деятельность центрального банка по регулированию ликвидности банковской отрасли и процентных ставок на денежном рынке осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности или прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности.

Для поддержания ликвидности центральные банки используют:

- постоянно доступные инструменты:

- усреднение фонда обязательных резервов;

- однодневный расчетный кредит;

- гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков – первичных инвесторов на условиях РЕГЮ;

- инструменты, доступные с согласия или по инициативе центрального банка:

- операции по встречному размещению депозитов;

- ломбардный аукцион;

- ломбардный кредит по фиксированной ставке;

- переучет векселей;

- покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения;

- покупка иностранной валюты на условиях СВОП;

- инструменты дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В данном случае используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

Инструменты изъятия ликвидности используются для ограничения центральным банком кредитной экспансии коммерческих банков.

Так, например, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рынке средства банков принимаются в депозиты.

Чаще всего изъятие избыточной ликвидности осуществляется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Кроме того, для ограничения объемов ликвидности могут использоваться:

- штрафные процентные ставки;

- квотирование (прямые количественные ограничения на объемы путем установления индивидуальных лимитов);

- отказ в доступе.

Данные методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы. При этом лимиты вводятся в большинстве стран мира индивидуально для каждого банка.

При наступлении неожиданных негативных колебаний ликвидности, процентных ставок либо других значимых параметров финансового рынка в качестве инструментов антикризисного регулирования могут использоваться:

- валютные СВОПы;

- скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов;

- двухсторонние кредитные и депозитные операции;

- операции РЕПО с избранными кредитными организациями;

- двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов;

- выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

 

 

Надзор и контроль над банковскими операциями осуществляется на международном и национальном государственном уровнях. При этом все элементы регулирования основываются на международных стандартах.

Центральный банк осуществляет государственное регулирование банковской деятельности посредством:

- государственной регистрации и ликвидации кредитных организаций;

- установления запретов и ограничений, экономических нормативов;

- введения экономических санкций за нарушение предъявляемых требований;

- надзора за банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями;

- определения порядка организации внутрибанковского контроля и аудита;

- лицензирования банковских операций.

Помимо центрального банка работу кредитной системы могут контролировать также аудиторские организации и подразделения аудита самого банка, а также другие уполномоченные на то органы.

Система надзора представляет собой совокупность экономических и административных мер, финансовых и юридических инструментов, используемых для поддержания безопасности и повышения эффективности банковской деятельности.

К числу важных направлений надзора и контроля относятся:

- разработка систем раннего выявления проблемных банков. Центральный банк постоянно анализирует деятельность кредитных организаций и при выявлении ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, вправе применить меры воздействия;

- обеспечение адекватных резервов в целях эффективного управления банковскими рисками;

- усиление внимания к структуре активов и обязательств по срочности в целях регулирования и контроля риска ликвидности, как в отдельной кредитной организации, так и в банковской системе в целом;

- развитие надзора на консолидированной основе;

- трансграничный надзор за банками, имеющими дочерние банки и филиалы за рубежом.

Надзор за коммерческими банками может осуществляться в формах дистанционного наблюдения и контактного надзора.

Объектом надзора, в первую очередь, является работа банка с точки зрения соответствия законам и нормативным актам, регулирующим данную сферу экономических отношений, а также экономическим нормативам. Кроме того, тщательной проверке подлежит порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках, а также качество системы банковского менеджмента.

В целях выполнения надзорных функций центральный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка. В сроки, в порядке, в форме, установленные центральным банком, коммерческие банки представляют ему отчетность (отчетную документация) о своей деятельности. Информация, полученная в порядке банковского надзора, не подлежит разглашению, является конфиденциальной.

Для регулирования деятельности кредитных организаций и надзора за ними центральный банк:

- устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их выполнением;

- проверяет деятельность банков;

- направляет для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;

- применяет предусмотренные законодательством страны санкции к нарушителям.

Проверки проводятся представителями центрального банка или по его поручению аудиторскими организациями (аудиторами), имеющими лицензию центрального банка на проведение аудита.

Одним из видов контроля является пруденциальный надзор.

Цель надзора – защита потребителей банковских услуг от риска банкротства коммерческого банка и защита кредитной системы от риска "цепной реакции" банкротств банков.

Пруденциальный надзор минимизирует разнообразные риски коммерческих банков и выполняет функцию защиты публичных интересов акционеров и вкладчиков.

Элементами пруденциального надзора являются:

- контроль состава владельцев банка, проверка уровня квалификации руководителя банка и главного бухгалтера, оценка готовности банка к проведению банковских операций на стадии образования и лицензирования банков;

- документальный надзор за статистической и финансовой отчетностью банков (получение, проверка, анализ) в целях раннего выявления проблем в деятельности кредитной организации;

- инспекция работы с выездом на место, позволяющая оценить качество управления банком, состояние его внутреннего контроля.

Проверки кредитных организаций проводятся силами специалистов центрального банка, а в отдельных случаях – с привлечением аудиторских организаций.

В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

- минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка (устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5,0 миллионам евро);

- минимальный размер нормативного капитала для действующего банка (5,0 миллионов евро; при наличии лицензии на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению банковских счетов таких физических лиц, – в сумме, эквивалентной 25,0 миллионам евро).

- предельный размер неденежной части уставного фонда (в размере 20 процентов уставного фонда);

- нормативы ликвидности, достаточности капитала;

- максимальный размер риска:

- на одного должника (группу взаимосвязанных должников) - не может превышать 25 процентов от нормативного капитала банка;

- на одного инсайдера – физическое лицо (кроме индивидуального предпринимателя) и взаимосвязанных с ним физических лиц (кроме индивидуальных предпринимателей), – не может превышать 2 процентов от нормативного капитала банка;

- на одного инсайдера – физическое лицо (кроме индивидуального предпринимателя) и взаимосвязанные с ним юридические лица и (или) взаимосвязанных с ним физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может превышать 15 процентов от нормативного капитала банка;

- на одного инсайдера – юридическое лицо (физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем) и взаимосвязанных с ним лиц - не может превышать 15 процентов от нормативного капитала банка;

- максимальный размер крупных рисков - не может превышать шестикратного размера нормативного капитала банка;

- максимальный размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не являющихся членами ОЭСР (не входящих в группу «A») устанавливается в размере 100 процентов от нормативного капитала банка;

- норматив участия банка в инвестиционной деятельности;

- норматив валютного риска:

- величина суммарной открытой валютной позиции по всем видам иностранных валют и драгоценных металлов (за исключением мерных слитков) не может превышать 20 процентов от нормативного капитала банка;

- величина чистой открытой позиции по каждому виду иностранной валюты и драгоценного металла (за исключением мерных слитков) отдельно не может превышать 10 процентов от нормативного капитала банка;

- норматив участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций:

- в уставном фонде одной коммерческой организации – не более 5 процентов от нормативного капитала банка;

- в уставных фондах коммерческих организаций в совокупности – не более 25 процентов от нормативного капитала банка;

- максимальные размеры привлеченных средств физических лиц, т.е. предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском – не может превышать 1.

Перечень нормативов безопасного функционирования банков приводится в Главе 2 Инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 № 137.

Центральные банки используют не только экономические методы взаимодействия с кредитными организациями, но и административные. При этом возможны:

- передача проблемного банка в доверительное управление;

- наложение запрета на проведение отдельных банковских операций;

- отзыв или приостановление лицензии;

- выдвижение требования замены руководителей и главного бухгалтера;

- наложение штрафа и другие меры.

Таким образом, количество мер воздействия на кредитную организацию и степень их жесткости зависят как от уровня надежности и устойчивости кредитной системы, общей экономической стабильности в государстве, так и от исторического опыта надзорных органов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Применение. Хранение | Политико-правовые взгляды радикалов (Герцен, Чернышевский, анархисты)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.182 сек.