Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы общения

Содержание общения.

Механизмы общения

 

Зарубежные исследователи (Дж.Диз, Р. Д. Шан и др.) выделяют 3 механизма общения:

· перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга);

· интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия);

· коммуникативный (отвечающий за обмен информацией).

Все они взаимосвязаны и разделить их можно лишь условно.

Для тренировки перцептивного механизма общения нужно:

· быть внимательным к партнеру по общению;

· развивать коммуникативную память, наблюдательность в процессе общения (улавливать малейшие изменения в поведении партнера по движению глаз, мимике, микромимике, экспрессии);

· предвосхищать реакцию собеседника;

· уметь анализировать внешнее поведение людей;

· учиться осознавать психологические сигналы по внешнему рисунку поведения человека;

· в процессе общения постоянно думать о партнере;

· изменять собственную систему общения в связи с изменениями в выразительном поведении партнера?

К интерактивному механизму общения относятся следующие механизмы поведения участников:

· содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов);

· противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия);

· бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).

Для развития интерактивного механизма общения целесообразны формы деятельности, направленные на определение места каждого члена группы в той или иной ситуации, на поощрение поиска проблемного решения, на нахождение новых путей для сотрудничества, на умение доверять и доверяться. Все эти умения в совокупности развивают в человеке способность ориентироваться в новой обстановке, не боясь показаться смешным.

Для коммуникативного механизма общения характерны следующие операции:

· точное ориентирование высказывания на собеседника;

· отражение в сообщаемом вашего личного отношения;

· отбор формы передачи информации;

· выбор речевых средств и ситуации информирования;

· предвидение реакции партнера;

· способность конкретизировать информацию по ходу высказывания, приспособить ее к партнеру;

· учет индивидуальных особенностей собеседника и др.

 

Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

1.Передача от человека к человеку информации.

2.Восприятие партнерами по общению друг друга.

3.Взаимооценка партнерами по общению друг друга.

4.Взаимовлияние партнеров по общению друг на друга.

5.Взаимодействие партнеров друг с другом.

6.Управление групповой или массовой деятельностью и т.д.

 

 

Общение чаще всего происходит в следующих традиционных формах:

· ритуал. Не несущая глубокого смысла формальность, принятая обычаем форма. Военные отдают при встрече честь, в средние века надо было сделать 16 ритуальных подскоков, а тут такая же формальность—надо произнести "Как дела?". На это собеседник так же формально ответит: "Нормально".

· развлечение, "Привет! Как дела?"—может быть и началом развлечений, с подтекстом: "Рассказывай, что знаешь интересного". Тогда начинается более-менее занимательный треп, в котором люди привычно коротают время.

· психологическая игра, негативная манипуляция. "Ну, как дела?", произнесенное с соответствующей интонацией, значит "Ну, попался", когда спрашивающий уже заранее уверен, что здесь что-то "не то" и собирается по этому поводу "врезать".

· деловое общение. Мне нужна информация, мне ее дают. Партнер по общению здесь - только источник информации, а не человек со своей судьбой, дыханием и поиском.

· близость, живой контакт любящих (хотя бы чувствующих) друг друга людей. "Как дела?" здесь значит: "Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хорошо?", а ответное "Хорошо" может расшифровываться: "Я тебя тоже очень рада видеть, и теперь с тобой рядом мне просто замечательно..." Эти двое встретились.

 

6. В осемь функций (целей) общения:

 

1) контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

 

2) информационный обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, выводами и т.д.;

 

3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

 

4) координационная — взаимное ориентирование и согласование, действий при организации совместной деятельности;

 

5) понимание — не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

 

6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

 

7) установление отношений — осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

 

8) оказание влияния — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура общения | Основные понятия. Предмет, метод и задачи планирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.