Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содружество Независимых Государств: общая характеристика, структура и эволюция

Вопросы: 1. Содружество Независимых Государств: общая характеристика, структура и эволюция. 2.Экономические, военно-политические и гуманитарные аспекты интеграции стран СНГ 2.1.Экономика. 2.2.Военно-политическая сфера. 2.3.Гуманитарные вопросы.

Тема: Причины и последствия распада СССР. Структура и эволюция СНГ.

Лекция 1.

Эндогенные процессы

Ныне доказано: земная кора постоянно активна в любой точке, и мы не замечаем этого через медленные изменения и их малый масштаб.

Скорость вертикальных современных движений изменяется в Европе от +9,4 до - 3,7 мм за год, в Японии - от +53,0 к -19,0 мм за год. Мексиканский залив каждый год опускается более чем на 10 мм, Аляска за это время поднимается почти на 40 мм.

Считается, что для современных больших гидротехнических сооружений и любых долговременных зданий опасными являются уже колеблющиеся движения, скорость которых изменяется на 1-2 мм за год. Такие опасные движения разрушают трубопроводы, плотины, мосты, здания. Современное проектирование и эксплуатация инженерных сооружений, освоение новых территорий невозможно без учета процессов, связанных с современными движениями земной коры. Современные движения, кроме медленного действия, проявляются внезапно в виде землетрясений. Во время землетрясений смещения поверхности Земли по вертикали может достичь десятков сантиметров, нескольких метров и даже сотен метров, образовывая сбросы, уступы, трещины, гребни, обвалы.

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Концепция ноосферы предполагает разработку модели оптимального взаимодействия природы и общества по всем основным параметрам обменных процессов, происходящих между ними: вещество, энергия, информация. Основной направленностью является повышение жизнепригодности природной среды для существования общества.

 

Содружество Независимых Государств (СНГ) — региональная международная организация, регулирующая отношения сотрудничества по различным областям деятельности между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

СНГ было основано главами БССР, РСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», вошедшего в историю как Беловежское соглашение.

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращает своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7.

Началом формирования координирующих структур Содружества можно считать принятое 30 декабря 1991 г. Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ. Совет глав государств стал высшим координационным органом Содружества (ст. 1), собирающимся не реже 2 раз в год. Статус Совета глав правительств не был определен, но он выполняет функции рабочего консультативного органа, собирающегося раз в квартал.

Рабочим языком межгосударственного общения был признан русский язык. В стремлении каждой страны к максимальной независимости и равноправию были приняты статьи 2 и 3 Временного соглашения, предоставлявшие каждому государству – члену СНГ право блокировать невыгодные для него решения и право неучастия в принятии документов, не представлявших заинтересованности для них. Такая необязательность общих решений изначально превратила СНГ в рыхлое аморфное образование, наподобие старинного польского сейма. Обычной практикой стало выборочное подписание межгосударственных документов. В таких условиях трудно говорить даже о конфедерации (в качестве которой многие поначалу мыслили Содружество). Так, традиционно уклоняются от подписания большей части соглашений Украина, Грузия, Азербайджан, Молдова, Туркмения.

Первоначально было признано необходимым параллельно с формированием национальных армий сохранить и объединенные вооруженные силы СНГ с единым главным командованием. На практике же основной функцией Главкомата СНГ стал раздел вооруженных сил СССР и их имущества.

Параллельно в качестве рабочего консультативного органа учреждался Совет министров обороны стран СНГ. В настоящее время в него входят 9 государств – Россия, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизия. Игнорируют это сотрудничество, в основном формальное, Украина, Туркмения и Молдова.

Гораздо более продуктивным оказался разработанный в мае 1992 г. пакет соглашений о коллективных миротворческих силах СНГ под объединенным командованием. В дальнейшем эти силы приняли реальное участие в усмирении либо локализации гражданских и межэтнических конфликтов на территории Содружества.

Наконец, 22 января 1993 года был принят Устав СНГ – основной документ, регулирующий устройство и деятельность Содружества. В его преамбуле в качестве основной причины создания Содружества отмечаются «историческая общность народов и сложившиеся между ними связи». Раздел 1 Устава подчеркивает, что СНГ «не является государством и не обладает наднациональными полномочиями», перечисляет цели Содружества (сводящиеся к всестороннему сотрудничеству в интересах взаимной выгоды и прогресса) и принципы взаимоотношений, в целом повторяющие принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН и Заключительном акте Хельсинкского общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству 1975 г. Раздел 2 оговаривает вопросы, связанные с членством в СНГ, порядком вступления и выхода из него. Этот раздел наиболее уязвим. Так, в 1994 г. Экономический суд СНГ определил, что Украина, Туркмения и Молдова, не ратифицировавшие Устав СНГ в течение года, не являются членами Содружества, но лишь его участниками. Однако различий в статусе членов и участников СНГ нет ни в Уставе, ни в более поздних документах. 3-й раздел Устава гласит о совместной политике в сфере безопасности, 4-й – о мирном урегулировании взаимных конфликтов, 5-й – о формировании общего экономического и информационного пространства и о сотрудничестве в гуманитарной сфере. 6-й раздел определяет органы Содружества (в реальности уже сложившиеся к тому времени). Помимо Совета глав государств и Совета глав правительств, к важнейшим из них были отнесены Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Главное командование объединенных вооруженных сил, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд, Комиссия по правам человека. Местопребыванием всех этих органов, кроме Совета министров обороны и Совета командующих погранвойсками, была избрана столица Белоруссии Минск. Однако большинство заседаний Совета глав государств проходили в Москве, что отражает реальную доминирующую роль России в Содружестве. Кроме того, Устав предусматривает возможность образования органов отраслевого сотрудничества, которых в дальнейшем было образовано около 70-ти (наиболее важные из них перечислены выше) и которые часто преобразуются и реорганизуются. В этом же разделе подтверждается статус русского языка как рабочего языка Содружества. 7-й раздел посвящен работе Межпарламентской ассамблеи СНГ, местопребыванием которой определен Санкт-Петербург. 8-й раздел устанавливает долевое финансирование органов Содружества и раздельное – экспертов и консультантов. Заключительный, 9-й раздел определил годичный срок ратификации Устава членами Содружества и его регистрацию в ООН.

К настоящему времени структура органов Содружества существенно отличается от уставной. Одним из наиболее эффективных, реально действующих органов показала себя Межпарламентская ассамблея. Помимо прочего, она установила постоянные контакты с парламентской ассамблеей Евросоюза. Реально возросла роль Совета министров иностранных дел, превратившегося из совещательного в исполнительный орган, принимающий решения в периоды между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств.

Упразднен Главкомат СНГ (в августе 1993 г.). Координационно-консультативный комитет в 1993 г. был преобразован в Исполнительный секретариат, а в 1999 г. – в Исполнительный комитет СНГ, возглавляемый исполнительным секретарем. К неуставным, но реально действующим органам относятся Экономический совет и Совет коллективной безопасности.

В сентябре 1993 г. был подписан договор об Экономическом союзе в рамках СНГ, предусматривавший постепенную интеграцию национальных экономик по образцу Евросоюза. К союзу вскоре присоединились практически все государства Содружества, кроме Туркмении; Украина вошла в него на правах ассоциированного члена. Год спустя для руководства практической работой союза был учрежден Межгосударственный экономический комитет, разместившийся в Москве. Из-за отсутствия реальных действий комитет был упразднен в 1999 г., но уже год спустя воссоздан под названием Экономического совета. Возглавляет его исполнительный секретарь СНГ, в президиум входят заместители глав правительств стран-участниц. Однако до сих пор Экономический союз СНГ не ушел дальше первого этапа заявленных при его образовании задач, а именно – формирования зоны свободной торговли, так и не завершенного по причине противоречий между его участниками.

Экономический суд СНГ призван обеспечивать единообразие применения договоров и соглашений в государствах Содружества и решать спорные экономические вопросы между ними.

СНГ как международная организация имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подписанный в Ташкенте в мае 1992 г., в нее входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1992 с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000 Таможенный союз перерос в сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей. 5 июля 2010 г. Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Заявление о вступлении в действие

Таможенного кодекса.

■ Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры.

Одна из них — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС).

Вторая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации.

В 2002—2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ. В ОДКБ регулярно проводятся совместные учения.

Одна из оборонных структур — это Объединённая система ПВО СНГ. В 2005 году в рамках СНГ утверждены ассигнования на ПВО в размере 2,3 млрд руб. против 800 млн руб. в 2004 году.

В 2010 году Председательство Российской Федерации в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в рамках реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, принятой Советом глав государств Содружества в Душанбе 5 октября 2007 года.

Российское председательство ставит перед собой следующие цели:

дальнейшее укрепление и развитие Содружества как международной региональной организации, повышение его авторитета и влияния;

содействие консолидации усилий стран Содружества в максимально полном выполнении основных задач, поставленных на 2010

год;

■ продолжение работы по основным направлениям, заявленным в предыдущие годы;

содействие повышению эффективности структур и органов Содружества;

наращивание противодействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса.

Ключевой задачей российского председательства является выполнение решения Совета глав государств СНГ от 10 октября 2008 года об объявлении 2010 года в Содружестве Годом науки и инноваций.

В этой сфере предусматривается осуществить разработку и принятие Основных направлений долгосрочного сотрудничества государств-участников СНГ в инновационной сфере, Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, Соглашения о формировании единой научно-исследовательской и образовательной инфраструктуры государств-участников СНГ, Совместной инициативы (Стратегического плана) государств-участников СНГ по стратегии развития нанотехнологий. Кроме того, на базе Объединенного института ядерных исследований в г. Дубна был создан Международный инновационный центра нанотехнологий СНГ в увязке с созданием Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

Целью указанных инициатив является содействие формированию единого научно-технического пространства СНГ, единых производственной, научно-исследовательской и образовательной баз государств-участников СНГ, имея в виду достижение и поддержание паритета с передовыми странами мира в этой сфере, прежде всего за счет межотраслевой координации, концентрации ресурсов, повышения эффективности работ и создания благоприятных условий для ускоренного введения в хозяйственный оборот новой конкурентоспособной продукции.

В I квартале 2010 года прошла конференция «Научно-технологическое и инновационное развитие государств-участников СНГ - перспективы дальнейшего углубления интеграционного сотрудничества», в рамках Московского салона инвестиций и инноваций национальных экспозиций стран Содружества. В IV квартале 2010 года планируется проведение научно-практической конференции

«Состояние и дальнейшее развитие сотрудничества государств-участников СНГ в области нанотехнологий» с участием представителей государственных органов стран СНГ, организация в государствах-участниках СНГ серии симпозиумов, семинаров и других научно-технических мероприятий с целью отбора совместных проектов.

Особый акцент в рамках российского председательства сделан на проведении мероприятий по празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в том числе в контексте провозглашения 2010 года в Содружестве Годом ветеранов Великой Отечественной войны, который проходит под лозунгом «Мы победили вместе». Основу юбилейных торжеств составляет утвержденный решением Совета глав государств СНГ 10 октября 2008 года План основных мероприятий по подготовке и празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Одним из центральных пунктов Плана является проведение в Москве военного парада с участием ветеранов и тружеников тыла из государств-участников Содружества, стран Балтии и государств антигитлеровской коалиции и вручение юбилейных медалей «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В рамках этих торжеств предлагается провести неформальный саммит СНГ.

В рамках СНГ был поставлен вопрос о возможности осуществления единовременной денежной выплаты участникам Великой Отечественной войны, а также обеспечения им бесплатного проезда в общественном транспорте в период проведения праздничных мероприятий, связанных с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Финансирование расходов на проживание и питание участников праздничных мероприятий осуществлялся за счет приглашающих государств, проезд - за счет направляющих государств-участников Содружества в порядке, определяемом правительствами соответствующих государств.

В сфере экономического взаимодействия основной задачей стало претворение в жизнь Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Особое внимание уделяется обеспечению благоприятных условий для расширения и упрощения движения товаров и услуг на внутреннем рынке СНГ. Речь идет, прежде всего, о работе над проектом Договора о зоне свободной торговли, разработанного Российской Федерацией.

В сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности предусматривается проведение мероприятий, направленных на выполнение основных положений Комплекса совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств-участников СНГ.

В сфере транспорта первостепенное внимание уделяется реализации Приоритетных направлений сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, а также вопросам выполнения первого этапа (2008-2010 годы) Основных направлений развития рынка международных автотранспортных услуг, который предусматривает разработку и принятие гармонизированных нормативных правовых актов в области международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов, разработку предложений по механизмам контроля за соблюдением принципов добросовестной конкуренции на рынке международных автотранспортных услуг, формирование научно-технического потенциала.

В области энергетики активно реализуются Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в сфере энергетики, завершения разработки рамочной программы по сотрудничеству государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии «СОТРУДНИЧЕСТВО «ATOM-СНГ», а также принципов взаимодействия и основных направлений сотрудничества государств-участников СНГ по развитию возобновляемых видов энергетических ресурсов.

В сфере социально-трудовых отношений и миграции населения в настоящий момент совершенствуется нормативно-правовая база в целях обеспечения соответствующих социальных гарантий гражданам государств-участников СНГ.

Особое внимание уделялось повышению эффективности согласованной государственной миграционной политики на основе достижения соответствия

объемов, направлений и структуры миграционных потоков интересам мигрантов и принимающих государств. Обеспечивается выполнение Программы сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 годы.

Был рассмотрен вопрос о разработке и создании системы обмена информацией о потребностях в трудовых ресурсах национальных рынков труда, а также усилении нормативно-правового регулирования в области трудовой миграции в целях обеспечения баланса интересов использования национальных трудовых ресурсов и привлечения иностранных работников при формировании рациональной и сбалансированной структуры рынка труда, предупреждения и предотвращения неформальной занятости иностранных граждан.

В сфере экологии и защиты окружающей среды разработана программа межгосударственного сотрудничества по улучшению экологических показателей окружающей среды, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию информационной базы по экологическому мониторингу.

Планируется продолжить работу по созданию Резервного фонда государств-участников СНГ по оказанию помощи государствам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В сфере межрегионального и приграничного сотрудничества особое внимание уделяется вопросам реализации Концепции межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ от 15 сентября 2004 года и Конвенции о приграничном сотрудничестве государств-участников СНГ от 10 октября 2008 года, приданию динамизма работе Совета по приграничному сотрудничеству.

В гуманитарной сфере основные усилия направлены на дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма, включая разработку мероприятий, обеспечивающих расширение обмена печатными изданиями и телерадиопродукцией.

Важным моментом является поддержка деятельности Совета по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества, развитие взаимодействия Фонда с другими международными институтами, занимающимися гуманитарной проблематикой, в том числе с Россотрудничеством.

С учетом важности молодежной проблематики и необходимости обеспечить преемственность объявленного в 2009 году в Содружестве Года молодежи планируется разработать и принять в период российского председательства Стратегию развития международного молодежного сотрудничества на период до 2020 года.

В сферах борьбы с новыми вызовами и угрозами особое внимание будет уделяется выполнению межгосударственных программ по вопросам сотрудничества. Будет расширяться взаимодействие профильных структур СНГ (Антитеррористический центр, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью) с соответствующими структурами других региональных организаций (ШОС, ОДКБ, АСЕАН), а также Контртеррористическим комитетом и Управлением по борьбе с наркотиками и преступностью ООН.

В сфере внешнеполитического взаимодействия активизирована работа по реализации договоренностей, зафиксированных в Концепции дальнейшего развития СНГ.

В сфере институционального развития СНГ близки к завершению процессы формирования ряда советов, оптимизирована активность отраслевых органов Содружества путем реализации Общего положения об органах отраслевого сотрудничества СНГ.

Решение задач председательства осуществляется в сотрудничестве с Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, в частности, в организации и проведении научных конференций, а также массовых общественно-политических мероприятий, в том числе с целью противодействия усиливающимся попыткам героизации фашизма и его пособников и фальсификации истории Второй мировой войны.

Российская Федерация готова работать по всем направлениям многостороннего взаимодействия и в полной мере способствовать реализации принятых в рамках СНГ и разработке новых договоров, соглашений, планов и программ.

В заключение можно выделить основные тенденции структуры и эволюции СНГ, проявившиеся за полтора десятка лет с момента его создания:

1. Невзирая на несомненные общие интересы, обусловленные многовековой общностью исторической судьбы и определившие потребность в продолжении интеграции, до сих пор Содружество является в целом достаточно аморфным образованием. Очевидно, это вызвано как еще неутихшими национальными амбициями и стремлением к самоутверждению, временно неизбежными для, в прошлом несамостоятельных, народов после распада любой многонациональной империи, так и более серьезным фактором социокультурной разнородности стран бывшего СССР.

Среди них можно выделить три основных группы: 1) Украина, Молдова, Грузия и Армения – республики, близкие к России по религии, отчасти культуре и (Украина) этнически, но в силу разных обстоятельств (в частности, первые три – по причине внутренней регионально-этнической разнородности и связанных с ней проблем) находящиеся на перепутье между Россией и Западом (хотя правящие элиты первых трех пока однозначно тяготеют к Западу); 2) страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), бесповоротно определившиеся в сторону Запада в силу культурной и религиозной общности, усиленной событиями повторного насильственного присоединения к СССР и укоренившимися после него антирусскими настроениями (хотя последние носят очевидно временный характер); 3) государства Центрально-Азиатского региона (Узбекистан, Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия) и Азербайджан, представляющие собой часть исламского мира и находящиеся на пересечении влияний России и крупных соседних стран Востока, прежде всего Турции и Ирана. Особняком стоит Белоруссия, наиболее близкая к России этнически и культурно, а также ввиду особых политических обстоятельств, определивших ее дальнейшее развитие.

Таким образом, налицо три геополитических центра притяжения государств постсоветского пространства: Россия, Западная Европа вкупе с США и исламский Восток.

2. Связанная с этим и усиливающаяся тенденция к образованию региональных экономических и политических союзов внутри Содружества и к развитию разнообразных двусторонних связей как между собой, так и с Россией, с учетом специфики каждого государства.

Вместе с тем представляется преждевременным говорить об отсутствии перспектив у СНГ в целом. Нельзя игнорировать неизгладимый отпечаток, наложенный общей исторической судьбой и сохраняющийся во многих проявлениях экономики, политики и культуры. Эйфория независимости и иллюзорных надежд на легкую помощь Запада уже проходит как у России, так и у ее соседей, и это оживило тенденции к сотрудничеству между ними на рубеже тысячелетий (пусть не в рамках всего СНГ, а преимущественно на двустороннем уровне). Вопрос о будущем Содружества остается открытым, но по всей видимости, особые отношения с Россией сохранятся и по многим направлениям будут прогрессировать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные сведения о природной среде | Экономика. Экономические, военно-политические и гуманитарные аспекты интеграции стран СНГ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.